Дело № 12-515/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
гор. Волгоград 10 сентября 2015 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Шумакова Т.В. рассмотрев жалобу Дягилева ФИО7, действующего в интересах заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Самохвалова ФИО8, на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
По постановлению заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра образования и науки Волгоградской области (на настоящее время министерство преобразовано в комитет образования и науки Волгоградской области) Самохвалов С.В. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Дягилев А.И., действующий в интересах Самохвалова С.В., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с жалобой, в которой просит названное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях Самохвалова С.В. состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Самохвалов С.В. и его представитель Дягилев А.И., доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Просили постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО9. отменить, производство по жалобе прекратить.
Представитель заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО4 – Коршунов Л.Л., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, пояснив, что действия заместителя министра образования и науки Волгоградской области Самохвалова С.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.51.3 КоАП РФ, в связи с чем, он обоснованно привлечен к административной ответственности. Наказание было назначено с учетом данных о личности правонарушителя, тяжести совершенного административного правонарушения. Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав объяснения участников административного производства, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статья 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы «Доступная среда» содержит перечень основных мероприятий.
Пункт 16 перечня основных мероприятий государственной программы «Доступная среда» содержит мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».
Согласно разделу 2 государственной программы «Доступная среда» для обеспечения единообразного унифицированного подхода к реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» приказом Минтруда России от 06.12.2012 № 2575 утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Цели и задачи программ субъектов Российской Федерации аналогичны целям и задачам государственной программы «Доступная среда». На реализацию мероприятий программы субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии.
Субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации следующих мероприятий: по линии Министерства образования и науки Российской Федерации «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».
В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 1225 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная, среда» на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей- инвалидов.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2014 № 1348-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, согласно которому бюджету Волгоградской области предоставляется из бюджета Российской Федерации на указанные цели 99 896 400 рублей.
Как следует из материалов дела, Минобрнауки России письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования направил перечень документов, которые необходимо приложить к соглашению.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № министерство образования и науки Волгоградской области направило в Минобрнауки России документы для заключения соглашения, в том числе заявку.
В ходе проверки установлено, что Министерством в Минобрнауки России не представлены выписка из Закона о бюджете Волгоградской области, устанавливающая расходное обязательство Волгоградской области по финансированию проведения мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов и пояснительная записка к выписке из закона о бюджете Волгоградской области на ДД.ММ.ГГГГ
Губернатором Волгоградской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Минобрнауки России, которым Правительство Волгоградской области гарантирует обеспечение софинансирования в объеме 42 812 700 рублей из средств, областного бюджета в целях реализации в Волгоградской области мероприятий государственной программы «Доступная среда».
ДД.ММ.ГГГГ между Минобрнауки России и Правительством Волгоградской области заключено Соглашение № о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ заключено Дополнительное соглашение № к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ответственным исполнителем областной целевой программы № является министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области, одним из соисполнителей Программы - Министерство.
Проверкой соблюдения условий предоставления в ДД.ММ.ГГГГ субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, предусмотренных п. 4 Правил и п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено следующее.
Министерством, как соисполнителем и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы №, не соблюдены положения областной целевой программы №, а именно: своевременно не проинформирован ответственный исполнитель областной целевой программы № о необходимости внесения изменения в областную целевую программу № в части включения мероприятия по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Кроме того, областная целевая программа № не предусматривает значение показателя результативности указанного мероприятия.
Законом Волгоградской области об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходного бязательства Волгоградской области в сумме 42 812 700 рублей, на финансирование, которого предоставлена субсидия.
Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждено Положение о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с п. 2.2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ главные распорядители средств областного бюджета при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период готовят проекты государственных программ Волгоградской области отдельно по действующим и принимаемым обязательствам, а также предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета и предложения по изменению бюджетных ассигнований на реализацию утвержденных государственных программ Волгоградской области.
Вместе с тем, Министерство, как главный распорядитель средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы № не инициировало подготовку проекта правового акта о внесении изменений в областную целевую программу № в части включения мероприятия по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и значения показателя результативности указанного мероприятия, а так же объема принимаемых в 2014 году обязательств на реализацию указанного мероприятия за счет средств бюджета Волгоградской области в сумме 42 812 700 рублей.
В результате, нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов (в виде субсидии из федерального бюджета), предусмотренные пп. «а», «в», «г» п. 4 Правил, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№
Средства субсидии из федерального бюджета в сумме 99 896 400 рублей использовались Министерством в ДД.ММ.ГГГГ при невыполнении обязательств, предусмотренных п. 1.2 заключенного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№
Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра образования и науки Волгоградской области Самохваловым С.В., как должностным лицом Министерства, ответственным за обеспечение соблюдения получателями субвенций, межбюджетных субсидий условий, установленных при их предоставлении, выполнение Министерством полномочий главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, обеспечение исполнения полномочий Министерства по разработке, координации и сопровождению областных и ведомственных целевых программ в области образования в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, должностной компетенции, подготовку проектов правовых актов Волгоградской области в пределах компетенции курируемых отделов, не были приняты действенные меры.
В результате, Самохваловым С.В. не обеспечено соблюдение Министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов (в виде субсидии из федерального бюджета), предусмотренных пп. «а», «в», «г» п. 4 Правил, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 15.15.3 КоАП России.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО6 составлен протокол № в отношении заместителя министра образования и науки Волгоградской области Самохвалова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.3 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области ФИО4№П/29 заместитель министра образования и науки Волгоградской области Самохвалов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу подп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции от 19 декабря 2013 года) дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ) – рассматривают судьи районных судов.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, административный орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, обязано передать его на рассмотрение суда, поскольку в пункте втором части третьей статьи 23.1 КоАП РФ установлена исключительная судебная подведомственность в отношении таких дел.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В данном случае местом административного правонарушения следует считать <адрес>.
Таким образом, рассмотрение данного дела подведомственно судье Ворошиловского районного суда г. Волгограда.
Несмотря на то, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя министра образования и науки Волгоградской области Самохвалова С.В. относится к исключительной подсудности (подведомственности) районного суда, постановление по делу было вынесено заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО4.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ должностному лицу надлежало передать протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на рассмотрение по подведомственности в Ворошиловский районный суд г. Волгограда, поскольку рассмотрение дела не относится к компетенции данного органа.
В связи с допущенными указанными существенными нарушениями положений Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>ФИО4 в отношении заместителя министра образования и науки Волгоградской области Самохвалова С.В. нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
На настоящее время не истекли сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, привлечения Самохвалова С.В. к административной ответственности.
В связи с чем, постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области ФИО4 подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в Ворошиловский районный суд г.Волгограда, правомочному рассмотреть данное дело.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Самохвалова ФИО10 отменить и возвратить на новое рассмотрение в Ворошиловский районный суд г.Волгограда, правомочному рассмотреть данное дело.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда.
Судья подпись Т.В. Шумакова