ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-516/2021 от 09.08.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-516/2021

РЕШЕНИЕ

09 августа 2021 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г.Перми (межрайонное) Кустовой Е.З. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г.Перми от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад № 407» Фроловой Н.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата прекращено производство по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад № 407» г.Перми Фроловой Н.Н. по факту не предоставления в полном объеме не позднее Дата сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период 2020 года.

В судебном заседании заявитель - заместитель начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г.Перми (межрайонное) Кустова Е.З. не участвовала, от начальника Управления направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу – заведующая Фролова Н.Н. в судебном заседании не участвовала, с адреса регистрации вернулся конверт по истечении сроков хранения.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователями являются в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 указанного закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения о застрахованных лицах порядок их представления утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 1 февраля 2016 года № 83, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 19.05.2021).

Согласно материалам дела, Фролова Н.Н. являясь должностным лицом, ответственным за своевременное представление сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представила в органы Пенсионного фонда РФ не в установленный законом срок сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, Дата вместо Дата.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата производство по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад № 407» г.Перми Фроловой Н.Н. прекращено.

В деле имеется постановление мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г.Перми Дата, согласно которому, должностное лицо Фролова Н.Н. признана виновной по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей по факту несвоевременного представления в органы Пенсионного фонда РФ в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, Дата вместо Дата

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Мировой судья, установив, что в отношении Фроловой Н.Н. уже вынесено постановлении об административном правонарушении за тот же отчетный период, прекратил производство по настоящему делу о привлечении к административной ответственности.

Довод жалобы о том, что нарушения, указанные в постановлении мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г.Перми от Дата в отношении Фроловой Н.Н. по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, связаны с несвоевременным предоставлением сведений в отношении ФИО, а протокол от Дата, производство по которому мировым судьей прекращено, касается предоставления Дата вместо Дата сведений в отношении ФИО, к отмене вынесенного мировым судьей постановления не ведет в силу следующего.

Непредставление страхователем - организацией за один отчетный период сведений на несколько застрахованных лиц - работников охватывается одним составом административного правонарушения.

Субъектом правонарушения по ст. 15.33.2 КоАП РФ являются должностные лица юридического лица - страхователя.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 № 8-П ст. 15.33.2 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. В своем Постановлении от 04.02.2019 N 8-П Конституционный Суд РФ указал следующее. Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, КоАП РФ закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела (п. 7 ч. 1 ст. 24.5).

Для целей недопущения привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» КоАП РФ, а именно, в примечании к ст. 15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» содержится положение, в силу которого административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в этой статье, ст. ст. 15.4 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в его ст. 2.4, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это примечание действует без изменений с момента введения в действие КоАП РФ.

Статьи, на которые распространяет свое действие примечание к ст. 15.3 КоАП РФ, устанавливают административную ответственность только для должностных лиц (за исключением ч. 1 его ст. 15.6, предусматривающей ответственность также и для граждан). С учетом того что глава 16 Налогового кодекса РФ содержит ряд схожих составов налоговых правонарушений, предполагается, что это примечание направлено на недопущение привлечения субъекта правонарушения к двойной ответственности за одно и то же деяние (в данном случае - в налоговой сфере).

Положение ст. 50 (часть 1) Конституции РФ, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП РФ об административных правонарушениях посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статьям КоАП РФ и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей по общему правилу карательный, а не восстановительный характер.

Наличие решения должностного лица Пенсионного фонда от Дата об уведомлении о составлении протокола, протокол от Дата в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушение свидетельствует о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же действие.

Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, вступившего в силу 16.07.2020), определено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Вывод о правомерности вынесенного постановления согласуется с Распоряжением правления ПФР от 05.05.2010 № 120р, которое утвердило Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства о страховых взносах. В п. 1.3 этого документа Правление Фонда напоминает территориальным органам - при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности следует исходить из того, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения страхового законодательства Российской Федерации лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад № 407» г.Перми Фроловой Н.Н. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г.Перми (межрайонное) - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ.

Копия верна

Судья Е.В. Мухина