Дело ...
РЕШЕНИЕ
< дата >...
Судья Советского районного суда ... Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
с участием главы сельского поселения Шариповского сельсовета МР ... РБ Миргалиева М.Р., его защитников Сытдыкова А.Р., Енюшкина А.И.,
государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Ишмухаметова И.А.,
рассмотрев жалобу главы сельского поселения Шариповского сельсовета муниципального района ... Республики Башкортостан Миргалиева Марселя Ринатовича на постановление государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Ишмухаметова Ильдара Асхатовича №И 05/138-2021 от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее по тексту - Приуфимское территориальное управление Минэкологии РБ) Ишмухаметова И.А. №И 05/138-2021 от < дата > должностное лицо – глава сельского поселения Шариповского сельсовета МР ... РБ Миргалиев М.Р. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На указанное постановление Миргалиевым М.Р. принесена жалоба, в которой он просит решение должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Свои требования заявитель мотивировал тем, что данная несанкционированная свалка в ... Республики Башкортостан образовалась за длительный период времени, то есть задолго до вступления его на должность главы сельского поселения, но в протоколе должностное лицо указывает, что правонарушение совершено умышленно именно Миргалиевым М.Р., что не соответствует действительности. Кроме того, свалка находится на границе с населенным пунктом, который передан в аренду ИП Гильмановой Э.М. сроком до < дата > Данным обстоятельствам не дана оценка.
Между тем, не смотря на то, что ликвидация несанкционированной свалки не относится к зоне ответственности главы сельского поселения, в сентябре 2020 г. Миргалиевым М.Р. был организован вывоз мусора на полигон в объеме более 150 кубов ТБО, в зимнее время работа приостановилась. В марте был заключен договор с ООО «СанЭкоСервис» о проведении дезинфекционных работ. < дата > было вывезено 124 тонны ТКО. < дата > произвели демонтаж бункерной площадки, вместо одной площадки оборудовали две новые площадки. Неоднократно с населением проводились разъяснительные беседы о недопустимости вывоза ТКО на место свалки, проводилось дежурство с целью пресечения нарушений. Таким образом, принимаются все меры по ликвидации данной несанкционированной свалки. На основании изложенного просит отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от < дата > решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от < дата > (с учетом определения об исправлении описки от < дата >) изменено, исключен вывод о проведении по делу административного расследования (т.1, л.д.142-144, 147).
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от < дата > решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от < дата > состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения Шариповский сельский совет муниципального района ... Республики Башкортостан Миргалиева М.Р., отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Башкортостан (т.1, л.д.180-182).
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от < дата > решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от < дата > отменено, дело направлено на стадию подготовки к рассмотрению жалобы Миргалиева М.Р. в Советский районный суд ... (т.1, л.д.191-195).
В судебном заседании Миргалиев М.Р., его защитники Сытдыков А.Р. и Енюшкин А.И. поддержали доводы, изложенные в жалобе, пояснили, что Миргалиев М.Р. не является субъектом вменяемого правонарушения. Собственником земельных участков в границах сельского поселения Шариповский сельсовет является администрация ... Республики Башкортостан, следовательно, в силу Федерального закона Российской Федерации от < дата > N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно муниципалитет несет ответственность за ликвидацию свалки. В соответствии с правилами благоустройства, принятыми сельским поселением Шариповский сельсовет, последнее несет ответственность за уборку контейнерных площадок. В данном случае, контейнерных площадок на месте свалки не было. На схеме размещения отходов на территории сельского поселения указанная в постановлении должностного лица контейнерная площадка не числится. На основании изложенного просят прекратить производство по делу за отсутствием состава вменяемого правонарушения.
Должностное лицо Приуфимского территориального управления Минэкологии РБ Ишмухаметов И.А. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Пояснил, что в соответствии с решением Совета сельского поселения Шариповский сельсовет МР ... РБ ... «Об утверждении «Правил благоустройства, санитарного содержания территории СП Шариповский сельсовет МР ... РБ», именно сельское поселение должно заниматься благоустройством, к объектам которого относятся, в том числе контейнерные площадки. При составлении протокола должностным лицом посредством телефонного общения была получена информация от коллеги о том, что площадка, на которой образовалась свалка, включена в реестр накопления отходов. Кроме того, полагает, что виновность Миргалиева М.Р. подтверждает письмо ..., из которого следует, что она не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размещение ТКО произведено на земельном участке, находящемся на территории сельского поселения Шариповский сельсовет.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Миргалиева М.Р. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения < дата > ведущим консультантом Приуфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан Ишмухаметовым И.А. осмотра территории, расположенной в 0,1 км восточнее ..., была выявлена несанкционированная свалка, размерами 90 м в длину, 40 м в ширину, объемом более 300 куб.м. Часть несанкционированной свалки расположена на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:36:000000:2020, арендованных главой КФХ ИП Гильмановой Э.М., часть свалки находится на землях населенного пункта. На свалке размещены ТКО, солома, древесные отходы, крупно-габаритные отходы. Там же на месте старой контейнерной площадки стоят два контейнера (т.1, л.д.55-57).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы сельского поселения Шариповского сельсовета МР ... РБ Миргалиева М.Р. к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.49-52, 36-41).
Признавая главу сельского поселения Шариповского сельсовета МР ... РБ виновным в совершении административного правонарушения и назначая административное наказание в виде штрафа, государственный инспектор Приуфимского территориального управления Минэкологии РБ Ишмухаметов И.А. в постановлении по делу об административном правонарушении№И 05/138-2021 от < дата > со ссылкой на законодательство об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также на решение тридцать шестого заседания третьего созыва Совета СП Шариповский сельсовет МР ... РБ от < дата >... «Об утверждении «Правил благоустройства, санитарного содержания территории СП Шариповский сельсовет МР ... РБ», пришел к выводу о том, что Миргалиев М.Р. своим бездействием допустил несанкционированное размещение твердо-коммунальных отходов на почве, в черте населенного пункта, расположенного в 0,1 км восточнее ... Республики Башкортостан.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно положениям ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от < дата > N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от < дата > N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от < дата > N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями
Пункт 1 статьи 13.4 названного закона допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ч.ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.37 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальное образование наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 4 Устава муниципального района ... Республики Башкортостан, к вопросам местного значения муниципального района ... Республики Башкортостан относятся участие по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района ... (т.2, л.д.24 (оборот)).
На основании п.3 ст.8 Закона об отходах производства и потребления органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п.1 ст.8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как в своем постановлении, так и в ходе судебного разбирательства должностное лицо неоднократно ссылался на решение Совета сельского поселения Шариповский сельсовет МР ... РБ ... «Об утверждении «Правил благоустройства, санитарного содержания территории СП Шариповский сельсовет МР ... РБ», указывая на то, что именно сельское поселение должно заниматься благоустройством, к объектам которого относятся, в том числе контейнерные площадки, также в подтверждение приводя письмо Администрации муниципального района ... (т.1, л.д.48).
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ, ч.2 ст.7 Закона Республики Башкортостан от < дата > N 162-з «О местном самоуправлении в ...» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п.19).
То есть законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями закреплено только участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, Законом Республики Башкортостан от < дата > N 162-з «О местном самоуправлении в ...» на сельские поселения полномочия по созданию мест (площадок) накопления ТКО, утверждению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО не возложены.
На основании изложенного, проведенную сельским поселением Шариповский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан работу по ликвидации свалки следует рассматривать только как участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, тогда как бездействие именно Администрации муниципального района является невыполнением требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
В силу ч.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1 и 3 ст.28.6 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в 0,1 км восточнее ... установлена несанкционированная свалка, там же на месте площадки, включенной в реестр накопления отходов в ... РБ, стоят два контейнера, заваленные ТКО.
Как следует из материалов дела, решением Совета сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан ... от < дата > Миргалиев М.Р. избран главой сельского поселения (т.1, л.д.64).
Согласно ответу на судебный запрос Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан от < дата >... за период с сентября 2020 года по июль 2021 года площадка по накоплению ТКО в ... в реестр размещения отходов на территории сельского поселения Шариповский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан включена не была (т.2, л.д.3-6).
Довод инспектора о том, что информация по факту включения площадки в реестр накопления отходов в ... сельсовета ... Республики Башкортостан, полученная от коллеги по телефону, достоверна, объективно ничем не подтверждается. Как сотрудник административного органа, инспектор не может полагаться на доказательства, не подтвержденные документально.
Ссылка должностного лица на ответ ООО «Научный Производственный Центр «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» о том, что в соответствии с условиями контракта от 2019 года в ... при въезде имелась контейнерная площадка, зарегистрированная в системе ТКО-Башкортостан под номером 20960, на которой были установлены три бункера, не опровергают установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства.
Более того, из указанного письма следует, что вывоз ТКО осуществлялся нерегулярно, по заявкам, и в данном случае подтверждает доводы стороны защиты о предпринятых именно Миргалиевым М.Р. мерах по ликвидации несанкционированной свалки (т.2, л.д.22, т.1, л.д.104, 125).
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, вывод должностного лица о наличии в действиях Миргалиева М.Р. состава административного правонарушения является преждевременным.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст.24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
В силу положений чч.1 и 4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица, вынесенное в отношении главы сельского поселения Шариповский сельсовет МР ... Республики Башкортостан Миргалиева М.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Ишмухаметова Ильдара Асхатовича №И 05/138-2021 от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы сельского поселения Шариповский сельсовет МР ... Республики Башкортостан Миргалиева Марселя Ринатовича отменить, тем самым удовлетворив жалобу Миргалиева М.Р.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Егорова