Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Чертыгашева, 80, каб. № 218
19RS0001-02-2022-005984-95
12-516/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республика Хакасия 10 августа 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Зарубина А.В.,
при секретаре Шуваевой А.Е.,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление УФАС по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением врио руководителя УФАС по Республике Хакасия о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо уполномоченного органа – Государственного комитета по регулированию контрактной системы Республики Хакасия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу, должностное лицо ФИО1 обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что в законодательстве произошли изменения, в п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ законодателем закреплено, что при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд для подтверждения соблюдения ограничений участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции.
Представитель административного органа ФИО2 в судебном заседании возражала по доводам жалобы. Указала, что участник закупки в составе второй части заявки на участие конкурентной процедуре обязан предоставить информацию о промышленном товаре, предусмотренную п. 7 Постановления Правительства РФ №, а также выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности или копии сертификата СТ-1. Заказчику нужно было в комплексе исследовать необходимые документы.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что комиссией УФАС по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена жалоба ООО «» на действия уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок и его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные), лот № на 2 полугодие 2021 г. (закупка №), которая признана необоснованной.
При этом. Уполномоченный орган признан подп. 2 ч. 1 ст. 64, подп. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчикам, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о, контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом, в соответствии с п. 2 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановления Правительства РФ № 617) заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих' из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителе либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
В силу п. 7 постановления Правительства РФ № 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»; наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по – форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в. Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Кроме того, согласно п. 9 Постановления Правительства № 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением;, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного, вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно позиции Минпромторга России, изложенной в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу требований п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки в составе второй части заявки на участие конкурентной процедуре обязан представить информацию о промышленном товаре, предусмотренную п. 7 Постановления Правительства РФ №.
При этом, участник закупки на этапе исполнения контракта должен представить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности или копии сертификата СТ-1 (абзац второй п. 9 постановления №).
В связи с чем, Минпромторгом России отмечается, что механизм «третий лишний» следует применять в отношении продукции, произведенной на территории Российской Федерации - на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции; в отношении продукции, произведенной на территории государств - членов Евразийского экономического союза, - путем декларирования.
Абзацем третьим п. 9 Постановления № установлено, что, подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта выписку из реестра российской промышленной продукции или сертификат СТ-1.
Из вышеизложенного следует, что во второй части заявки, участники аукциона должны предоставить информации о нахождении закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации либо копию сертификата СТ-1 (для стран ЕАЭС).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и пунктом 23 Информационной карты аукционной документации Уполномоченным органом установлено следующее: К закупке применяется национальный режим, предусмотренный ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее - Приказ 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении №, Приложении № к настоящему приказу.
Преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении №, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении. № и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подп. 1.2 и 13 п. 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ наименования страны происхождения товара.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№: Подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Следовательно, Уполномоченным органом в аукционной документации не установлено требование о том, что подтверждением соблюдения ограничений, установленных Постановлением № является предоставление участником закупки в составе заявки информации о промышленном товаре, предусмотренную подп. Б п. 7 Постановления Правительства РФ №, что нарушает положения подп. 2 ч. 1 ст. 64, подп. 6 ч. 5 ст. 66 Закона, о контрактной системе.
Комиссия неправомерно допустила участников электронного аукциона, которые подлежали отклонению на основании пункта 2 Постановления Правительства №, поскольку вышеуказанные заявки не содержали следующую информацию: информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции для продукции, произведенной на территории Российской Федерации - на основании; декларирование о происхождении товара в отношении продукции, произведенной на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
При отсутствии данной информации участники электронного аукциона № (ООО «»), № (ООО «»), № (ЗАО НПО «»), № (ООО «»), № (ООО «»), № (ИП ), № (ООО «», № (ООО «»), № (ООО «», № (ООО «») на основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона приравниваются к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств и соответственно подлежали отклонению.
Таким образом, административный орган признал, что ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Однако, с таким выводом административного органа, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 содержит условия о подтверждении страны происхождения товара двумя возможными документами - выпиской из реестра российской промышленной продукций, или копией сертификата, указанного в подп. «б» п. 7 постановления.
Вместе с тем, в п. 9 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 указано, что при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд для подтверждения соблюдения ограничений участнику закупки в составе заявки необходимо представить выписку из реестра российской промышленной продукции.
Из чего следует, что данный пункт ограничивает заказчиков и уполномоченные органы тем, что конкретно указывает о представлений в составе заявки только информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федераций».
Таким образом, из материалов дела следует, что вывод административного органа, относительно виновности ФИО1 в совершении правонарушения, сделан без полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, установлены не все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку привлекая ФИО1 к административной ответственности, Хакасским УФАС оценка указанным выше обстоятельствам не дана.
Допущенные административным органом нарушения суд расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, изложенное, в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления по делу и возвращение дела на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы, а также приведенные в ходе судебного разбирательства, подлежат проверке и оценке в ходе нового рассмотрения дела, по результатам которого надлежит вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении в отношении должностного лица уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы Республики Хакасия ФИО1, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин