ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-516/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

№12-516/2022

РЕШЕНИЕ

, зал 604 ДД.ММ.ГГГГ 2022 года

Судья Центрального районного суда Ходкин ,

рассмотрев апелляционную жалобу директора ООО «» Мешкова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка Центрального СР , врио и.о. мирового судьи судебного участка Центрального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «», расположенного по адресу: , привлеченного к административной ответственности по ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Центрального СР , врио и.о. мирового судьи судебного участка Центрального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «» за бездействие, предусмотренные частью 1 ст. 19.4.1. ч.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства за то, что воспрепятствовало проведению проверки Государственной инспекции труда в по проведению проверки в ООО «», т.к. не исполнило требование о предоставлении документов в установленный законом срок – 10 рабочих дней с момента получения требования о предоставлении запрошенных для проверки документов, чем воспрепятствовало проведению проверки должностному лицу Роструда.

Директором ООО « Мешковым А.В. на данное постановление мирового судьи подана жалоба, в которой он просит постановление мирового судьи отменить, поскольку требование о предоставлении документов из ООО от инспекции труда вообще не получало и он не знал о том, что обязан предоставить в инспекцию какие-то документы, кроме того, он считает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек 18.01.2022г., т.к. согласно Решению о проведении документальной проверки от 04.10.2021г., проверка проводится в сроки с 05.10.2021г. сроком десять рабочих дней, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель Мешков А.В. и представитель Государственной инспекции труда в в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, поскольку ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало, судом принято решение о рассмотрении данной жалобы в их отсутствие.

Исследовав представленные материалы дела, изучив апелляционную жалобу заявителя суд приходит к следующим выводам.

Документарная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Особенностью документарной проверки является то, что инспектором исследуются представленные работодателем документы и содержащиеся в них сведения, связанные с целью, задачами и предметом проверки, без выезда к работодателю.

В соответствии с требованиями ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:1) получение письменных объяснений; 2) истребование документов;3) экспертиза.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы. Работодатель в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет должностному лицу инспекции указанные документы и (или) сведения (ч. 4 ст. 72 Закона о контроле (надзоре)).

Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если выполняются условия, указанные в ч. 4, 5 ст. 21 Закона о контроле (надзоре).

Согласно ч.4 Закона о контроле (надзоре), информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 5 Закона о контроле (надзоре), контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.

В соответствии со ст. 21 Закона о контроле (надзоре) могут осуществляться, в том числе, на бумажном носителе с использованием почтовой связи, в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме, либо по запросу контролируемого лица (ст. 21, ч. 9 ст. 98 Закона о контроле (надзоре)).

Срок документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Федеральной службе по труду и занятости или ее территориальных органах документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган (ч. 7 ст. 72 Закона о контроле (надзоре), п. 46 Положения). Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены работодателем инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если работодатель не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, он обязан незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого он может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом (ч. 4 ст. 80 Закона о контроле (надзоре)).

Согласно материалов дела, датой проверки является 26.11.2021года (л.д.11), но протокол об административном правонарушении составлен только 11.01.2022года, что нарушает сроки составления протокола, предусмотренные ст.28.5 КоАП РФ.

Кроме того, судом, при исследовании представленных материалов административного дела объективно установлено, что все документы, направляемые юридическому лицу по почте, им не получены, что подтверждается протоколом, где указано, что на день окончания проверки, письмо работодателем получено не было и вернулось в инспекцию труда(л.д.5).

Кроме того, как видно из выше приведенного анализа действующего законодательства, регулирующего порядок проведения документарной проверки, данный порядок должностными лицами государственной инспекции труда в грубейшим образом нарушен, поскольку Решение о проведении документарной проверки от 04.10.2021г. и требование о предоставлении документов ООО «», направленные почтовым отправлением по юридическому адресу ООО «», согласно отчету об отслеживании отправления с официального сайта Почты России прибыли в место вручения 07 октября 2021 года, а 07 ноября 2021 года возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения и 19 ноября 2021 года поступили в государственную трудовую инспекцию.

На основании чего в административном протоколе сделан вывод о том, что бездействие ООО », повлекло невозможность проведения Государственной инспекции труда в . Однако, суд не может согласиться с данными доводами, поскольку, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что ООО « не знали о существовании вышеуказанного требования, а, следовательно, в их действиях отсутствует бездействие, предусмотренное частью 1 ст.19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт надлежащего уведомления юридического лица путем электронного направления документов или сообщения по телефону.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка Центрального СР , врио и.о. мирового судьи судебного участка Центрального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО « расположенного по адресу: , привлеченного к административной ответственности по ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ, подлежит безусловной отмене, а производство по делу в отношении ООО «» подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.4.1 ч. 2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального СР , врио и.о. мирового судьи судебного участка Центрального судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица 72», расположенного по адресу: , привлеченного к административной ответственности по ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ, отменить как не законное и не обоснованное, производство по данному делу в отношении ООО «» прекратить в виду отсутствия состава данного административного правонарушения, жалобу директора ООО « Мешкова А.В., удовлетворить.

Судья С.В. Ходкин