ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-517/17 от 19.10.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №12-517/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Ижевск 19 октября 2017 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: судьи - Н.В. Дергачевой,

при секретаре – Шергиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного редактора АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО2 от <дата> о привлечении АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные скрыты> КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее также – Управление Роскомнадзора по УР) ФИО2 от <дата>. (в редакции определения об исправлении описки (опечатки) в постановлении по делу об административном правонарушении от <дата>) юридическое лицо АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» привлечено к административной ответственности по <данные скрыты> КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, главный редактор АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление от <дата>., в обоснование жалобы указывает, что постановление является незаконным и необоснованным. Как указано в оспариваемом постановлении, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности явилось то, что в номере газеты от <дата> указаны неполные выходные данные, а именно: не указаны сведения о зарегистрировавшем СМИ органе, указано «Региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ в УР», в то время как нужно указывать «Региональное управление регистрации и контроля соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в Удмуртской Республике», чем нарушены нормы ст.27 Закона «О СМИ». Вместе с тем, указанное выше наименование зарегистрировавшего органа указывается юридическим лицом в каждом номере уже на протяжении <дата> лет, а не только в номере от <дата>. Считает, что <данные скрыты> КоАП РФ установлена ответственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации с неполными или заведомо ложными выходными данными, а не за использование аббревиатуры в наименовании зарегистрировавшего органа. Также в постановлении не указано, что жалоба рассматривается по месту совершения правонарушения, ошибочно указано, что жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела. Просит отменить постановление старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных Роскомнадзора по УР ФИО2 № от <дата>. о привлечении АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» к административной ответственности по <данные скрыты> КоАП РФ.

Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> настоящая жалоба передана для рассмотрения по подведомственности в Первомайский районный суд г.Ижевска.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Указал, что использованы общепринятые сокращения – УР, СМИ.

Представитель административного органа Управления Роскомнадзора по УР по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы полагает необоснованными, считает обжалуемое постановление от <дата>. законным и обоснованным. Закон о СМИ не предусматривает использование в указании выходных данных печатного издания каких-либо сокращений, наименование регистрирующего органа должно быть указано полностью.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При этом суд указывает, что исходя из содержания ст.1.5 КоАП РФ, в производстве по делу об административном правонарушении обязанность доказывания факта совершения административного правонарушения и виновность лица в его совершении возложены на административный орган.

Как усматривается из текста оспариваемого постановления от <дата>., вынесенного старшим государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по УР ФИО2, в результате проведенного в период с <дата> на основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по УР в <дата> году планового систематического наблюдения в отношении выпуска печатного средства массовой информации газеты «Известия Удмуртской Республики» (свидетельство о регистрации СМИ от <дата>. № ), вышедшего в свет <дата>. (), обнаружено, что АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» допустило выпуск данного печатного издания с неполными выходными данными, а именно: в выходных данных газеты «Известия Удмуртской Республики» (выпуск () от <дата>.) не указаны сведения о зарегистрировавшем СМИ органе. В выходных данных указывается регистрирующий орган – Региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ в УР.

При этом, в соответствии со свидетельством о регистрации от 05.06.1998г. №У-0081 газета «Известия Удмуртской Республики» зарегистрировано Региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации в Удмуртской Республике.

Тем самым, АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» допущено нарушение ст.27 Закона «О средствах массовой информации», в связи с чем, АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» привлечено к административной ответственности по <данные скрыты> КоАП РФ на основании обжалуемого постановления от <дата>

Статьей 13.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в виде предупреждения или наложение административного штрафа для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Статья 27 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» предусматривает перечень обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск печатного издания: название издания; учредитель; фамилия и инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка «свободная цена», либо пометка «бесплатно»; адреса редакции, издателя и типографии.

Также, в соответствии со ст.27 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации», зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Согласно представленному суду оригиналу Свидетельства о регистрации средства массовой информации от <дата>, газета «Известия Удмуртской Республики» зарегистрировано регистрирующим органом с полным дословным наименованием «Государственный комитет Российской Федерации по печати Региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации в Удмуртской Республике».

Таким образом, вывод административного органа о том, что в выходных данных газеты «Известия Удмуртской Республики» выпуск от <дата> (), должно указываться наименование регистрирующего органа как «Региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в Удмуртской Республике» не соответствует имеющимся в материалах дела об административном правонарушении доказательствам. Свидетельство о государственной регистрации газеты «Известия Удмуртской Республики», где наименование регистрирующего органа указано именно таким образом в материалах дела об административном правонарушении отсутствует и суду не представлено.

Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы жалобы о возможности использования в выходных данных печатного издания в части указания сведений о зарегистрировавшем средство массовой информации органе общепринятых сокращений. Статья 27 Закона «О средствах массовой информации» не содержит императивного запрета на использование при указании обязательных сведений, которые должны содержать выходные данные печатного издания, общепринятых сокращений, таких как СМИ (средство массовой информации), УР (Удмуртская Республика). Указанное в выпуске газеты «Известия Удмуртской Республики» от <дата> () в числе выходных данных наименование зарегистрировавшего средство массовой информации органа как «Региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ в УР», по мнению суда, позволяет по указанным реквизитам однозначно идентифицировать орган, зарегистрировавший средство массовой информации, а также конкретный выпуск печатного издания, а также (с учетом общепринятых сокращений) соответствует наименованию зарегистрировавшего органа, согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации.

Суд также отмечает, что административный орган при составлении протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, также использует в тексте вышеуказанные общепринятые сокращения «СМИ», «УР» и другие.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данном случае в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения его к административной ответственности по статье <данные скрыты> КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения

Оценив в порядке ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный орган не представил доказательств наличия в действиях АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» состава административного правонарушения, предусмотренного <данные скрыты> КоАП РФ, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При указанных выше обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить жалобу главного редактора АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» ФИО1 и отменить оспариваемое постановление № от <дата> о привлечении учреждения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей <данные скрыты> КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения, прекратить производство по делу в отношении учреждения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь главой 30 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО2 от <дата> о привлечении АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей <данные скрыты> КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения – отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения;

жалобу главного редактора АУ УР «Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» ФИО1 – удовлетворить.

Решение вступает в силу с момента вынесения, может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вручения или получения лицом копии решения.

Судья: Н.В. Дергачева