ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-517/19 от 19.07.2019 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 12-517/19

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

19 июля 2019 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

судьи Рогачевой Я.Ю.,

при секретаре Фатько Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица - генерального директора ООО «Центр-Актив» Пучкова А.А, на представление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ по делу ,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Центр-Актив» Пучкова А.А.

Не согласившись с вынесенным представлением, генеральный директор ООО «Центр-Актив» Пучков А.А. обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с жалобой на указанное представление, которая мотивирована тем, что представление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

В судебное заседание Пучков А.А. не явился, о времени, дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Пучкова А.А. по доверенности Беседин Н.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил представление отменить.

Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Кривошеева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Пучкова А.А. по следующим основаниям.

В силу ст. 29.13 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В силу п. 2 ст. 71 ЗК РФ, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Судом установлено, что представлением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу в связи с неиспользованием ООО «Центр-Актив» земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для строительства в указанных целях в указанный федеральным законом срок директора ООО «Центр-Актив» Пучкова А.А. обязали принять меры по устранению причин административного правонарушения по адресу: <адрес> и условий, способствующих его совершению.

Так, как следует из материалов дела, оспариваемое представление вынесено в результате планового административного обследования соблюдеения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м для строительства общественно-деловых зданий и сооружений, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежавшего на праве аренды ООО «Центр- Актив» в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату проведения планового административного обследования ДД.ММ.ГГГГ проверяемый земельный участок не огорожен забором, доступ на территорию земельного участка не ограничен, на его территории произрастает растительность в виде травы, земляные работы не производились, здания и сооружения, строительная техника отсутствует, то есть ООО «Центр-Актив» не производит освоение, строительство, иное использование земельного участка.

В соответствии с представленной суду выпиской из ЕГРН на дату составления протокола об административном правонарушении земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоена категория земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием: «для строительства общественно-деловых зданий и сооружений».

Стоит отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении представитель по доверенности ООО «Центр-Актив» Карабак Н.С. не представила надзорному органу документы, подтверждающие сведения об освоении и использовании земельного участка в указанных целях, в том числе об оформлении разрешения на строительство, либо документы, подтверждающие изменение (дополнение) вида разрешенного использования земельного участка.

Объектом правонарушений, указанных в ст. 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Рациональное использование и охрана земель регулируется нормами земельного, гражданского и экологического законодательства.

Действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок для собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены, за несоблюдение которого части 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Согласно положению ст. 44 ЗК РФ установлено, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Как следует из вышеизложенного, обязанность использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена нормами федерального законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом действия ООО «Центр-Актив» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу нормативных положений ст. 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

К доводам жалобы на представление от ДД.ММ.ГГГГ по делу суд относится критически ввиду того, что представление подразумевает обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нормативных нарушений, выдаваемое физическому или юридическому лицу должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю. То есть, представление выдается уполномоченным органом в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений законодательства. При этом, согласно представленным в материалах дела решению Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12.07.2018 г. постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 25.04.2018 г. по делу оставлено без изменения, решение вступило в законную силу 10.10.2018 г., а также решению Краснодарского краевого суда от 10.10.2018 г., в соответствии с которыми установлена обоснованность привлечения ООО «Центр-Актив» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1. КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 ЗК РФ собственник земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что предпринимались исчерпывающие меры по организации освоения земельного участка и строительства в указанных целях, либо возникли непреодолимые препятствия при осуществлении указанных мероприятий, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам земельного законодательства.

На дату выявления вменяемого в вину правонарушения, генеральным директором ООО «Центр - Актив», не произведены юридически значимые действия, направленные на освоение, получения разрешения на строительство и непосредственное строительство на земельном участке объектов строительства, общественно-деловых зданий и сооружений в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат. Противоправность и существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям заключается в нарушении правового режима использования земельного участка и пренебрежительном отношении лица к выполнению обязанностей по освоению использованию земельного участка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для отмены вынесенного представления не установлено, поскольку нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица - генерального директора ООО «Центр-Актив» Пучкова А.А, на представление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ по делу - оставить без удовлетворения, представление – без изменения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней.

Судья: