Р Е Ш Е Н И Е
25 мая 2016 г.
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
при секретаре Мендалиевой Д.Л.
рассмотрев жалобу ФИО1на постановление заместителя министра финансов Астраханской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра экономического развития Астраханской области ФИО1
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя министра финансов Астраханской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг. № № заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр экономического развития Астраханской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО1 с указанным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что при его вынесении не в полной мере учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Также назначенное наказание несоразмерно допущенному нарушению. В связи с этим просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного проступка.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, была извещена надлежащим образом.
Защитник ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить.
Представители министерства финансов Астраханской области ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили в её удовлетворении отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, административный материал, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.15.15 КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что по результатам проверки министерства экономического развития Астраханской области по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании субсидии бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, средств бюджета Астраханской области, направленных на исполнение государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы» за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., установлено следующее.
Распоряжением Министерства от 10 января 2014г. № 0009-р утверждено государственное задание автономному учреждению Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр» (далее - АУАО «АОИЦ») на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В последующем, распоряжением Министерства, подписанным ФИО1 25 апреля 2014г. № 0629-р в пункт 1 раздела 1 государственного задания от 10 января 2014г. № 0009-р внесены изменения в части наименования государственной услуги (далее - государственное задание от 10 января 2014г. № 0009-р, с учетом изменений от 25 апреля 2014г.).
Государственное задание от 10 января 2014г. № 0009-р, с учетом изменений от 25 апреля 2014г. сформировано на основе Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимся в ведении министерства экономического развития Астраханской области автономным учреждением Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр» в качестве основных видов деятельности, утвержденного распоряжением Министерства от 25 декабря 2013г. №2005-р (далее - Перечень государственных услуг).
В ходе проверки установлено нарушение Министерством абз. 2 п. 4 Порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 23 августа 2011г. № 307-П «О государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области» (в редакции от 15 августа 2013г. № 307-П, далее - Порядок от 23 августа 2011г. № 307-П), а именно: наименование государственной услуги, установленной п. 1 раздела 1 государственного задания, с учетом внесенных изменений - «оказание Учреждением (в т. ч. на базе бизнес инкубаторов в <адрес>) консультационных и информационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, развития предприятия, бизнес - планирования оценке инновационных и предпринимательских идей, поиску источников финансирования проектов, услуг по организации обучения и повышения квалификации, а также услуг по предоставлению доступа к информационным базам данных (справочно - правовым системам). Предоставление услуг по оформлению помещений, организации ярмарок, выставок и конгрессов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведение мероприятий по формированию положительного образа предпринимателя, популяризации роли предпринимательства. Проведение анализа и мониторинга развития малого и среднего предпринимательства, размещение- аналитической информации о развитии малого и среднего предпринимательства в СМИ и интернет ресурсах», не соответствует наименованиям услуг, установленным Перечнем государственных услуг, так как услуга «Проведение анализа и мониторинга развития малого и среднего предпринимательства, размещение аналитической информации о развитии малого и среднего предпринимательства в СМИ и интернет ресурсах» отсутствует в Перечне государственных услуг, а в остальной части включает в себя наименования трех государственных услуг, установленных п.п. 1-3 Перечня государственных услуг: услуга № 1 - «Оказание Учреждением (в т. ч. на базе бизнес инкубаторов в <адрес>) консультационных и информационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, развития предприятия, бизнес - планирования оценке инновационных и предпринимательских идей, поиску источников финансирования проектов, услуг по организации обучения и повышения квалификации, а также услуг по предоставлению доступа к информационным базам данных (справочно - правовым системам)»; услуга № 2 - «Предоставление услуг по оформлению помещений, организации" ярмарок, выставок и конгрессов для субъектов малого и среднего предпринимательства»; услуга № 3 - «Проведение мероприятий по формированию положительного образа предпринимателя, популяризации роли предпринимательства».
Расходы на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) предусмотрены за счет следующих бюджетных средств: по КБК 0412/5222312/621/241 за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных государственной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 19 июля 2011 № 254-П, в сумме 32160,000 тыс. руб.; по КБК 0412/1525064/621/241 за счет средств из федерального бюджета, полученных по Соглашению на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 21.08.2014 № 004-МБ-14, заключенному между Министерством экономического развития РФ и Правительством Астраханской области (далее - Соглашение от 21.08.2014 № 004-МБ- 14), в сумме 11000,000 тыс. руб.; по КБК 0412/5229310/621/241 за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных государственной программой «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2012 № 452-П, в сумме 6888,000 тыс.; по КБК 0412/5229806/621/241 за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных ведомственной целевой программой «Привлечение инвестиций в Астраханскую область», утвержденной распоряжением Министерства от 27.02.2014 № 0291-р, в сумме 52346,343 тыс. руб.
При формировании государственного задания АУАО «АОИЦ» на 2014 год объем субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ), был определен приложением к соглашению «О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» от 10 января 2014г. № 0001с/12 (далее - Соглашение от 10 января 2014г. №0001с/12) в сумме 16209,000 тыс. руб.
В течение финансового 2014 года Министерством вносились изменения от 21 февраля 2014г. № 1/0022с/11, от 15 мая 2014г. № 2/0071с/12, от 03 июня 2014г. № 0093с/13, от 01 августа 2014г. № 4/0159с/12, от 06 августа 2014г. №4/0160с/12, от 02 сентября 2014г. № 5/0195с/12, от 17 сентября 2014г. № 6/0208с/12, от 17 декабря 2014г. № 7/0349с/12, от 24 декабря 2014г. № 8/0371с/12 в Соглашение от 10 января 2014г. №0001с/12, с учетом которых объем субсидии на выполнение государственного задания составил 102394,343 тыс. руб.
При этом количество государственных услуг, установленных государственным заданием от 10 января 2014г. № 009-р, с учетом изменений от 25 апреля 2014г., не было увеличено, а также не были внесены изменения в показатели, характеризующие качество государственной услуги.
Исходя из представленных расчетов суммы субсидии, основными причинами увеличения объема субсидии на выполнение государственного задания являются: переоценка стоимости услуг по разделам 2, 8 государственного задания на сумму 11000,000 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, полученных по Соглашению от 21 августа 2014г. № 004-МБ-14, которая была проведена на основании смет реализации мероприятий, разработанных при участии Министерства экономического развития РФ и утвержденных в составе заявок Астраханской области; переоценка стоимости услуг по разделу 1 государственного задания в связи с организацией инновационных выставок на сумму 4600,000 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области; переоценка стоимости услуг по разделу 1 государственного задания в связи с проведением образовательных программ на сумму 750,000 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области; переоценка стоимости услуг по разделу 1 государственного задания в связи с необходимостью проведения ремонта здания бизнес - инкубатора инновационного типа на сумму 5950,000 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области; переоценка стоимости услуг по разделу 1 государственного задания в связи с проведением мероприятий, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризации роли предпринимательства на сумму 2000,000 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области; переоценка стоимости услуг на сумму 52346,343 тыс. руб. по разделу 1 государственного задания проведена в связи с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях IV Каспийского саммита и VII международного инвестиционного саммита «Энергичный Гуджарат», финансирование которых предусмотрено за счет средств бюджета Астраханской области по КБК 0412/5229806/621/241; переоценка стоимости услуг на сумму 6888,000 тыс. руб. по разделу 1 государственного задания проведена в связи с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях IV Каспийского саммита, финансирование которых предусмотрено за счет средств бюджета Астраханской области по КБК 0412/5229310/621/241.
Согласно пояснению, представленному в ходе проверки, объем субсидии АУАО «АОИЦ» на 2014 год был рассчитан Министерством в соответствии с п. 11 Порядка от 23 августа 2011г. № 307-П, а так же п.п. 7.7, 7.11 Порядка определения объема субсидий, включая методику расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание имущества государственных бюджетных (автономных) учреждений, подведомственных министерству, утвержденного постановлением Министерства от 31 января 2014г. № 001-п (далее - Порядок от 31 января 2014г. № 001-п). Для расчета нормативов по прямым затратам использовался экспертный метод (метод заданных расходов): нормативные затраты определялись на основании экспертной оценки возможной стоимости услуг с учетом бюджетных назначений в текущем финансовом году, а также фактических расходов за предыдущий год. На основании фактических расходов за предыдущий год затраты на оказание государственных услуг были определены в соответствии с методикой оценки потребности в оказании государственных услуг (выполнения работ), определенной Положением об оценке потребности в оказании государственных услуг (выполнения работ), утвержденной Постановлением 307-П, с применением индекса роста (снижения).
В расчетах, представленных Министерством в качестве обоснований увеличения и (или) уменьшения суммы субсидий, применялись индексы роста (снижения) к некоторым компонентам себестоимости государственных услуг, при этом они в течение года менялись, например: по услуге, предусмотренной разделом 1 государственного задания от 10 января 2014г. № 0009-р, индексы менялись по отношению к компонентам себестоимости услуги связи и интернета (с 0,649 на начало года до 0,909 - на конец года), увеличение стоимости материальных запасов (с 0,962 на начало года до 1,639- на конец года), изготовление печатных материалов, буклетов, брошюр (с 0,335 на начало года до 0,166 - на конец года), прочие расходы (с 0,117 на начало года до 0,171- на конец года); по услуге, предусмотренной разделом 2 государственного задания от 10.01.2014 № 0009-р, индексы менялись по отношению к компонентам услуги связи, почтовые расходы (оплата услуги за домен) (с 0,281 на начало года до 0,981- на конец года).
Обоснованность изменений данных индексов и их расчеты не представлены.
При этом применение индексов роста (снижения) не предусмотрено Порядком от 31 января 2014г. № 001-п, тем самым их применение является нарушением п. 12 Порядка от 23 августа 2011г. № 307-П.
Согласно п. 19 Порядка от 23.08.2011 № 307-П предоставление из бюджета Астраханской области субсидии государственным бюджетным (автономным) учреждениям Астраханской области осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению, при этом субсидия подлежит перечислению государственным бюджетным (автономным) учреждениям Астраханской области не реже 1 раза в квартал в сумме, не превышающей: 25 процентов годового размера субсидии в течение 1 квартала; 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия; 75 процентов годового размера субсидии в течение 9 месяцев.
В п. 2.1.2 Соглашения от 10 января 2014г. №0001с/12 предусмотрено перечисление субсидии АУАО «АОИЦ» в соответствии с графиком перечисления субсидии (с учетом изменений), при этом график перечисления субсидии установлен так, что его соблюдение ведет к нарушению п. 19 Порядка от 23 августа 2011г. № 307-П: до 31 марта 2014г. - в сумме 5002,250 тыс. руб., что составляет 29 % (т.е. 5002,250 / 17159,000 * 100) годового размера субсидии по состоянию на 31 марта 2014г.; до 30 июня 2014г. - в сумме 11154,500 тыс. руб., что составляет 35 % (т.е. 11154,500 /31860,000 * 100) годового размера субсидии по состоянию на 30 июня 2014г.;
- до 30 сентября 2014г. - в сумме 58129,292 тыс. руб., что составляет 85 % (т.е. 58129,292 / 68482,542 * 100) годового размера субсидии по состоянию на 30 сентября 2014г.
Субсидия на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) перечислена АУАО «АОИЦ» Министерством в полном объеме, однако, её предоставление из бюджета Астраханской области осуществлялось с нарушением графика, установленного Соглашением от 10 января 2014г. №0001с/12 (с учетом изменений), действующего на момент перечисления субсидии, и п. 19 Порядка от 23 августа 2011г. № 307-П: до 31 марта 2014г. перечислено в сумме 4052,250 тыс. руб. (24 % годового размера субсидии); до 30 июня 2014г. - в сумме 6753,750 тыс. руб. (21 % годового размера субсидии); до 30 сентября 2014г. - в сумме 25753,750 тыс. руб. (44 % годового размера субсидии).
При этом установлено и сторонами не оспаривалось, что Государственное задание от 10 января 2014г № 0009-р и изменение к нему от 25 апреля 2014г. № 0629-р, Соглашение от 10 января 2014г. № 0001с/12 и изменения к нему были подписаны П.Э.ВБ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании постановления Губернатора Астраханской области от 30 марта 2012г. №114, постановления Правительства Астраханской области от 19 сентября 2014г. №401-П, распоряжений Губернатора Астраханской области от 19 сентября 2014г. № 730-р, от 26 сентября 2014г. № 756-р ФИО1 с 30 марта 2012г. по настоящее время является заместителем председателя Правительства Астраханской области - министром экономического развития Астраханской области.
Согласно п.п. 3.2, 3.5 Положения о министерстве экономического развития Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 03 марта 2005г. № 8-П «О министерстве экономического развития Астраханской области» Министр несет ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий в установленной сфере деятельности; утверждает бюджетную смету на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в бюджете Астраханской области, имеет право подписи на финансовых документах, относящихся к деятельности Министерства.
Учитывая изложенное, ФИО1 утверждено государственное задание с нарушением порядка формирования государственного задания, а также допущено нарушение порядка финансового обеспечения государственного задания, предусмотренного Порядком от 23 августа 2011г. № 307-П.
При таких обстоятельствах заместитель министра финансов в Астраханской области ФИО2 пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица министра экономического развития Астраханской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ вынесено должностным лицом министерства финансов Астраханской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы ФИО1 о том, что производство по данному административному материалу может быть прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, т.к. какие-либо вредные последствия не наступили, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны данного правонарушения, и отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя министра финансов Астраханской области является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра финансов Астраханской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра экономического развития Астраханской области ФИО1отставить без изменения, а жалобу ФИО1без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: