ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-518/20 от 25.09.2020 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 12-518/2020

РЕШЕНИЕ

город Кемерово 25 сентября 2020 года

Судья Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области Быданцев Николай Алексеевич,

с участием:

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – инспектора отделения – государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Соломниковой Ксении Сергеевны,

представителя администрации города Кемерово – консультанта-советника юридического комитета администрации города Кемерово Евдокимовой Ксении Викторовны, консультанта-советника юридического комитета администрации города Кемерово Петровой Евгении Александровны,

рассмотрев жалобу администрации города Кемерово (адрес: 650000, город Кемерово, пр. Советский, д. 54, ОГРН: 1034205011610, ИНН: 4207023869) на постановление № 41/44/47/48/49/50/51/59/61 по делу об административном правонарушении от 17 июля 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Романом Викторовичем, а также на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 17 июля 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Романом Викторовичем,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 41/44/47/48/49/50/51/59/61 по делу об административном правонарушении от 17 июля 2020 года, вынесенным главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Р.В. администрация города Кемерово признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей.

В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Р.В. вынесено представление от 17 июля 2020 года.

Администрация города Кемерово обратилась с жалобой на указанное постановление. В соответствии с жалобой, просит его отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, полагая, что на администрацию города Кемерово действующим законодательством не возложена обязанность по обеспечению регулярной уборки мусора и покосу травы на территории муниципального образования; очистка территории от мусора и сухой растительности, регулярный покос травы к первичным мерам противопожарной безопасности не отнесены; администрация города Кемерово не является правообладателем прав на земельные участки, на которых произошли возгорания, данные земельные участки как объекты права отсутствуют, поскольку их границы не определены. В связи с чем, администрация города Кемерово считает, что в ее действиях отсутствует состав инкриминированного административного правонарушения. Также администрация города Кемерово выражает свое несогласие с представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и просит признать его незаконным.

В судебном заседании представители администрации города Кемерово требования и доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить. Также представили решение Центрального районного суда города Кемерово от 08 сентября 2020 года, подтверждающее, по их мнению, отсутствие состава инкриминированного административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, подтвердило обстоятельства инкриминированного административного правонарушения, отраженные в протоколах об административном правонарушении, просило постановление оставить без изменения, также просило представление признать законным, а в удовлетворении жалобы – отказать.

Согласно ст. 30.6 ч. 3 КРФобАП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, а также письменные материалы дела, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Так, администрация города Кемерово признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП, поскольку:

15.04.2020 в 13 час. 59 мин, на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, Заводский район, юго-западнее административного здания по ул. Шатурская, 12а в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 100 м.кв.;

15.04.2020 в 18 час. 45 мин, на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города с привязкой к адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее частного дома по ул. Ряжская 3-я, 49, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

17.04.2020 в 16:48 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, ул. Улусовская, 1-г, согласно схемы пожара от 17.04.2020, составленной Командиром отделения 2 ПСЧ прапорщиком внутренней службы Андреевым К.И., на Google Карте с GPS координатами 55.396399. 85.931077 в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

17.04.2020 в 19:06 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Космическая, 4, в 300 метрах от дома, согласно схемы пожара от 17.04.2020 составленной Командиром отделения 2 ПСЧ прапорщиком внутренней службы Андреевым К.И., на публичной кадастровой карте с GPS координатами: 55.325696, 86.07629, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

17.04.2020 в 19:33 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Базовая, 6а/2, согласно схемы пожара от 17.04.2020, составленной Командиром отделения 2 ПСЧ прапорщиком внутренней службы Андреевым К.И., на публичной кадастровой карте с GPS координатами: 55.323100, 86.072440, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

18.04.2020 в 19:38 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, ул. Старый Аэропорт, 4, согласно схемы пожара от 18.04.2020, составленной старшим инструктором ХиРР службы РХЗ старшим прапорщиком внутренней службы Маулем С.В., на публичной кадастровой карте с GPS координатами 55.336334, 86.048969в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

19.04.2020 в 18:18 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города с привязкой г. Кемерово, Заводский район, в 500 метрах от АЗС по адресу ул. Дорожная, 23/1, на выезде из г. Кемерово, согласно схемы пожара от 19.04.2020, составленной ПНК 2 ПСЧ, прапорщиком внутренней службы Банщиковым С.И., на публичной кадастровой карте с GPS координатами 55.293037, 86.022126, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 800 м.кв.;

23.04.2020 в 22:28 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, ж.р. Ягуновский, ул. Зашахтовая, 40, согласно схемы пожара от 23.04.2020, составленной ПНК 2 ПСЧ прапорщиком внутренней службы Банщиковым С.И., на публичной кадастровой карте с GPS координатами 55.291720, 85.967690; 23.04.2020 в 22:42 ж.р. Пионер, ул. Ишановская, 31, согласно схемы пожара от 23.04.2020, составленной начальником караула ПСЧ-18 Мяктовым В.И., на публичной кадастровой карте с кадастровым кварталом 42:24:0101003, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации, г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.;

26.04.2020 в 18:51 на открытой территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах границ города Кемерово с привязкой к адресу: г. Кемерово, Заводский район. Центральное кладбище №4, согласно схемы пожара от 26.04.2020, составленной ЗН 2 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области старшим лейтенантом внутренней службы Суржиковым Н.А., на публичной кадастровой карте, в условиях особого противопожарного режима, введенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2020 по 01.06.2020 на территории города Кемерово постановлением Администрации г. Кемерово № 1044 от 10.04.2020, нарушены требования п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: не произведен регулярный покос травы, в результате чего стало возможным возникновение пожара на площади 300 м.кв.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подробно изложены в обжалуемом постановлении.

Считаю, что главный государственный инспектор Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопарев Р.В. обоснованно пришел к выводу о виновности администрации города Кемерово в совершении инкриминированного административного правонарушения, поскольку таковая полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что и отражено в постановлении № 41/44/47/48/49/50/51/59/61 по делу об административном правонарушении от 17 июля 2020 года.

Собрав все необходимые доказательства и оценив их в соответствии с правилами статей 26.2, 26.11 КРФобАП, должностное лицо привело в постановлении убедительные основания виновности администрации города Кемерово, в связи с чем, правильно квалифицировало ее действия по ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП, указав в постановлении мотивы принятого решения, не соглашаться с которыми оснований не имеется.

Нарушений главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Р.В. процессуальных требований КРФобАП, повлиявших на исход дела и влекущих безусловную отмену состоявшегося решения, в судебном заседании не установлено.

Так, соглашаясь с выводами должностного лица, изложенными в обжалуемом постановлении, исхожу из следующего.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП, образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КРФобАП и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.

При этом, учитываю правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, согласно которой в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях. Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.

Вместе с тем диспозиции ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

В силу ст. 2 п. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

Статья 4 ч. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» устанавливает, что государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 (далее – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации), в ст. 3 закрепляет, что настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В силу ст. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, национальная безопасность Российской Федерации (далее – национальная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

В соответствии со ст. 42 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации основными угрозами государственной и общественной безопасности, в том числе, являются стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в ст. 49 устанавливает, что обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

В свою очередь, ст. 4 п. 2 Европейской хартии местного самоуправления (ETS N 122) (Страсбург, 15 октября 1985 года) устанавливает, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

В соответствии со ст. 130 ч. 1 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), в ст. 2 устанавливает, что правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно Уставу города Кемерово, принятому постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2005 года № 253 и зарегистрированному постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 29 июня 2005 года № 1042 (далее – Устав города Кемерово), город Кемерово является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 декабря 2004 года № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (ст. 1 ч. 2).

В силу ст. 4 Устава города Кемерово, в состав территории города включаются все земли независимо от форм собственности и целевого назначения в пределах его границ. Границы города установлены Законом Кемеровской области от 17 декабря 2004 года № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований».

Исходя из положений ст. 9 Устава города Кемерово, местное самоуправление в городе Кемерово – форма осуществления населением города своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами Кемеровской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы городского самоуправления вопросов местного значения городского округа исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Городское самоуправление осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, настоящим Уставом, решениями, принятыми на городском референдуме, правовыми актами органов городского самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Устава города Кемерово, вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами городского самоуправления. К вопросам городского значения, в том числе, относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города; утверждение правил благоустройства территории города Кемерово, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Кемерово в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории. Органы городского самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Кемеровской области, за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно ст. 12 Устава города Кемерово, органы городского самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по вопросам, не отнесенным к вопросам городского значения. Наделение органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Кемеровской области, отдельными государственными полномочиями Кемеровской области – законами Кемеровской области в порядке, установленном федеральным законом. Органы городского самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если это участие предусмотрено федеральными законами, за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Органы городского самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета города (за исключением финансовых средств, передаваемых городскому бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в установленном порядке, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Статья 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяя основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регламентирует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

В соответствии со ст. 11 ч. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. «а»); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. «г»); организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. «е»); разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований (п. «о»).

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В силу требований ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из ст. 6 ч. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Первичные меры пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, в пункта 1 и 17(1) устанавливают, что настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее – объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности. Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

В свою очередь, Правилами благоустройства территории города Кемерово, утвержденными Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2017 года № 91, установлено, что Правила благоустройства территории города Кемерово являются муниципальным правовым актом в сфере благоустройства, направленным на формирование безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой для целей настоящих Правил относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в городе и определяющих комфортность проживания на такой территории (п. 1.1). Настоящие Правила обязательны для исполнения при осуществлении деятельности по благоустройству, включая разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства (п. 1.2). Для целей настоящих Правил (п. 1.3) к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории.

Согласно п. 4.4 Правил благоустройства территории города Кемерово, благоустройство территории города осуществляется в порядке, обеспечивающем: содержание в чистоте и исправном состоянии зданий (включая жилые дома), сооружений, элементов благоустройства, земельных участков, на которых они расположены, а также прилегающих территорий.

Перечень работ по благоустройству (в том числе прилегающих территорий) включает (п. 4.6 Правил благоустройства территории города Кемерово): осмотр территории и элементов благоустройства в целях своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных документов; уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте) с периодичностью, предусмотренной настоящими Правилами.

В силу п. 4.8.2 Правил благоустройства территории города Кемерово, в срок не позднее 20 апреля производятся работы по очистке тротуаров, внутриквартальных, дворовых территорий, прилегающих территорий, скверов, бульваров, парков и иных территорий общего пользования от загрязнений, образовавшихся в зимний период (сбор и удаление мусора, иных посторонних предметов, остатков снега и льда). В случаях, если к указанной дате снег не растаял, перечисленные в настоящем пункте мероприятия должны быть обеспечены в срок не позднее 1 мая.

В весенне-летний период уборки производятся следующие виды работ: очистка газонов, цветников и клумб от мусора, веток, опавших листьев, сухой травы, отцветших соцветий и песка с периодичностью, которая обеспечит чистоту и отсутствие мусора и опавших листьев на перечисленных объектах; сбор, удаление и вывоз мусора и иных отходов с территорий общего пользования, прилегающих территорий в установленном порядке; скашивание травы с периодичностью, которая обеспечит высоту травяного покрова не выше 15 сантиметров (п. 4.8.3 подпункты «а», «г», «д» Правил благоустройства территории города Кемерово).

В соответствии с Положением «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кемерово», утвержденного Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2009 года № 313, данное Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кемерово. Муниципальный земельный контроль – контроль за использованием земельных участков на территории города Кемерово, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Положением, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово. Объектом муниципального земельного контроля является использование земельных участков, находящихся в границах города Кемерово, независимо от формы собственности на них. Муниципальный земельный контроль за соблюдением требований использования земельных участков на территории города Кемерово включает в себя, в том числе, контроль за своевременным выполнением обязанностей по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

К полномочиям Главы города Кемерово (п. 2.2 Положения «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кемерово» относится: организация осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кемерово; принятие нормативных правовых актов в пределах своей компетенции по вопросам осуществления муниципального земельного контроля.

Постановление Администрации города Кемерово от 23 апреля 2013 года № 1270 «О мерах пожарной безопасности на территории города Кемерово», действовавшее на момент инкриминированного административного правонарушения (утратило силу в связи с принятием Постановления Администрации города Кемерово от 23 июня 2020 года № 1714 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов»), устанавливало, что Управлению городского развития организовать выполнение противопожарных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области градостроительства, планировки и застройки города, предусматривать включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории города; Управлению дорожного хозяйства и благоустройства организовать и осуществлять постоянный контроль за своевременной очисткой от горючих отходов, мусора, сухой травы территории города; начальнику финансового управления предусматривать в бюджете города финансирование расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в соответствии с полномочиями, возложенными действующим законодательством, на органы местного самоуправления.

Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, исходя из системного понимания вышеприведенных правовых норм, прихожу к выводу, что в случае, если на территории муниципального образования (в границах муниципального образования) находится земельный участок, право собственности на который не зарегистрировано, собственник, которого отсутствует, границы, которого не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, но на таком земельном участке присутствует элемент опасности, в том числе элемент пожарной опасности (к таковому относится и нескошенная трава, неубранная сухая трава, мусор и т.п.), то органы местного самоуправления, как элемент системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в области пожарной безопасности, обязаны принять меры к обеспечению таковой, в том числе к предупреждению такой опасности.

Иное понимание, в том числе в форме отрицания органом местного самоуправления наличия у него обязанности по обеспечению регулярной уборки мусора и покосу травы на территории муниципального образования; в форме отрицания того, что очистка территории от мусора и сухой растительности, регулярный покос травы отнесены к первичным мерам противопожарной безопасности, не соответствует вышеприведенным правовым положениям и не отвечает требованиям национальной безопасности, обеспечение которой, возложено и на органы местного самоуправления; при таком неверном понимании своих обязанностей органы местного самоуправления фактически устраняются от исполнения ими возложенных на них Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, а также иными правовыми актами функций органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, считаю, что должностным лицом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, на основе чего дана должная оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела об административном правонарушении.

Каких либо противоречий между собранными по делу об административном правонарушении доказательствами не усматриваю.

Кроме того, отмечаю, что факт возгорания на указанных земельных участках, причины, приведшие к возникновению пожаров, администрацией города Кемерово не оспариваются. У судьи таковые также сомнений не вызывают, поскольку данные обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.

Таким образом, считаю, что на основе совокупности исследованных доказательств должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности администрации города Кемерово в вышеописанном административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП.

Действия администрации города Кемерово правильно квалифицированы по ст. 20.4 ч. 2 КРФобАП. Каких-либо сведений, вызывающих сомнения в правильности квалификации действий администрации города Кемерово, должностному лицу, а также в судебное заседание представлено не было.

Постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 ч. 1 КРФобАП, для данной категории дел.

При этом, при назначении наказания были учтены данные лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Таким образом, доводы жалобы администрации города Кемерово признаю несостоятельными. Считаю, что они направлены на иную оценку доказательств, вызваны иной, несостоятельной, интерпретацией норм действующего законодательства.

В свою очередь, отмечаю, что решение Центрального районного суда города Кемерово от 08 сентября 2020 года на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не в ступило в законную силу, и, кроме того, не обладает преюдициальным значением.

Считаю, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

По этим же основаниям считаю представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 17 июля 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Р.В. законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КРФобАП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КРФобАП, судья

РЕШИЛ:

постановление № 41/44/47/48/49/50/51/59/61 по делу об административном правонарушении от 17 июля 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Романом Викторовичем, в отношении администрации города Кемерово оставить без изменения; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 17 июля 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору Лопаревым Романом Викторовичем, признать законным.

Жалобу администрации города Кемерово оставить – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: (Н.А. Быданцев)