ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-519/20 от 05.10.2020 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-519/2020

РЕШЕНИЕ

По делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 05 октября 2020 года

Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска В.А.Письменная,

с участием представителей администрации г. Хабаровска – Бреус М.А., Е.С. Даниленко, действующих по доверенности,

рассмотрев жалобу на постановление № 041/02 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г. Хабаровска УНД и ПР Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю – главного государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 от 24.03.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г. Хабаровска,

установил:

Вышеуказанным постановлением Администрация г.Хабаровска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей по тем основаниям, что 26.02.2020 года в период с 18 час. 37 минут по 23 час. 40 мин. на территории острова Большой Уссурийский в районе здания <адрес> по <адрес> нарушены требования пожарной безопасности: Федерального закона от 22.07.2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара, чем не обеспечено время прибытия первого подразделения к месту вызова в городском округе Хабаровск не превышающее 10 минут.

В жалобе администрация г.Хабаровска просит отменить указанное постановление, поскольку согласно решению Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 г. № 462 «Об утверждении положения об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Хабаровска», Управление ГОЧС является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, создано для реализации полномочий органов местного самоуправления города Хабаровска. В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о месте, в котором не обеспечен проезд, объектах, препятствующих проезду к месту пожара, несмотря на то, что в октябре 2013 года сдан в эксплуатацию автодорожный мост на остров Большой Уссурийский через протоку Амурская в районе с.Осиновая речка, Хабаровского муниципального района, посредством которого обеспечено круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение с островом. Кроме того, обязанность по расположению пожарных частей с учетом обеспечения времени прибытия первого подразделения к месту вызова в городском округе Хабаровск не превышающим 10 минут в компетенцию администрации г.Хабаровска не входит.

В ходе рассмотрения дела защитник Бреус М.А. пояснил, что на острове Большой Уссурийский к месту возгорания имеется грунтовая дорога, по которой беспрепятственно передвигаются транспортные средства к расположенному на острове поселению. Расстояние от ближайшей пожарной части № 17 в п.Бычиха до места возгорания составляет около 30 км, проехать это расстояние за 10 минут не представляется возможным. Строительство дорог, размещение пожарных частей и расчетов не отнесено к компетенции Администрации г.Хабаровска. Из материалов дела следует, что пожарный автомобиль, следующий к месту вызова, остановился в районе «Укрепрайона», и дальше не смог двигаться, так как дорогу перемело снегом. Однако согласно карте, место остановки автомобиля находится на территории Хабаровского муниципального района и обязанность по содержанию ее в надлежащем виде в компетенцию администрации г.Хабаровска не входит. Вина администрации в указанном правонарушении отсутствует.

Защитник Яриловец М.В. в ходе рассмотрения дела пояснил, что в силу ст.16 ФЗ «О пожарной безопасности» создание, ликвидация и реорганизация подразделений пожарной части в населенных пунктах отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. В настоящее время на территории острова Большой Уссурийский размещена мобильная противопожарная группа федеральной противопожарной службы для своевременного реагирования на возгорания, время прибытия первого подразделения к месту вызова которой не превышает 10 минут.

Защитник Даниленко Е.С. в ходе рассмотрения дела пояснила, что является заместителем отдела юридического управления Администрации г.Хабаровска. Положения ст.76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не возлагают на Администрацию г. Хабаровска обязанность по размещению пожарных частей на территории муниципального образования. Кроме того, пожарный расчет не смог прибыть до очага возгорания в связи с тем, что не была очищена от снега дорога, расположенная на территории Хабаровского муниципального района, в связи с чем оспариваемое постановление просила отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г. Хабаровска УНД и ПР Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю – главный государственный инспектор Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 с доводами жалобы не согласилась, ссылаясь на их необоснованность. Начальник расчета не мог проехать по имеющейся грунтовой дороге на автомобиле с полной цистерной с водой к месту возгорания, поскольку имелась вероятность опрокидывания автомобиля, так как дорогу не было видно. В результате пожарный расчет не имел возможности проехать к месту возгорания в течение 10 минут.

Давая оценку пояснениям представителей администрации, должностного лица административного органа, и в полном объеме проверенных материалов дела (в том числе первичные материалы по выезду на пожар), прихожу к следующим выводам:

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно статьям 1, 3, 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под первичными мерами пожарной безопасности следует понимать реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Исходя из положений части 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Как видно из материалов дела, 26.02.2020 года в период с 18 час. 37 мин. по 23 час. 40 мин. на территории острова Большой Уссурийский в районе здания <адрес><адрес> выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:

26.02.2020 года в 18 час. 37 мин. на пульт ЦППС СПТ 21 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю поступило сообщение о возгорании склада и рядом стоящих построек (сараев), расположенных по адресу: остров Большой Уссурийский, пос. Уссурийский, которое внесено в журнал регистрации пожаров и иных происшествий ОНД и ПР по Индустриальному району г. Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю за № 120 от 26.02.2020г. В ходе проверки установлено, что пожар произошел на территории острова Большой Уссурийский в районе здания (дома) «<адрес><адрес>, территориально относящейся к Индустриальному району г.Хабаровска. Пожар был ликвидирован самостоятельно лицами, проживающими на территории острова Большой Уссурийский. Согласно сведениям вр.и.о. начальника 21 ПСО ФПС Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 02.03.2020 года , подразделения пожарной охраны не принимали участие в тушении пожара в связи с невозможностью проезда к месту пожара ввиду отсутствия возможных путей проезда, что зафиксировано в карточке происшествия.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом старшего диспетчера УППС СПТ 21 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО6, сведениями из карточки происшествия, рапортом старшего дознавателя ОНД и ПР по Индустриальному району г. Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО7, докладными ФИО8, ФИО9, ФИО10, из которых следует, что пожарный автомобиль, следовавший по вызову на пожар, доехал до бывшего «Укрепрайона», пожар обнаружен не был. Дальнейшее движение по острову для обнаружения пожара было невозможно из-за большого снежного покрова, в связи с чем было принято решение о возвращении в депо.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушении виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения подлежат выяснению и доказыванию.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 26 февраля 2020 года в период с 18 час. 37 мин. по 23 часа 40 мин. на территории острова Большой Уссурийский администрацией г.Хабаровска нарушены требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что выразилось в том, что не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара, чем не обеспечено время прибытия первого подразделения к месту вызова в городском округе Хабаровск не превышающее 10 минут.

По смыслу Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в его системном толковании, частью 1 статьи 76 установлены требования к дислокации подразделений пожарной охраны в городских округах и поселениях, а не норматив прибытия подразделения пожарной охраны к месту пожара.

Однако, как в ходе рассмотрения дела по существу, так и в ходе рассмотрения жалобы на постановление не установлено, что обеспечение соблюдения норматива времени прибытия подразделения пожарной охраны к месту вызова в городском округе относится к первичным мерам пожарной безопасности, соблюдение которых возложено на Администрацию г.Хабаровска.

Согласно положениям ст.16,18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Тогда как, согласно положениям ст.19 того же закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что место остановки пожарного автомобиля в связи с невозможностью дальнейшего следования, расположено на территории Хабаровского муниципального района. Одноко, к полномочиям органов городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов это не относится.

Таким образом, администрация г.Хабаровска не является субъектом указанного административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление № 041/02 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г.Хабаровска УНД и ПР Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю – главного государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 от 24.03.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г.Хабаровска - отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья В.А.Письменная