ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-519/2022 от 24.05.2022 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

от 24 мая 2022 по делу 12-519/2022

43RS0002-01-2022-002148-39

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Стародумова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Т-Плюс» на постановление заместителя главного государственного инспектора Кировской области по пожарному надзору ФИО1 № 59 от 23.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Т Плюс»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Кировской области по пожарному надзору ФИО1 ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представителем ПАО «Т Плюс» подана жалоба, в которой просит указанное постановление отменить, считая его незаконным, поскольку нарушения, указанные в пунктах №№ 2,5,8,9,14,16, 31,32, не соответствуют требованиям закона. При анализе НПА, указанных в п. 2 Протокола установлено, что п. 54 Правил противопожарного режима» не содержит прямого указания (ссылку) об организации работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в соответствии с требованиями ГОСТ 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021, названные национальные стандарты не включены в перечень документов в области стандартизации, не применение стандартов на добровольной основе на объекте защиты не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, в данном пункте отсутствуют ссылки на нарушение предварительных национальных стандартов РФ или стандартов организации, реконструкция, модернизация. Капитальный ремонт здания исполнительного аппарата на сегодняшний день не производилась, правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Замечаний по итогам проведенных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения задания не представлено. Поскольку сделаны ссылки на акты, которые нее являются обязательными к применению, соответственно, нарушения указанные в пункте отсутствуют. Пункт 5 содержит указание на следующее нарушение - на Кировской ТЭЦ - 4 в здании главного корпуса кабинет начальника смены, помещение щита управления № 3, помещение машинистов обходчиков 1и 2 очереди, помещение машинистов обходчиков котельного отделения не защищены системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре. Указанные помещения, хотя и находятся в производственном корпусе, не являются складским зданием, сооружением или стоянкой для автомобилей, реконструкция данных помещений не производилась. В отношении Кировской ТЭЦ-4 усматривается отсутствие факта нарушения требований пожарной безопасности со стороны ПАО «Т Плюс». В пункте 8 протокола указано, что ТЭЦ - 4 помещения для размещения оборудования АСУ ТП в здании главного корпуса здания ПГК на Кировской ТЭЦ-4, работающего в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, не оборудованы автоматической системой пожаротушения. Требование об оснащенности посещений АСУ ТП имеют место лишь в случае нарушения управления технологическим процессом, который влияет на безопасность людей. В данном случае нарушение функции управления технологическим процессом АСУ ТП ничтожна и не влияет на безопасность людей, в силу много кратного резервирования каналов и блоков управления, технологических защит в силу наличия многократного резервирования каналов и блоков управления, технологически защит и блоков энергетического управления. Нарушение требований об оборудовании здания гаража системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре отсутствует. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в помещениях гаража нормативными актами не предусмотрено, поскольку данные помещения относятся к помещениям транспорта согласно таб. 3 СП 486.1311500.2020. Помещения для размещения оборудования АСУ ТП в здании ГШУ Кировской ТЭЦ-4, работающего в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, требует оборудования автоматической установкой пожаротушение (п.14). Данные условия отсутствуют, в главном щите управления электростанции отсутствуют посторонние лица, оперативный состав осуществляет управление технологическим процессом выработки тепловой энергии и не находится в непосредственной близости, ремонтный персонала также осуществляет работы с выполнением требований безопасности, вероятность нарушения функции управления технологическим процессом АСУ ТП ГШУ ничтожна и не влияет на безопасность людей, в силу наличия многократного резервирования каналов и блоков управления, технологических защит и блокировок энергетического управления. По аналогичным основаниям отсутствуют нарушения, описанные в п.п.9, 16, 31, 32, поскольку данные помещения не отнесены к категории зданий, которые необходимо оборудовать системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре. Постановления также не соответствуют закону. Требования пожарной безопасности, неисполнение которых вменяется ПАО «Т Плюс», подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения). Требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания, а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его эксплуатации. Считают, что предъявляемые требования и СП 486.1311500.2020 и СП 3.13130.2009 носят рекомендательный характер и подлежат применению на стадии проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объекта защиты и систем пожарной сигнализации, они не могут применяться к объектам защиты, введенным в эксплуатацию до введения в силу данных правил, и не могут быть вменены в вину лицу, эксплуатирующему здание после ввода его в эксплуатацию. Выводы контролирующего органа считают не основанными на законе и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, просят исключить из объема вменяемого нарушения пункты №№2,5,8,9,14,16, 31,32 и производство по делу в данной части прекратить.

В судебном заседании представитель ПАО «Т Плюс» ФИО2 доводы, изложенные на жалобе, на постановление по делу об административном правонарушении поддержал.

В судебном заседании представитель УНДПР Главного управления МЧС России по Кировской области, заместитель главного государственного инспектора Кировской области по пожарному надзору ФИО3 с жалобой не согласен, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Судом установлено, что в период с 08 ноября 2021 года по 16.11.2021 при проведении проверки должностным лицами Главного управления МЧС России по Кировской области в зданиях ПАО «Т Плюс»: Кировской ТЭЦ-4 и административных зданиях, расположенных по адресам: <...>, ФИО4, ул. Колесникова, д.6, была проведена плановая проверка.

16.11.2021 в 11 час. 00 мин. в результате непосредственного обнаружения установлено, что при нахождении в зданиях ПАО «Т Плюс», расположенных по адресам: <...> ФИО4, Луганская 51, корпус 1, ФИО4, ул. Колесникова, д.6, были установлены факты нарушений требований пожарной безопасности, допущенные ПАО «Т Плюс», а именно:

Здание контрольно-пропускного пункта с административными помещениями и зданием стоянки для служебных автомобилей:

1. Отсутствует документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных материалов для покрытия полов путей эвакуации: на ламинат, примененный для покрытия пола общего коридора 3-его этажа, что нарушает п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 №1479 (далее - ППР в РФ), п.6 ст. 134, таблица 28 Федерального Закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее №123-ФЗ).

2. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации, правообладатель объекта защиты не обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке (в соответствии с ГОСТ Р 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021), или не обеспечивает плановую замену технических средств системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией с истекшим сроком службы (эксплуатации) на аналогичные либо на иные в соответствии с ГОСТ Р 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021. (система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре введена в эксплуатацию в 2004 году, что подтверждается актом ввода объекта в эксплуатацию, срок службы 10 лет) что нарушает п. 54 ППР в РФ, п.6.6, 7, Приложение Б ГОСТ Р 59638-2021, п.6.7, 7, Приложение Б ГОСТ Р 59639-2021.

Кировская ТЭЦ-4 ул. Луганская, 51, корпус 1:

3. Планы эвакуации, размещенные на 1, 2, 3 и 4 этажах выполнены не в фотолюминесцентном исполнении и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, и нарушает п. 5, 23 ППР в РФ п. 6.2.3-6.2.9 ГОСТ Р 12.2.143-2009.

4. Заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарных перегородках 1 типа), отделяющие помещения технического архива на 3 этаже с категорией помещений по пожарной и взрывопожарной опасности В2 от помещения кабинета, помещение калориметрической установки в химической лаборатории на 3-ем этаже категории В2 от помещений лаборатории, кабинет №10 категории В2 на 4-ом этаже от других помещений цеха АСУТП, кабинет №206 (кладовая управления) от обеденного зала столовой на 2-ом этаже, не имеют соответствующего предела огнестойкости не менее EI60 (не представлен сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности на дверные заполнения, подтверждающие их предел огнестойкости), что нарушает п. 13 ППР в РФ, ст. 4, 6, ч. 3, 7 ст. 87, ст. 88, таблица 24 ФЗ №123-ФЗ п. 6.2.10. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013)

5. Кабинет начальника смены, помещение щита управления №3, помещения машинистов обходчиков 1 и 2 очереди, помещение машинистов обходчиков котельного отделения не защищены системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре, что нарушает ст. 4, 6, 54, 83, 84 ФЗ №123-ФЗ п. 4.1, 4.4, п. 48 табл. 3 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации» (далее - СП 486.1311500.2020), п.38 табл.3 НПБ 110-03 р. 7, п. 17 табл. 2 СП 3.13130 п. 5.1, п. 20 табл.2 НПБ 104-03

6. Заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарных перегородках 1 типа), отделяющие помещения кладовых на отметках 4,5 метра и 0 метров с категорией помещений по пожарной и взрывопожарной опасности В2 от лестничной клетки, не имеют соответствующего предела огнестойкости не менее EI60 (не представлен сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности на дверные заполнения, подтверждающие их предел огнестойкости), что нарушает п. 13 ППР в РФ, ст. 4, 6, ч. 3, 7 ст. 87, ст. 88, таблица 24 ФЗ №123-ФЗ п. 6.2.10. СП 4.13130.2013.

7. Допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией в помещении машинистов обходчиков котельного отделения, что нарушает п. 35 ППР в РФ.

8. Помещения для размещения оборудования АСУ ТП, работающего в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (серверные котлотурбинного цеха (АСУ ТП ТА) помещения № 328 площадью 38,8 кв.м и № 314 площадью 42 кв.м), что нарушает ст. 4, 6, 54, 83 ФЗ №123-ФЗ, п. 35.1. табл.3 НПБ 110-03, п. 4.3, п. 14, 38 Таблицы 3 СП 486.1311500.2020.

Административное здание с гаражом:

9. Административные помещения и помещение гаража не защищено системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре, что нарушает ст. 4, 6, 54, 83, 84 ФЗ №123-ФЗ п. 4.1, 4.4, п. 48 табл. 3 СП 486.1311500.2020 п. 25.2., п. 38, табл.3 НПБ 110-03, р. 7, п. 16 табл. 2 СП 3.13130 п. 5.1, п. 15 табл.2 НПБ 104-03.

10. допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией в здании пожарного депо, что нарушает п. 35 ППР в РФ

Здание административно-бытового корпуса складского хозяйства

11.Поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в здании выполнены не в фотолюминесцентном исполнении и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, что нарушает п. 5, 23 ППР в РФ п. 6.2.3-6.2.9 ГОСТ Р 12.2.143-2009т.

Здание стоянки автопогрузчика.

12. Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода расположен за пределами пожарного шкафа п. 50 ППР в РФ, ст.86, ч.1,2 ст. 107 ФЗ №123-ФЗ; п.6.2.3 СП 10.13130.2020

Здание не отапливаемого склада запчастей из сборного железобетона на территории центрального склада

13. Складское здание объемом 4860 куб.м. не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом для тушения пожаров., что нарушает ст.86 ФЗ №123; п. 48, п. 50 ППР в РФ, п.7.6, табл. 7.2 СП 10.13130.2020.

Здание ГЩУ (Главный щит управления)

14. Помещения для размещения оборудования АСУ ТП, работающего в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (помещение АСУ ТП № 101 на 1 этаже), что нарушает ст. 4, 6, 54, 83 ФЗ №123-ФЗ п. 35.1. табл.3 НПБ 110-03, п. 4.3, п. 14, 38 Таблицы 3 СП 486.1311500.2020.

Здание пиковой котельной

15. Здание пиковой котельной не обеспечено передвижным огнетушителем, при этом площадь здания более 500 кв.м., что нарушает п. 60, п. 397, п. 406, Приложение №2 ППР в РФ.

Здание склада КВО, арендуемое АО «Юнис»

16. Помещение гаража и холодного бокса на первом этаже здания не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации ст. 4, 6, 54, 83 ФЗ №123-ФЗ, п.25.2, 38 табл.3 НПБ 110-03

17. Не организовано проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц, что нарушает п.п. «б» п. 17 ППР в РФ

18.Дверь, ведущая со 2 этажа на лестничную клетку, не имеет уплотнений в притворах и устройства для самозакрывания, зафиксирована в открытом положении, что нарушает п. 24, 27 ППР в РФ п. 4.2.24 СП 1.13130-2020

19. На 1 этаже устроена кладовая под лестничной клеткой, что нарушает п.п. «к» п. 16 ППР в РФ;

Здание химического цеха

20. Сварочный пост химического цеха имеет проемы в перегородках, через которые возможно попадание раскаленных частиц в смежные помещения, что нарушает п. 356 ППР в РФ.

Кировская ТЭЦ-5 проезд Колесникова, 6

21. Не организовано проведение проверок наружного водопровода противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), находящихся на территории организации, в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что нарушает п. 48 ППР в РФ.

Химический цех

Здание бытового корпуса.

22. В дверном проеме, отделяющем помещение склада подшипников категории по пожарной опасности В-3 от общего коридора, отсутствует противопожарная дверь 2-го типа (EI 30) (установлена деревянная дверь), что нарушает п. 13 ППР в РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 88, Таблица 23 №123-ФЗ; п. 5.1.2, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013.

23. Пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода, расположенные на 2 этаже общего коридора, изготовлены из горючих материалов (деревянные), что нарушает п.4 ст. 107 №123-ФЗ.

Котло-турбинный цех.

Здание главного корпуса

24. В БЩУ-1 запоры на двери эвакуационного выхода (выход на наружную эвакуационную лестницу) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (дверь закрывается «на ключ»), что нарушает п. 26 ППР в РФ.

25. В БЩУ-2 ширина эвакуационного выхода на наружную эвакуационную лестницу - 0,69 м., что менее требуемого, 0,8 м., что нарушает п. 23 ППР в РФ, ч.1 ст. 89 №123-ФЗ, п. 4.2.19 СП 1.13130.2020.

26. В БЩУ-2 запоры на двери эвакуационного выхода (выход на наружную эвакуационную лестницу) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (дверь закрывается «на ключ»), что нарушает п. 26 ППР в РФ.

27. Отсутствует документация (не представлена), подтверждающая предел огнестойкости заполнений проемов строительных конструкций кабельного этажа 6кВ секции № 2А2Б, кабельного этажа 0,4 кВ секции № 1А1Б, кабельных полуэтажей блоков № 3,2,1, кабельного этажа 6 кВ секции № 1А1Б, кабельного этажа 6 кВ секции 6,7 здания главного корпуса с категорией помещений по пожарной и взрывопожарной опасности В1, что нарушает п. 25 ППР в РФ.

28. Заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение кабельного полуэтажа блока № 3 от лестничной клетки здания главного корпуса, не обеспечивает требуемый предел огнестойкости (дверь перекошена, имеет зазоры), что нарушает п. 13 ППР в РФ, ст. 87, ст.88, табл.21-24 №123-ФЗ.

Топливно-транспортный цех.

Пристрой бытового корпуса ТТЦ

29. Не выполнена обшивка листовыми материалами группы горючести не менее Г1 подшивки карнизных свесов чердачных покрытий пристроя бытового корпуса ТТЦ, что нарушает ст. 4, 6, 52, 57, 58 №123-ФЗ, п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

30. В пристрое бытового корпуса ТТЦ отсутствует взаимодействие (интеграция) систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре с инженерными системами здания (приточно-вытяжная вентиляция), что нарушает ст. 4, 6, 52, 83, 84 №123-ФЗ, п. 6.24, п. 7.20 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п. 7.7.3 СП 484.1311500 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», п. 4 НПБ 110-03, п. 13.1, 13.2 НПБ 88-2001.

Ремонтно-экипировочный блок

31. Помещение бытовки машинистов локомотивов не защищено системой пожарной сигнализации, что нарушает ст. 4, 6, 83, 84 ФЗ №123-ФЗ, п. 4.1, 4.4, 4.8, 4.10, Табл. 3 СП 486.1311500.2020, п. 4, табл.3 (п. 38) НПБ 110-03.

Здание табельной монтеров пути.

32. Здание табельной монтеров пути не защищено системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре, что нарушает ст. 4, 6, 83, 84 ФЗ №123-ФЗ, п. п. 4.1, 4.4, 4.8, 4.10, Табл. 3 СП 486.1311500.2020, п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1, п. 15 табл.2 НПБ 104-03.

Здание вагоноопрокидыватель.

33. Отсутствует противопожарная дверь 2-го типа размерами не менее 0,75х1,5 метра выхода на кровлю с лестничной клетки на отметке +7 метров (по факту установлена металлическая дверь), что нарушает п. 16 г) ППР в РФ, ч.1 ст. 52, ч.ч. 1,2,3 ст. 88, табл. 24 ФЗ №123-ФЗ, п. 7.6 СП 4.13130.2013.

Пристрой к зданию пиковой водогрейной котельной

34. Отсутствует документация (не представлена), подтверждающая предел огнестойкости заполнений проема строительной конструкции кабельного этажа РУ-0,4 кВ пристроя к зданию пиковой водогрейной котельной с категорией помещения по пожарной и взрывопожарной опасности В1, что нарушает п. 25 ППР в РФ.

Здание инженерного корпуса.

35. Пожарные шкафы на всех этажах здания выполнены из горючего материала (деревянные), что нарушает п.4 ст. 107 №123-ФЗ.

36. Установлена глухая решетка на окне помещения организационно-хозяйственного отдела на 1 этаже здания, что нарушает п. 16 г) ППР в РФ.

37. Отсутствует документация (не представлена), подтверждающая предел огнестойкости заполнения проемов строительных конструкций складского помещения «ЗИП ЦТАИ» на 5 этаже (с категорией помещения по пожарной и взрывопожарной опасности В2), вентиляционной камеры на техническом этаже и дверей при выходе с лестничных клеток на кровлю, что нарушает п. 25 ППР в РФ.

38. Заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение складского помещения «ЗИП ЦТАИ» на 5 этаже (с категорией помещения по пожарной и взрывопожарной опасности В2) от коридора, не обеспечивает требуемый предел огнестойкости (дверь перекошена, имеет зазоры), что нарушает п. 13 ППР в РФ, ст. 87, ст.88, табл.21-24 №123-ФЗ.

39. На 7 этаже вместо фойе (согласно проекта на здание) эксплуатируется помещение серверной (в соответствии с техническим паспортом) с устройством перегородки, что нарушает п. 16 н) ППР в РФ.

40. Не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона №123-ФЗ с обозначением их категорий на двери помещения серверной на 2 этаже, что нарушает п. 12 ППР в РФ.

По результатам проверки ПАО «Т Плюс» в установленном законом порядке вручены акт плановой выездной проверки от 16.11.2021 № 145, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, №45/1.

24.02.2022 государственным инспектором Кировской области по пожарному надзору ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс».

По результатам рассмотрения протокола заместителем главного государственного инспектора Кировской области по пожарному надзору ФИО1 вынесено постановление, которым ПАО «Т Плюс » признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Вина ПАО «Т Плюс » в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными доказательствами, в том числе, распоряжением о проведении проверки от 14.10.2021 года, актом проверки 16.11.2021, протоколом об административном правонарушениях от 24.02.2022 г., где указаны события и обстоятельства совершенных правонарушений.

Вина ПАО «Т Плюс» в части нарушений требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемых ПАО «Т Плюс» пунктах постановления о назначении наказания, нашла свое подтверждаение.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Согласно ст. 38 ФЗ-69 от 21.11.1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности содержатся в статье 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ. Согласно положениям части 1 данной статьи пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Доказательств, подтверждающих, что на объектах Кировской ТЭЦ-4, административных помещений ПАО «Т «Плюс» по адресам: ФИО4, ул. Луганская, д.51, ФИО4, ул. Луганская, д.51, корпус 1, ФИО4, проезд Колесникова, д.6, соблюдаются ПАО «Т Плюс» требования пожарной безопасности, не представлено.

Суд считает, что все нарушения, изложенные в постановлении от 23.03.2022 года, вмененные ПАО «Т Плюс», подтверждены представленными доказательствами.

Заявителем обжалуются п.п.2,5,8,9,14,16,31,32 постановления. Обжалуемые пункты касаются несоблюдения требований по оборудованию зданий и помещений системами пожарной сигнализации (далее СПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (далее СОУЭ).

В соответствии со статьей 82 Технического регламента кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Добровольное применение актов, указанных в постановлении, возможно только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ. Доказательств, что на указанных объектах был произведен расчет по оценке пожарного риска, не представлено, соответственно, ПАО «Т Плюс» обязано исполнять в полном объеме положения, установленные документами по пожарной безопасности, в том числе СП 486.1311500.2020 и СП 3.13130.2009.

ПАО «Т Плюс» в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, не обеспечивает ежегодные испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, доказательств обратного суду не представлено.

Суд приходит к убеждению, что помещения щита управления № 3, кабинет начальника смены, помещения машинистов обходчиков 1 и 2 очереди, помещение машинистов обходчиков отделения, находящиеся в административных зданиях, на момент проверки использовались под административно-бытовые нужды и в них находились люди, в связи с чем они обоснованно были отнесены к помещениям административно-бытового назначения. Оснований подвергать результаты проверки у суда не имеется.

В силу п. 4.4. СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной сигнализации все помещения независимо от площади. Указанный СП содержит исключения, к числу которых помещения, отнесенные к п.2 постановления, к таковым не относятся. Напротив данные помещения отнесены к п. 48 «Помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные», и должны оборудоваться системой пожарной сигнализации независимо от их площади. Аналогичные требования содержит п. 38 таблица 3 НПБ 110-03. В силу пр. 7, п. 18 Таблицы 2 СП 3.13130.2009 производственные здания должны оборудоваться системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Аналогичные требования в п.20. Таблицы 2 НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях, утверждены приказом МСЧ от 20.06.2003 № 323.

Факт нарушений, описанные в п.8, 14 постановления, а именно не оборудование автоматической установкой пожаротушения в помещениях для размещения АСУ ТП, работающего в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, подтвержден материалами дела. Доказательств обратного ПАО «Т Плюс» не представлено, доводы о минимизации данного риска не свидетельствует о его отсутствии и не освобождает от соблюдения требований пожарной безопасности. Данная обязанность регламентирована п.14 Таблицы 3 СП 486.1311500.2020. П. 38 Таблицы 3 вышеуказанных СП специализированные помещения для размещения серверов, оборудуются автоматическими установками пожаротушения. Аналогичные требования содержит п.35.1 Таблицы 3 НПБ 110-03. Учитывая, что помещение, указанное в п. 9 постановления, относится согласно перечню объектов, входящих в ТЭЦ-4, - здание пожарного депо. Здание пожарного депо согласно п. 16 таблицы СП 486.1311500.2020 подлежит оборудованию системой пожарной сигнализации независимо от площади. В силу п.25.2 Таблицы 3 НПБ 110-03 помещения для хранения транспортных средств, размещаемые в зданиях иного назначения при их расположении в цокольных и надземных этажах при хранении менее 3 автомобилей должны оборудоваться системой пожарной сигнализации. Производственные складские помещения, стоянки автомобилей должны оборудоваться системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.2 СП 3.13130.2009). Согласно п. 25.2 Таблицы 3 НПБ 110-03, п. 4.4. СП 486.1311500.2020 помещения гаража и холодного бокса на первом этаже здания, помещения бытовки должны быть защищены автоматическими установками пожарной сигнализации. Системой пожарной сигнализации и системой оповещения должны быть оборудовано здание табелей монтеров пути. Поскольку на момент проверки здания использовались под административные согласно п. 11 Таблицы 1 СП 486.1311500.2020 и п. 44. СП 386.1311500.2020 определяют необходимость выполнения данных пунктов по оборудованию зданий системой пожарной сигнализации и системой оповещения.

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения (ч. 7 ст. 84 Закона № 123-ФЗ).

То есть, нарушения, изложенные в пп.2 5,8,9,14,16,31,32 обжалуемого постановления, вменены ПАО «Т Плюс» законно и обоснованно.

С учетом совокупности представленных доказательств, суд приходит к убеждению, что вина ПАО «Т Плюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена, и подтверждена в полном объеме материалами дела.

При вынесении решения суд учитывает, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается представленными материалами дела.

Доказательств, свидетельствующих о принятии данных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, на момент вынесения постановления ПАО «Т Плюс» представлено не было, как не было представлено при рассмотрении жалобы в судебном заседании.

Совершенное ПАО «Т Плюс» правонарушение не было вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица.

Обстоятельств, свидетельствующих о принятии лицом всех зависящих от него мер по выявлению и устранению нарушения требований пожарной безопасности до проведения проверки, не установлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная на объекте защиты система обеспечения пожарной безопасности не отвечает требованиям, установленным законодательством РФ.

Данные доказательства в их совокупности достаточны для установления вины ПАО « Т Плюс» » и у суда сомнений не вызывают.

Доводы ПАО « Т Плюс» о том, что на здания не должны распространяться действующие нормы, суд находит несостоятельными. Аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения в рамках спора по делу 12-410/2019, и А-28-3097/2019, суды пришли к выводу о применении действующих норм требований пожарной безопасности к объектам ПАО «Т Плюс». Данными решениями установлено, что на всех 55 объектах зданий ПАО «Т Плюс» проведена реконструкция в 2014 году. ПАО « Т Плюс» обязано соблюдать все требования пожарной безопасности, установленные законодательством РФ.

Действия ПАО « Т Плюс» правильно квалифицированы по ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо процессуальных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО « Т Плюс», влекущих отмену или изменение постановления № 59 от 23.03.2022 года, не установлено.

Административное наказание назначено ПАО «Т Плюс» по правилам, предусмотренным ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания учтены все смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств.

Исключительные обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для снижения административного штрафа до размеров ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо для признания совершенного правонарушения малозначительным и для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлены.

Оснований для отмены или изменения постановления от 23.03.2022 № 59 в части, вопреки доводам жалобы, в отношении ПАО «Т Плюс» не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Кировской области по пожарному надзору ФИО1 № 59 от 23.03.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Т Плюс» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента получения.

Судья С.А. Стародумова

Решение03.06.2022