ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-519/2022 от 29.08.2022 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дата

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Белова Е.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бердникова Р.Б., его защитника Алехнович К.О., заместителя начальника Управления – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Сибирского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1,

рассмотрев жалобу защитника Алехнович К.О., Бердникова Р.Б. на постановление АА заместителя начальника Управления – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Сибирского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

генерального директора ООО «........» ФИО8, 18 ........

установил:

Постановлением АА заместителя начальника Управления – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Сибирского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 генеральный директор ООО «........» Бердников Р.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Бердников Р.Б. обратился в Октябрьский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что ООО «........» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по заказу по межмуниципальному маршруту следования «АдресАдрес». ООО «........» в публичных правоотношениях по осуществлению пассажирских перевозок не состоит, перевозки по регулярному маршруту, внесенному в официальный Реестр, не осуществляет. Обязанности по исполнению положений публичного договора, в частности, по осуществлению перевозок при наличии карты маршруты регулярных перевозок, с уполномоченным органом не несет, в связи с чем деятельность не подпадает под правовое регулирование, предусмотренное положениями ФЗ от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ. Транспортные средства ООО «........» предоставлены ООО «........» за установленную плату на основании договора фрахтования от Дата для перевозки неопределенного круга лиц, пассажиры плату в пользу ООО «........» не производят. Документы об оплате проезда, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении, свидетельствуют о наличии правоотношений между ООО «........» и пассажирами. Маршрут заказной перевозки «АдресАдрес» не дублирует действующий маршрут регулярных перевозок , внесенный в официальный Реестр муниципальных перевозок Адрес, ввиду несовпадения начальной и конечной точек отправления. Факт осуществления ООО «........» регулярных перевозок под видом заказных не подтверждается совокупностью доказательств, отсутствуют сведения о получении Обществом платы с пассажиров в нарушение договора фрахтования, совпадения маршрута следования с регулярным маршрутом . Сама по себе периодичность поездок, информация о нахождении транспортного средства, принадлежащего ООО «........», в определенном месте на территории Иркутской области не опровергает доводов об осуществлении заказных перевозок на основании договора фрахтования, что не предполагает наличия транспортной карты маршрута. ООО «........» положения п. 2 ст. 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не нарушает, ввиду обязанности на заключение договора фрахтования в форме заказ-наряда лишь в случае осуществления не систематических перевозок по заказу. Факт нарушения п. 78 Правил перевозки пассажиров (утв. Постановлением Правительства РФ № 1586 от 1 октября 2020 года), выражающийся в совмещении с регулярным маршрутом в местах посадки (высадки) пассажиров и создании помех транспортным средствам, осуществляющим регулярные перевозки, не подтвержден материалами дела.

В судебном заседании Бердников Р.Б., защитник Алехнович К.О. доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить.

Заместитель начальника Управления ФИО1 в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав дополнительно предоставленные доказательства, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Часть 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируют положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 220-ФЗ).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 3 и ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок – документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

На основании п. 4 ст. 28 Федерального закона N 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указывается, в том числе регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

Часть 3 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ обязывает водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.

Из материалов дела следует, что в результате проведения постоянного рейда Дата в 15.10 часов на посту контроля, расположенном на Адрес в Адрес, сотрудниками ТО ГАДН по Адрес Сибирского МУГАДН выявлено осуществление перевозки пассажиров по заказу между ООО «........» и ООО «........» (договор фрахтования от Дата без номера) на автобусе Мерседес Бенц - 223602, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО2 по путевому листу от Дата, маршрут перевозки Иркутск АдресАдрес. Дата в 11.20 часов выявлено осуществление перевозки пассажиров по заказу между ООО «........» и ООО «........» (договор фрахтования от Дата без номера) на автобусе Мерседес Бенц - 223602, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО3 по путевому листу от Дата, маршрут перевозки Иркутск АдресАдрес. Дата в 15.20 часов выявлено осуществление перевозки пассажиров по заказу между ООО «........» и ООО «........» (договор фрахтования от Дата без номера) на автобусе Мерседес Бенц - 223602, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО3 по путевому листу от Дата, маршрут перевозки Иркутск АдресАдрес. Дата в 16.40 часов выявлено осуществление перевозки пассажиров по заказу между ООО «........» и ООО «........» (договор фрахтования от Дата без номера) на автобусе Мерседес Бенц - 223201, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО4 по путевому листу от Дата, маршрут перевозки Иркутск АдресАдрес. Дата в 14.40 часов выявлено осуществление перевозки пассажиров по заказу между ООО «........» и ООО «........» (договор фрахтования от Дата без номера) на автобусе Мерседес Бенц - 223201, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО4 по путевому листу от Дата, маршрут перевозки Иркутск АдресАдрес, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, когда такая карта является обязательной, что является нарушением требований статей 3, 11, 14, 17, 19 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Дата протокола АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «........» Бердникова Р.Б. и вынесения обжалуемого постановления.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО «........» Бердникова Р.Б. подтверждены совокупностью следующих доказательств:

протоколом об административном правонарушении от Дата; решением начальника Сибирского МУГАДН от Дата о проведении постоянного рейда; актами постоянного рейда от Дата, Дата, Дата; протоколами осмотра транспортного средства от Дата, Дата, Дата; протоколами инструментального обследования транспортного средства от Дата, Дата, Дата, протоколами истребования документов от Дата, Дата,Дата, протоколом истребования документов в ходе постоянного рейда от Дата, копией договора фрахтования от Дата без номера с приложением; протоколами опросов в ходе постоянного рейда от Дата, Дата, Дата; фотографиями кассы продажи билетов, расписанием со временем отправления транспортного средства Мерседес Бенц, государственный регистрационный знак , копиями путевых листов ООО «........» от Дата, от Дата, от Дата, от Дата, которые, несмотря на отметку о выдаче для автобуса не общего пользования, используется для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту следования Иркутск - Бохан, а также иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные доказательства, вопреки доводам жалобы, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и признаются судом достоверными относительно инкриминируемого Бердникову Р.Б. события административного правонарушения.

Указанные действия Бердникова Р.Б. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ООО «........» регулярные перевозки не осуществляло, перевозило пассажиров на основании договора фрахтования, а автобус, которыми управляли водители ООО «........», были заказными, суд не может признать обоснованными.

Так, статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно статье 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.

Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного Бердниковым Р.Б. деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Федерального закона № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, обязательные реквизиты которых устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Билет по форме - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) зона действия билета; д) дата отправления; е) время отправления; ж) дата прибытия; з) время прибытия; и) место; к) сумма; л) дата продажи билета; м) время продажи билета.

Согласно пункту 35 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года № 1586 продажа билетов для проезда в междугородном сообщении в кассах автовокзалов, автостанций, а также в кассах на транспортно-пересадочных узлах и вокзалах иных видов транспорта, на территории которых расположен остановочный пункт, начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, в рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом. Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются: наличие публичного договора как основание перевозки, систематичность перевозок, наличие расписания.

Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 суду показал, что в ходе проведения постоянного рейда Дата, Дата, Дата установлено, что ООО «........» под видом заказа осуществляет регулярные перевозки по маршруту Иркутск – Бохан, что также подтверждается показаниями пассажира, кассовыми чеками, фотографиями автобуса, другими документами, вследствие чего в действиях генерального директора Бердникова Р.Б. выявлен факт совершения административного правонарушения, составлен протокол и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ООО «........» на автобусах Мерседес Бенц - 223201, 223602, осуществляло перевозку пассажиров в междугородном сообщении, что в силу положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года свидетельствует о заключении публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, как следует из пунктов 4, 8 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года № 1586, в случае осуществления регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок, остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Исходя из изложенного, суд находит доказанным, что ООО «........» Дата, Дата, Дата осуществляло регулярные перевозки пассажиров по маршруту Иркутск ФИО5 17- Адрес, на вышеуказанных транспортных средствах (автобусах) с взиманием платы за проезд без карты маршрута регулярных перевозок, в связи с чем действия генерального директора ООО «........» Бердникова Р.Б. должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что перевозка пассажиров осуществлялась на основании договора фрахтования, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменном виде договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 ГК РФ, статья 27 Федерального закона N 259-ФЗ). При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил перевозки пассажиров).

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил перевозки пассажиров).

Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной» (пункт 95 Правил перевозки пассажиров).

Между тем, несмотря на наличие договора фрахтования и таблички «Заказной», суд, исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу что указанное создавало лишь видимость осуществления заказной перевозки, тогда как фактически перевозка являлась регулярной. Пассажиры самостоятельно приобретали билеты для проезда в транспортном средстве по заранее известным им маршруту и промежуточным остановочным пунктам, автобус двигался в соответствии с расписанием и по маршруту.

Вопреки доводам заявителя, доказательств, с достоверностью подтверждающих действительное осуществление ООО «........» «заказного» обслуживания пассажиров, суду не представлено.

Выводы должностного лица являются правильными, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях генерального директора Бердникова Р.Б. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Бердникова Р.Б. подтверждена совокупностью относимых и допустимых доказательств, исследованных в судебном заседании.

Утверждение Бердникова Р.Б. и защитника Алехнович К.О. об отсутствии достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об осуществлении ООО «........» регулярных перевозки пассажиров в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок, отклоняются по выше приведенным мотивам.

Таким образом, под видом перевозок пассажиров по заказу водителем ООО «........» фактически осуществлялись регулярные перевозки пассажиров в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок. На этом основании административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым генеральный директор ООО «........» Бердников Р.Б. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему обоснованно назначено наказание в виде предупреждения.

Порядок и срок давности привлечения Бердникова Р.Б. к административной ответственности соблюдены. Учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление АА заместителя начальника Управления – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Сибирского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «........» ФИО8 оставить без изменения.

Жалобу Бердникова Р.Б. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.В. Белова