ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/14 от 03.04.2014 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело №12-51/14

 РЕШЕНИЕ

 03 апреля 2014г г.Новосибирск

 Судья Советского районного суда г.Новосибирска Протопопова Е.Р.

 Рассмотрев жалобу Сибирского Отделения Российской Академии Наук, на постановление исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска-мирового судьи 6-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 17 декабря 2013 года по ч.2 ст 20.7 КОАП РФ в отношении Сибирского отделения Российской академии наук,

 установил:

 постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска-мирового судьи 6-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 17.12.2013г, юридическое лицо – Сибирское отделение Российской Академии Наук (СО РАН) было подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КОАП РФ.

 Как следует из постановления, 11.10.2013г при проведении плановой выездной проверки в отношении СО РАН, установлено, что СО РАН допущены нарушения в области гражданской обороны, а именно : в нарушение п.10 Постановления Правительства РФ №794 от 30.12.2003 г, Постановления Правительства РФ №782 от 10.07.1999г СО РАН не назначило лицо, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, в связи чем, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ - невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 В своей жалобе СО РАН просит отменить постановление мирового судьи по тем основаниям, что при вынесении постановления мировой судья не дал оценки доводам СО РАН о невозможности возложения исполнения обязанностей на иного сотрудника в связи с отсутствием в штате сотрудников соответствующей квалификации, а также не принято во внимание, что на момент проведения проверки кандидат на должность начальника штаба гражданской обороны был найден и проходил обязательный при поступлении на работу медицинский осмотр,после чего 15.10.13г был назначен на должность.

 Изучив материалы дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым постановление мирового судьи отменить по следующим основаниям.

 Согласно ст.26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 При рассмотрении административного материала по ч.2 ст.20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица СО РАН указанные требования закона не были соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства были проверены и оценены.

 Частью 2 ст.20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Согласно ст.1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

 требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В силу п.1 ст.9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 381).

 В соответствии с п.4 Административного регламента N 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).

 Согласно п.5 Административного регламента N 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 381. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.

 При вынесении постановления мировой судья не учел, что в данном случае в материалах дела нет сведений о том, что у СО РАН " имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Не выяснено подпадает или нет СО РАН под перечень объектов, указанных в п.4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая им, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

 При этом сам по себе факт нахождения СО РАН в городе Новосибирске, отнесенным к одной из групп по гражданской обороне,( о чем также нет сведений в материалах дела), не является обстоятельством, в связи с которым на СО РАН могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.

 Суды не истребовали справку из администрации муниципального образования, о том, что имеется у СО РАН имеется мобилизационное задание на военное время, привлекается или нет оно к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

 Таким образом, доказательств того, что СО РАН относится к объектам надзора, указанным вп.4 Административного регламента N 381, должностным лицом ГУ МЧС России по Новосибирской области,в материалы дела не представлено, а судом не истребовано.

 Кроме того, приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 382).

 Согласно п.4Административного регламента N 382 объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 В силу п.п. «г» п.5 Административного регламента N 382 предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, является выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Суд не установил, расположено ли СО РАН в непосредственной близости от потенциально опасного объекта и подпадает в возможную зону чрезвычайных ситуаций техногенного характера (например: химического заражения)

 Даже если, СО РАН попадает в возможную зону химического заражения в случае аварии на потенциально-опасном предприятии, то это обстоятельство само по себе не свидетельствует о наличии у него обязанностей, предусмотренных законодательством для специально уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Так, п.1.4 Правил N 285 определено, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

 Кроме того, в силу п.8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п.6 и 7 Положения N 993.

 Согласно п.7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.

 При указанных обстоятельствах выводы мирового судьи о доказанности вины СО РАН в невыполнении предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий следует признать преждевременным.

 При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене.

 Поскольку предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Сибирского Отделения Российской академии наук к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье 1-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска.

 Руководствуясь ст.30.7 КОАП РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Постановление исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска-мирового судьи 6-го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 17 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сибирского отделения Российской академии наук -отменить.

 Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье 1- го судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска.

 Судья- (подпись) Е.Р.Протопопова.