ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/18 от 14.08.2018 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело №12-51/2018

РЕШЕНИЕ

на постановление по делу об административном правонарушении

г. Тында 14 августа 2018 года

Судья Тындинского районного суда Амурской области Кузнецов И.Г.,

при секретаре Ечине А.С.,

рассмотрев жалобу представителя АО «Коммунальные системы БАМа» ФИО1 на постановление государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Коммунальные системы БАМа» обратилось в Тындинский районный суд с жалобой, мотивируя тем, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указано, что проведен плановый (рейдовый осмотр) придомовой территории домов и расположенных по <адрес>, где расположен септик для сбора канализационных стоков, было установлено, что очистка септика производится надлежащим образом, вследствие чего канализационные стоки вытекают на придомовую территорию, проезжую часть и даже частный сектор. Содержание и обслуживание (вывоз) септика осуществляет специализированная организация Акционерное общество «Коммунальные системы БАМа», что не соответствует действительности.

Плановый (рейдовый) осмотр, если и производился, то без их участия, копия акта в их адрес не поступала, соответственно, кем сделаны вышеуказанные выводы не понятно. АО «Коммунальные системы БАМа» на содержание и обслуживание не передавались септики по <адрес> и 13, о чем неоднократно сообщалось государственному инспектору <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО2, однако ею данный факт был проигнорирован.

При вынесении постановления о назначении административного наказания инспектором указано, что согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, фекальные отходы нецентрализованной канализации (отходы (осадки) из выгребных ям, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления, отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные) относятся к IV классу опасности. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке определенном Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». АО «Коммунальные системы БАМа» не имеет лицензии на право осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов 1-IV классов опасности.

АО «Коммунальные системы БАМа» выполняя откачку сточных хозбытовых вод из септика по <адрес>, , , далее принимает эти воды от абонентов в централизованную систему водоотведения воды, затем проводя очистку сточных вод на станции биологической очистки перед сбросом в водный объект, осуществляет деятельность в сфере водоотведения. Сфера водоснабжения и водоотведения регулируется Водным кодексом РФ и Федеральным законом № 416-ФЗ «Водоснабжение и водоотведение».

Жидкие фракции, откачиваемые из септика АО «Коммунальные системы БАМа», относятся к сточным водам, а не отходам, т.к. удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект. АО «Коммунальные системы БАМа» имеет Разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску (р.Тында, г.Тында). Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области для АО «Коммунальные системы БАМа» утвержден тариф на данный вид деятельности (Приказ №143-пр\в от 18.11.2016, Приложение №17 п.2.5.-г.Тында (с использованием автотранспорта).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов (с изменениями на 20 июля 2017 года), Код ФККО: 7 00 000 00 00 0 Блок 7. Отходы при водоснабжении, водоотведения, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты). Таким образом, Министерством природных ресурсов Амурской области неправомерно применяется Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приравнивая отходы из септика к отходам IV класса опасности, а следовательно не требуется наличие лицензии на право осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ субъектами являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. Следовательно, и привлечение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение вышеуказанного законодательства не правомерно.

Кроме того, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано и подтверждается письмом администрации города Тында от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Коммунальные системы БАМа» жилищный фонд не обслуживает и не является обслуживающей организацией. АО «Коммунальные системы БАМа» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет свою деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения населению города Тында. Инспектором установлено, что по <адрес> расположено два действующих септика, через которые осуществляется водоотведение. Септик № 1 и сети водоотведения являются муниципальной собственностью, подключены следующие квартиры № 9. В квартирах , установлены приборы учета, в квартире никто не проживает, а в квартире начисление производится по нормативу. В среднем за месяц водоотведение по данным квартирам выставляется 21,6 кубических метров в месяц, фактически откачивается в объеме 40 кубических метров.

В результате инспектором делается вывод о том, что септик течет от переполнения. Фактическое потребление превышает норматив, вследствие чего происходит перелив. Однако данный вывод ни чем не подтверждается, приборы учета не признаны вышедшими из строя, заявок о повышении норматива для откачки септика от потребителей не поступало, не обследовался сам септик на предмет утечек. Просит признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебное заседание государственный инспектор Амурской области ФИО2, представитель ОАО «КСБ» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд находит доводы обоснованными, постановление от от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8.2 - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды. В силу ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Из материалов дела следует, что на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории города Тында Амурской области проведен плановый (рейдовый осмотр), по результатом которого был составлен Акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе результата проведенной планового (рейдового) осмотра, обследования придомовой территории домов и расположенных по улице <адрес>, где расположен септик для сбора канализационных стоков, инспектором ФИО2 указано, что отчистка производится ненадлежащем образом, вследствие чего канализационные стоки вытекают на природомовую территорию, проезжую часть и даже частный сектор. Содержание и обслуживание (вывоз) септика осуществляет специализированная организация АО «КСБ».

Кроме того инспектор полагает, что АО «Коммунальные системы БАМа» не имеет лицензии на право осуществления деятельности по сбору и транспортированию ФИО3 1-IV классов опасности.

По указанному факту государственным инспектором Амурской области ФИО6 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ год об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении АО «КСБ».

В силу п.п. 2, 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия: сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" Согласно блоку 7, определен код классификации отходов 7 00 000 00 00 0 - ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)

Как следует из разъяснительных положений Письма Минприроды России от 04.04.2017 N 12-47/9678 "Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод" С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 ( в настоящий момент Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242).

Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Учитывая, что после откачки септиков по <адрес> в г. Тынде, производимой автотранспортом АО «КСБ» происходит их дальнейшая транспортировка на очистные сооружения с последующей переработкой, биологической очисткой и сбросом в водный объект (о чет также указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к выводу, что водную массу с веществами жизнедеятельности человека, поступающую на вышеуказанные септики следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

При таких обстоятельствах указанная деятельность относится к водоотведению и не требует лицензирования.

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода (пункты 2.3.1 - 2.3.4 СанПиН).

Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункты 3.1 СанПиН).

Судом установлено, что государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды ФИО2 произведен осмотр территории в г. Тында по <адрес>, что подтверждается протоколом и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем из представленных фотоматериалов инспектором не усматривается, что имеются явные следы протечек из одного из двух септиков по <адрес>.

Кроме того судом было проведено обследование участка местности в г. Тында <адрес> из которое не выявило факта протечек какого-либо септика на указанной улице.

Согласно диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ она предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В силу ч.ч. 2, 3 ст.1.5 КоАП РФ Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «КСБ» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя АО «Коммунальные системы БАМа» ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» по ст. 8.2 КоАП РФ отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Коммунальные системы БАМа», на основании ч.2 ст. 1.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях АО «Коммунальные системы БАМа» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья И.Г. Кузнецов