ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/19 от 11.12.2019 Новопокровского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-51/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ст. Новопокровская 11 декабря 2019 г.

Судья Новопокровского районного суда Краснодарского края Сапега Н.Н.,

рассмотрев материалы по жалобе должностного лица - генерального директора ОАО «Викор» Конбаса Николая Александровича на постановление П от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ОАО «Викор» Конбас Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 р. за сокрытие или искажение экологической информации.

Согласно постановлению о назначении административного наказания П от ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой документарной проверки на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица ОАО «Викор» ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 00 м. установлено, что должностным лицом - генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, что заключается в следующем.

Согласно ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;

сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

сведения о программе производственного экологического контроля; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица обязаны поставить на государственный учет те объекты негативного воздействия на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

Статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» определены критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории.

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по производству кокса;

б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;

в) по производству нефтепродуктов;

г) по добыче и обогащению железных руд;

д) по добыче и подготовке руд цветных металлов - алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов); для производства ферросплавов;

з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

кислородсодержащие углеводороды - спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

серосодержащие углеводороды;

азотсодержащие углеводороды - амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

фосфорсодержащие углеводороды;

галогенированные углеводороды;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук; синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества;

к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы - аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);

кислоты - хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания - гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли - хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения - карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты - цианид натрия, цианид калия; оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;

м) по производству фармацевтических субстанций;

н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:

по обезвреживанию отходов производства и потребления I - III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;

по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:

отходы I - III классов опасности;

отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);

р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

с) по производству целлюлозы и древесной массы;

т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

х) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);

молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);

ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);

ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

ОАО «Викор» была подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPYО8B о постановке на учет объекта, расположенного по адресу: 353021, <адрес>, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой, декларируемая категория объекта - Федеральный, II-я категория.

В заявке указаны критерии отнесения к декларируемой категории II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории.

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

к) по производству следующих пищевых продуктов:

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель).

Согласно техническому паспорту основного производства ОАО «Викор», производственная мощность комбината на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7200 т свеклы/сутки, норма суточного производства по свекле 6000 т/сутки.

В ходе проведения проверки, ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А., о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 90017,9 тонн;
  • меласса свекловичная (ГОСТ 30561-2017) - 23111 тонн;
  • жом сухой/гранулированный (ГОСТ 13456-82) - 29635 тонн;
  • жом сырой (в жомовые ямы) - 29567,69 тонн.

ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А., о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 55245,0 тонн;
  • меласса свекловичная (ГОСТ 30561-2017) - 11640,0 тонн;
  • жом сухой/гранулированный (ГОСТ 13456-82) - 16947,0 тонн;
  • жом сырой (в жомовые ямы) - 14983,66 тонн.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (90 календарных дней) было выпущено 90017,9 тонн белого сахара, что составляет 1000,198 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (50 календарных дней) было выпущено 55245,0 тонн белого сахара, что составляет 1104,9 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

Вместе с тем, ОАО «Викор» предоставлен план мероприятий по внедрению НДТ на основе новейших научно-технических достижений на 2019-2020 г.г., утвержденный генеральным директором ФИО1.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» установлена область применения наилучших доступных технологий - это хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, а именно, производство пищевых продуктов, результатом деятельности ОАО «Викор» является производство пищевых продуктов.

Указанные сведения свидетельствуют о наличии у ОАО «Викор» критериев отнесения объекта - сахарного завода к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», а именно:

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

х) по производству следующих пищевых продуктов:

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более).

Статьей 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Таким образом, ОАО «Викор» искажена информация, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объекта - сахарный завод, расположенного по адресу: 353021, <адрес>, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии Уставом от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Викор», генеральный директор является единоличным исполнительным органом, неся всю полноту ответственности при руководстве предприятие в соответствии с действующим законодательством РФ.

Так, ввиду ненадлежащего исполнения генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А. возложенных обязанностей, ОАО «Викор» осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства РФ.

Административное правонарушение: «Сокрытие или искажение экологической информации»допущено по вине должностного лица - генерального директора ОАО «Викор» Конбас Н.А., так как он своими действиями (бездействием) нарушил требования ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В своей жалобе, подтвержденной при её рассмотрении, Конбас Н.А. просит постановление оназначении административного наказания П от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Викор» признать незаконным, отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что:

Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка ОАО «Викор» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ.

В ходе проверки составлен Акт проверки П от ДД.ММ.ГГГГ и Протокол об административном правонарушении П от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Протокол об административном правонарушении).

На основании Протокола об административном правонарушении старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГП (далее - Постановление) о назначении заявителю административного наказания в соответствии с ст. 8.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 3000 р.

Ответчик в своем постановлении указывает на административное правонарушение, выразившееся в сокрытии или искажении экологической информации ОАО «Викор» своими действиями (бездействием) нарушило требования ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

По результатам рассмотрения заявки ОАО «Викор» от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPYО8B о постановке производственного объекта по адресу: <адрес>, на государственный учет в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как относящегося к IIкатегории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком по результатам рассмотрения представленных документов выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ.№ BBZPYО8B о присвоении спорному объекту II категории негативного воздействия, согласно которой объект подлежит региональному экологическому надзору.

Оформлением и подачей заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащий сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, занималось специализированное предприятие ООО «Экосервис» <адрес>, согласно заключенному с ОАО «Викор» договору -К/В/2016/652 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В соответствии с п. 3 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление ).

При рассмотрении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий в редакции Постановления N 1029 из его текста следует, что к объектам I категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная деятельность по производству следующих пищевых продуктов (подпункт «х» пункта 1): продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более); к объектам II категории, соответственно (подпункт «к» пункта 2): продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более); с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель).

Поскольку прямого упоминания сахарной свеклы в приведенном тексте нет, для категорирования сахарных заводов обратимся к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», утвержденному Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) В классе «Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты», подклассе 01.1. «Культуры однолетние» имеется группа 01.13 «Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды», структурно включающая несколько подгрупп, в т.ч. 01.13.7 «Свекла сахарная и семена сахарной свеклы». Исходя из логики данной классификации, которая предусматривает разделение сельскохозяйственных культур на культуры овощные, корнеплоды и клубнеплоды столовые и выделяет сахарную свеклу в самостоятельную культуру, последняя никак не может быть отнесена к овощам. Данный факт дополнительно подкрепляется разнесением семян овощных культур и сахарной свеклы в отдельные подгруппы - 01.13.6 «Семена овощных культур, кроме семян сахарной свеклы» и 01.13.7. «Сахарная свекла и семена сахарной свеклы».

Таким образом, сахарная свекла не является овощной культурой, составляя самостоятельную классификационную единицу в иерархии группы сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, сахарная свекла не поименована отдельно в редакции Постановления , в отличие от картофеля, входящего в состав подгруппы 01.13.5 «Корнеплоды столовые и клубнеплоды с высоким содержанием крахмала или инулина» как вид продукции 01.13.51 «Картофель».

Следовательно, выделение вида продукции - картофеля, иерархически стоящего на более низкой ступени, нежели подгруппа продукции, позволяет считать выделение значимым. Инымисловами, при установлении критериев оказания негативного воздействия на окружающую среду была сформирована группа пищевой продукции, производимой из овощей, включая культуры овощные, салатные, плодовые, луковичные, корнеплоды и клубнеплоды овощные; к овощам дополнительно был придан картофель как вид продукции, но не придана сахарная свекла как подгруппа продукции. Указанное обстоятельство свидетельствует о целенаправленности наполнения формулировки из определенного круга позиций сельскохозяйственных культур, является основанием для того, чтобы не относить объекты, на которых производится пищевая продукция из сахарной свеклы, к объектам I и II категории.

С учетом вышеизложенного и следуя букве Постановления полагаем, что сахарные заводы следует относить к объектам III категории, на основании пункта 5. Какие-либо другие трактования текста следует считать искажающими смысловую сущность обозначенных критериев.

В соответствии ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Ответчик не установил обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 8.5 КоАП РФ, и не представил доказательств виновных действий ОАО «Викор» по представлению искаженных сведений о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. Считает, состав административного правонарушения отсутствует.

Представитель Росприроднадзора, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ установлено, что должностным лицом - генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, что заключается в следующем: «Сокрытие или искажение экологической информации».

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что ОАО «Викор» неправомерно вменяется отнесение к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

ОАО «Викор» была подана заявка для присвоения соответствующей категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По результатам рассмотрения, поданной заявки, выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPY08B о присвоении объекту 2 категории негативного воздействия.

Однако указанный довод должностного лица является некорректным и не может быть принят судом.

ОАО «Викор» была подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPY08B о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой, декларируемая категория объекта - Федеральный, II-я категория.

В заявке указаны критерии отнесения к декларируемой категории II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории.

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

к) по производству следующих пищевых продуктов;

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель).

Согласно техническому паспорту основного производства ОАО «Викор», производственная мощность завода на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7200 т свеклы/сутки, норма суточного производства по свекле 6000 т/сутки.

В ходе проведения проверки, ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А., о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 90017,9 тонн;

- меласса свекловичная ( ГОСТ 30561-2017) - 2311 1 тонн;

- жом сухой/гранулированный ( ГОСТ 13456-82)- 29635 тонн;

- жом сырой (в жомовые ямы) - 29567,69 тонн.

ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» Конбас Н.А., о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 55245,0 тонн;

- меласса свекловичная ( ГОСТ 30561-2017)- 11640,0 тонн;

- жом сухой/гранулированный (ГОСТ 13456-82) - 16947,0 тонн;

- жом сырой (в жомовые ямы) - 14983,66 тонн.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (90 календарных дней) было выпущено 90017,9 тонн белого сахара, что составляет 1000,198 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (50 календарных дней) было выпущено 55245.0 тонн белого сахара, что составляет 1104,9 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

Вместе с тем, ОАО «Викор» предоставлен план мероприятий по внедрению НДТ на основе новейших научно-технических достижений на 2019-2020 год, утвержденный генеральным директором Н.А. Конбас.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» установлена область применения наилучших доступных технологий - это хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, а именно, производство пищевых продуктов, результатом деятельности ОАО «Викор» является производство пищевых продуктов.

Указанные сведения свидетельствуют о наличии у ОАО «Викор» критериев отнесения объекта - сахарного завода к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», а именно:

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

х) по производству следующих пищевых продуктов:

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более).

Должностное лицо также ссылается на то, что на момент проверки ОАО «Викор» выдано свидетельство о присвоении ему кода и II-категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, которое является действующим, а выводы Управления об отнесении ОАО «Викор» к объектам 1 категории не соответствуют действительности.

Должностное лицо, ссылается на то, что «свекла сахарная» не относится к овощам, а является технической культурой, следовательно, такой критерий отнесения объектов к 1 категории как осуществлении хозяйственной деятельности по производств) пищевой продукции из картофеля, овощей, фруктов, не применим в данном случае.

Указанное опровергается следующим:

Согласно классификатору ОКПД2, на который ссылается заявитель, «свекла сахарная» относится к уровню 01.13 - Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды.

«Свекла сахарная» является корнеплодом. Корнеплод в свою очередь является подгруппой овощей, наряду с клубнеплодами.

В соответствии Уставом и должностной инструкцией генерального директора ОАО «Викор» генеральный директор является единоличным исполнительным органом, неся всю полноту ответственности при руководстве предприятие в соответствии с действующим законодательством РФ.

Так, ввиду ненадлежащего исполнения генеральным директором ОАО «Викор» Н.А. Конбас возложенных обязанностей, Общество осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства РФ.

Выслушав доводы Конбас Н.А., и исследовав материалы дела, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим мотивам:

В соответствии с обжалуемым постановлением генеральный директор ОАО «Викор» исказил информацию, содержащуюся в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPYО8B о постановке на государственный учет объекта - сахарный завод, расположенного по адресу: 353021, <адрес>, указав сахарный завод к объекту 2 категории, тогда как сахарный завод относится к объекту 1 категории, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заявление о постановке на государственный учет объекта(ОАО «Викор»), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подано ДД.ММ.ГГГГ, данная дата является датой совершения административного правонарушения; следовательно, срок давности истек ДД.ММ.ГГГГ, а обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, материалами дела установлено следующее:

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Викор» заключило со специализированным предприятием ООО «Экосервис» договор -К/В/2016/652, согласно которому ООО «Экосервис» оформляет и подает заявку о постановке объекта (ОАО «Викор»), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащий сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам рассмотрения заявки от ДД.ММ.ГГГГ № BBZPYО8B о постановке производственного объекта на государственный учет в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как относящегося к IIкатегории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ОАО «Викор» выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ.№ BBZPYО8B о присвоении спорному объекту 2категории негативного воздействия.

Присвоение категории негативного воздействия и подачу заявки о постановке объекта (ОАО «Викор»), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, производило специализированное предприятие ООО «Экосервис», согласно заключенному с ОАО «Викор» договору -К/В/2016/652 от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленное искажение информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Умысел Конбас Н.А. на умышленное искажение информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, материалами административного дела не установлен.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица - генерального директора ОАО «Викор» Конбаса Николая Александровича - удовлетворить.

Постановление П старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора П от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - генеральный директор ОАО «Викор» Конбас Николай Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 р., - отменить за истечением сроков давности и за отсутсивем в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: