ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/19 от 20.01.2019 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-51/2019

(УИД 61RS0020-01-2019-001397-64)

Р Е Ш Е Н И Е

09 июля 2019 года г. Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области Горбань И.А.,

рассмотрев протест прокурора г. Новошахтинска на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 22.05.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, (дата) года рождения, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 22.05.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Прокурором г. Новошахтинска на указанное постановление принесен протест, в котором поставлен вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование протеста прокурор указывает, что согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 30.03.2019 61 30.03.2019 в 10-00 час. в <адрес>, ФИО1 проживает без документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина РФ. Согласно объяснению ФИО1, по достижении 14 лет (дата) он не оформил документы для получения паспорта в связи с тем, что паспорт отца был просрочен, и мать также не оказала содействия в получении документа. Согласно объяснению М.Г.Е. - матери ФИО1, своим детям она не оформила документы для получения паспорта гражданина РФ в связи с финансовыми затруднениями. Из объяснения М.П.В. - отца ФИО1 следует, что своим детям он не оформил документы для получения паспорта гражданина РФ в связи с занятостью на работе. Рассмотрев имеющиеся материалы по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, согласно протоколу от 22.05.2019 принято решение об освобождении ФИО1 от административной ответственности. Постановлением КДНиЗП при Администрации г. Новошахтинска от 22.05.2019 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности). При этом согласно описательно-мотивировочной части постановления, в ходе подготовки материалов дела к рассмотрению было выявлено, что несовершеннолетний ФИО1 проживает без документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина РФ, виновны родители, так как допустили халатность неполучения паспорта гражданина РФ их несовершеннолетним сыном. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности. Обязательным признаком состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, а именно наличие вины. Доказательства вины несовершеннолетнего ФИО1 отсутствуют. Из указанного в постановлении делается вывод со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, вместе с тем указывая на отсутствие вины, то есть, фактически на отсутствие состава либо события правонарушения. Данный вывод противоречит принятому коллегиальным органом решению, указанному в протоколе от 22.05.2019 - об освобождении ФИО1 от административной ответственности. Таким образом, постановлением от 22.05.2019 ФИО1 должен был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, и, учитывая малозначительность совершенного административного правонарушения, освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания. Вместе с тем, вынесение вышеуказанного решения не соответствует положениям КоАП РФ. Так, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Также согласно п. 21 постановления № 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, при прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью предполагается установленным тот факт, что правонарушение имеет место и действия лица содержат признаки состава административного правонарушения, в связи с чем прекращение производства по делу со ссылкой на отсутствие как события правонарушения, так и состава правонарушения в действиях лица противоречит КоАП РФ. Изложенные факты указывают на незаконность вынесенного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1

В судебном заседании помощник прокурора г. Новошахтинска Редрова Л.Н. поддержала протест по основаниям, в нем изложенным, и просила его удовлетворить.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска в порядке п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу, указанному в материалах административного дела: <адрес>, однако почтовый конверт с судебной повесткой возращен по причине истечения срока хранения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

В связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности, в порядке п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.

Выслушав помощника прокурора г. Новошахтинска Редрову Л.Н., изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес>(дата) вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности).

В соответствии с ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Согласно данному постановлению (дата) в 10 час. 00 мин. по <адрес> было установлено, что ФИО1 проживает без документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина РФ. При этом указано, что доказательств вины ФИО1 не имеется.

Кроме того, согласно объяснениям родителей ФИО1, имеющимся в материалах дела об административном правонарушении, следует, что документы на получение паспорта по достижении ФИО1 14 летнего возраста - (дата) оформлены не были.

В силу п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению.

Субъектом комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность.

Учитывая изложенное, судья считает, что вина ФИО1, которому на момент выявления указанного правонарушения уже исполнилось 16 лет, нашла свое объективное подтверждение, его действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ и оснований для применения п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в данном случае не имеется.

При этом судья обращает внимание на то, что применение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска в опротестовываемом постановлении положения п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ свидетельствует об ошибочном понимании указанной правовой нормы.

В связи с чем судья считает, что оспариваемое постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 22.05.2019 вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15 КоАП РФ, составляет два месяца.

Данное правонарушение является длящимся, начало срока давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, обнаружение указанного административного правонарушения имело место 30.03.2019. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленной ст. 19.15 КоАП РФ, по настоящему делу истек 30.05.2019.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Новошахтинском районном суде Ростовской области протеста прокурора срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по данному делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8 - 30.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора г. Новошахтинска на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 22.05.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, удовлетворить.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новошахтинска от 22.05.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, прекратить.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.А. Горбань