21 марта 2019 года Дело № 12-51/2019 29RS0023-01-2019-000173-12 РЕШЕНИЕ Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Попова Дарья Владимировна, рассмотрев дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» ФИО1 на постановление заместителя руководителя агентства - начальника контрольно - административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, установил: постановлением заместителя руководителя агентства - начальника контрольно - административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) ФИО4 от 25.12.2018 директор общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» (далее - ООО «Нева Норд», Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.2 КоАП РФ с назначением ей административного штрафа в размере 50 000 рублей. В жалобе и в суде директор Общества ФИО1 просит указанное постановление отменить. Мотивирует отсутствием своей вины в допущенном нарушении. Основанием для привлечения её к административной ответственности послужило применение агентством постановления от 29.06.2015 № 31-п/2. Считает данное постановление недействующим, поскольку оно принято в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утверждёнными приказом ФАС России от 07.04.2006 № 37-а, признанными утратившими силу пунктом 2 приказа ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, которым утверждены действующие с 09.09.2016 Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты. На основании данных Методических указаний постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.05.2017 № 24-п/9 утверждены базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области, подлежащие применению с 01.06.2017. Полагает, что агентством в период с 09.09.2016 по 01.06.2017 не было принято своевременных и необходимых мер по утверждению тарифов. Тарифы, утверждённые оспариваемым постановлением, установлены в 2015 году. Считает данные тарифы в 2016, 2017, 2018 годах экономически необоснованными. Федеральным законом от 23.06.2016 № 205-ФЗ часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ изложена в новой редакции, в связи с чем лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с новыми Методическими указаниями, утверждёнными приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16. Несогласованность действий государственных органов, которые не разработали своевременно порядок проведения торгов, порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, не может лишать Общество, директором которого она является, тех доходов, на которые оно могло рассчитывать при своевременном проведении торгов. По её мнению, тарифы, установленные оспариваемым постановлением, существенно ниже базового уровня, установленного постановлением от 18.05.2017 № 24-п/9. Сложившаяся на территории Архангельской области ситуация тождественна ситуации, когда торги признаны несостоявшимися, что позволяет специализированным организациям, исполняющим решения о задержании транспортных средств, использовать в своей деятельности базовые тарифы, установленные постановлением агентства от 18.05.2017 № 24-п/9. Считает, что она как должностное лицо Общества незаконно привлечена к административной ответственности на основании недействующего постановления, которое не соответствует федеральному законодательству и нарушает экономические права Общества на получение доходов. Дополнительно пояснила, что решением Архангельского областного суда № 3а-162/2019 от 18.03.2019 постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.06.2015 № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» признано недействующим. Консультант контрольно - административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО3, заместитель руководителя агентства - начальник контрольно - административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО4 в суде обжалуемое постановление считали законным, а жалобу директора Общества необоснованной по доводам, изложенным в письменном отзыве от 08.02.2019 (л. д. 25). Указали, что постановление агентства от 29.06.2015 № 31-п/2, на основании которого директор Общества привлечена к административной ответственности, действующее. Признание утратившими силу Методических указаний, утверждённых приказом ФАС России от 07.04.2006 № 37-а, не отменяет действие указанного постановления, поскольку оно не содержит положений об окончании срока его действия, приказ ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 не содержит положений о пересмотре ранее установленных тарифов, новый нормативный правовой акт об установлении тарифов не принят. Во исполнение Методических указаний, утверждённых приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, агентством утверждены базовые уровни тарифов на перемещение и хранение транспортных средств. До настоящего времени органами государственной власти Архангельской области не установлен порядок проведения торгов, не определён орган, уполномоченный на проведение торгов, торги не проведены, в связи с чем агентство не может установить тарифы в соответствии с новыми Методическими указаниями. Полагают, что до момента проведения торгов применяются тарифы, утверждённые постановлением агентства от 29.06.2015 № 31-п/2. Считают данные тарифы, вопреки доводам директора Общества, экономически обоснованными. Кроме того, за установлением тарифов Общество в агентство по тарифам и ценам Архангельской области не обращалось. Считают законным привлечение директора Общества к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования на основании действующего постановления на момент привлечения и по настоящее время. Обратили внимание, что решением Архангельского областного суда № 3а-162/2019 от 18.03.2019, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.06.2015 № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Более того, указанное решение в законную силу не вступило. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему. Как следует из материалов дела, в контрольно-административный отдел агентства по тарифам и ценам Архангельской области поступило обращение гражданина, направленное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 12.09.2018 № 313-5169 о факте завышения тарифа на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке. В обращении гражданина указано, что автотранспортное средство <данные изъяты> было эвакуировано с адреса: <...> на стоянку по адресу <...>, расстояние составляет 1,6 км. По тарифу, установленному агентством, стоимость перемещения задержанного транспортного средства должна составлять 240 рублей. В предоставленном счёте на оплату ООО «Нева Норд», включённого в реестр специализированных организаций, исполняющих решение о задержании транспортного средства, от 04.07.2018 указано, что услуги специализированной штраф стоянки составляют 3 000 рублей. По мнению должностного лица директор ООО «Нева Норд» допустил завышение предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств, утверждённых Постановлением агентства от 29.06.2015 № 31-п/2. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Согласно вступившей в законную силу 01.09.2017 части 11 статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее - Методические указания). Методические указания разработаны ФАС России в соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ. Согласно пункту 2 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее - тарифы) устанавливаются в расчете на одно транспортное средство и могут дифференцироваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган регулирования) по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иных параметров, необходимых для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчёте на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования. В пункте 3 Методических указаний предусмотрено, что в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям затрат. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования. Исполнители услуг (коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель) по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств (далее - исполнитель услуг) вправе обратиться в орган регулирования с предложением, содержащим расчёт тарифа на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств. В соответствии с пунктом 4 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определённый органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний. В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определённого базового уровня. По решению субъекта Российской Федерации тарифы устанавливаются на уровне ниже определённых по результатам аукциона тарифов или базового уровня тарифов (в случае признания торгов несостоявшимися) при условии компенсации исполнителям услуг доходов, недополученных в результате установления таких тарифов, в случае, если такие тарифы будут установлены на уровне ниже экономически обоснованных расходов (затрат) исполнителей услуг. Таким образом, Методическими указаниями предусмотрен случай - признание торгов несостоявшимися, когда тариф устанавливается: органом регулирования в размере не выше определённого базового уровня, то есть фактически может быть ему равным; по решению субъекта Российской Федерации - на уровне ниже определённых по результатам аукциона тарифов или базового уровня тарифов, при условии компенсации исполнителям услуг доходов, недополученных в результате установления таких тарифов. Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен). В силу подпункта 15 пункта 9 указанного Положения агентство осуществляет полномочия по установлению тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке. Законом субъекта Российской Федерации на основании части 10 статьи 27.13 КоАП РФ устанавливается порядок перемещения транспортных средств на специализированную автостоянку, их хранения, оплаты соответствующих расходов. Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Архангельским областным Собранием депутатов принят областной закон от 04.06.2012 № 486-31-ОЗ «Об организации деятельности в сфере задержания транспортных средств на территории Архангельской области» (далее – областной закон № 486-31-ОЗ). Согласно пункту 1 статьи 8 названного закона тарифы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Постановлением агентства от 29.06.2015 № 31-п/2 установлены предельные максимальные тарифы на перемещение задержанных транспортных средств согласно приложению, в соответствии с которым предельный максимальный тариф за перемещение транспортных средств массой до 3,5 тонн определен в размере 150 руб. за 1 км., массой более 3,5 тонн – в размере 333 руб. за 1 км. Задержание транспортного средства согласно пункту 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и регулируется статьей 27.13 КоАП РФ. Федеральным законом от 23.06.2016 № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Указанная редакция действует с 01.09.2016. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее – Методические указания № 1145/16), а также признан утратившим силу с 09.09.2016 приказ ФСТ России от 07.04.2006 № 37-а «Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств». Тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний. В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определённого базового уровня. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме ФАС России от 06.12.2016 № СП/84437/16 «О разъяснении положений Методических указаний по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты», с момента вступления в силу положений статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с Методическими указаниями. С учётом изложенного, данные положения КоАП РФ являются основанием для пересмотра уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ранее установленных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Областным законом от 23.12.2016 № 504-31-ОЗ были внесены изменения в областной закон № 486-31-ОЗ «Об организации деятельности в сфере задержания транспортных средств на территории Архангельской области». Абзац 3 статьи 8 названного закона был изложен в новой редакции, согласно которой тарифы на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (далее - перемещение и хранение задержанного транспортного средства) утверждаются постановлением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В соответствии с КоАП РФ, Методическими указаниями № 1145/16, областным законом № 86-31-ОЗ агентством по тарифам и ценам Архангельской области 18.05.2017 принято постановление № 24-п/9, вступившее в силу с 01.06.2017, определяющее базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области. Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области, являются начальной максимальной ценой торгов (аукциона на понижение цены) по отбору исполнителей, по результатам которого устанавливаются тарифы на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области. Как пояснили в суде представители агентства, обязательность проведения торгов по выбору исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств ранее действовавшим законодательством не предусматривалась. Вышесказанное свидетельствует о том, что, начиная с 09.09.2016 постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.06.2015 № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» вступило в противоречие с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ, Методическими указаниями № 1145/16. Кроме того, данное постановление противоречит областному закону № 486-31-ОЗ. В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 06.12.2016 № СП/84437/16, поскольку порядок проведения торгов, в том числе порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, Методическими указаниями № 1145/16 не определены, с учётом части 10 статьи 27.13 КоАП РФ, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить процедуру проведения указанных торгов, а также уполномоченный орган. Учитывая, что с 09.09.2016 постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.06.2015 № 31-п/2 вступило в противоречие с федеральным законодательством, агентство было не вправе применять указанное постановление и привлекать директора Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ на основании данного постановления. Доводы представителей агентства в суде о том, что органами государственной власти Архангельской области не определён порядок проведения торгов, орган, уполномоченный проводить такие торги, не могут свидетельствовать о правомерности применения агентством постановления от 29.06.2015 № 31-п/2. При этом судья учитывает утверждения директора о том, что несогласованность действий государственных органов, которые не разработали своевременно порядок проведения торгов, порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, не может лишать Общество тех доходов, на которые оно могло рассчитывать при своевременном проведении торгов. При этом тарифы, установленные постановлением от 29.06.2015 № 31-п/2, существенно ниже базового уровня, установленного постановлением от 18.05.2017 № 24-п/9. С учётом изложенного, не имеют правового значения ссылки заместителя руководителя агентства ФИО4 на то обстоятельство, что Обществом гражданину выставлен счёт за перемещение задержанного транспортного средства в размере 3 000 рублей, а не 4 000 рублей. Более того, выставленный Обществом размер находится в пределах базового уровня тарифов на перемещение задержанных транспортных средств, разрешенная масса которых не превышает 3,5 тонн, установленного постановлением от 18.05.2017 № 24-п/9. При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, об отсутствии в действиях директора ООО «Нева Норд» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, что согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.8 КоАП РФ, судья решил: жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» ФИО1 удовлетворить. Постановление заместителя руководителя агентства - начальника контрольно - административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» ФИО1 отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Д. В. Попова |