ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/19 от 22.04.2019 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2019 г. г. Ставрополь

Судья Октябрьского районного суда г. Ставрополя Волковская Марина Викторовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 – должностного лица, члена единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд <адрес> и муниципальных нужд,

на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2

в отношении ФИО1 – члена единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд <адрес> и муниципальных нужд, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Карачаево-Черкесской Республики,

УСТАНОВИЛ:

постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2, ФИО1 – член единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд <адрес> и муниципальных нужд, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал на него жалобу, в которой просил постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 признал, что в его действиях имеется формальный состав вмененного административного правонарушения и просил признать правонарушение малозначительным, освободить его от административной ответственности, - о чем представил письменное дополнение к жалобе, в котором также указал, что государственный контракт не был заключен.

Судья, выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Согласно санкции данной нормы совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении и обжалуемому постановлению должност­ным лицом - членом единой комиссии ФИО1 в нарушение требова­ний частей 2, 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ) заявка акционерного общества «ГИПРОЗДРАВ» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отды­ха» (далее - АО «ГИПРОЗДРАВ», участник закупки) на участие в открытом конкурсе на выполнение комплексных инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство лечебно­диагностического корпуса государственного бюджетного учреждения здраво­охранения <адрес> «<адрес>вой клинический онко­логический диспансер» для обеспечения государственных нужд Ставрополь­ского края (извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок ) (далее - открытый конкурс ) признана надлежащей, соответствующей требовани­ям конкурсной документации, при этом участнику, подавшему заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере заку­пок.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам за­купки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законода­тельством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной докумен­тации указываются требования, предъявляемые к участникам такого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 За­кона № 44-ФЗ (пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ кон­курсная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе, предусмотренные статьей 51 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

Извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документа­цией открытого конкурса установлены:

а) единые требования к участникам закупки о соответствии части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ: «Участник должен быть членом СРО, основанном на член-, стве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации по форме, утвержденной согласно Приказу Федераль­ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегу­лируемой организации», с наличием права у участника закупки выполнять ин­женерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проект­ной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов использования атомной энергии, и соответствие уровню" ответственности, предусмотренному частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств участника открытого конкурса по дого­ворам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не дол­жен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств»;

б) документы, которые должны быть представлены участником открыто­го конкурса, подтверждающие его соответствие требованиям к участникам от­крытого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ: «Действующие выписки участника из реестра членов саморегулируемой организации, осно­ванной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляю­щих подготовку проектной документации по форме, утвержденной согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом­ному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», с наличием права у участника закупки выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной доку­ментации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подго­товку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов ис­пользования атомной энергии, и соответствие уровню ответственности, преду­смотренному частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, выдан­ную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, ко­торые заключены с использованием конкурентных способов, не должен пре­вышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обес­печения договорных обязательств».

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ заяв­ка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчи­ком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, под­тверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к уча­стникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов.

В силу части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации (далее - ГрК РФ) саморегулируемая организация (далее также - СРО) в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируе­мой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследст­вие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или со­оружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответст­венности. членов саморегулируемой организации по обязательствам, возник­шим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обяза­тельств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подго­товку проектной документации или по договорам строительного подряда, за­ключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.

Части 10 и 11 статьи 55.16 ГрК РФ определяют размеры взносов в ком­пенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных, обязательств и соответствующие взносам уровни ответственности участника СРО.

Из системного толкования статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ следует, что ком­пенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном по­рядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд.обеспе­чения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных чле­ном СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Таким образом, участник закупки должен иметь достаточный уровень от­ветственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обяза­тельств, кроме того, его уровень ответственности по обязательствам обеспе­ченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение, участник планирует выполнить работы по указанной цене.

В заявке АО «ГИПРОЗДРАВ» предоставило:

- копию действующей выписки от ДД.ММ.ГГГГ по форме, утвер­жденной Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, из реестра членов само­регулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих работы в области архитектурно-строительного проектирования, выданной Ассоциаци­ей «Объединение градостроительного планирования и проектирования», номер записи в государственном реестре СРО-П-021-28082009;

- копию действующей выписки от ДД.ММ.ГГГГ по форме, утвер­жденной Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, из реестра членов само­регулируемой организации на выполнение инженерных изысканий, выданной Союзом «Национальная организация инженеров-изыскателей», номер записи в. государственном реестре СРО-И-022-12012010 (далее - выписка из реестра членов СРО на выполнение инженерных изысканий от ДД.ММ.ГГГГ).

Анализ выписки из реестра членов СРО на выполнение инженерных изы­сканий от ДД.ММ.ГГГГ показал.

Пункт 5 указанной выписки содержит указание на то, что АО «ГИПРОЗДРАВ» имеет второй уровень ответственности по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, в соответствии с которым вне­сен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (предельный размер обя­зательств не превышает 50 млн. руб.).

Пункт 6 указанной выписки содержит указание на то, что АО «ГИПРОЗДРАВ» имеет первый уровень ответственности по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн. руб.).

При этом предложение АО «ГИПРОЗДРАВ» о цене контракта составляет 108 000 000 (сто восемь миллионов) рублей.

Таким образом, АО «ГИПРОЗДРАВ» не имеет достаточного уровня от­ветственности, как по компенсационному фонду обеспечения договорных обя­зательств, так и по компенсационному фонду возмещения вреда.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на уча­стие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответ­ствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ для закупки , заявка и участник закупки АО «ГИПРОЗДРАВ» признаны соответствующими требованиям за- : конодательства и конкурсной документации (раздел 5 «Результаты рассмотре­ния и оценки заявок» протокола рассмотрения заявок), что является нарушени­ем частей 2, 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, так как заявка участника закупки АО «ГИПРОЗДРАВ» подлежала отклонению.

Таким образом, должностным лицом - членом единой комиссии ФИО3­ заявка АО «ГИПРОЗДРАВ» на участие в открытом конкурсе признана надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, при этом, участнику, подавшему заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере заку­пок, что является нарушением законодательства Российской Федерации о кон­трактной системе в сфере закупок, административная ответственность за кото­рое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является место рассмотрения заявок - <адрес>.

Временем совершения административного правонарушения является дата рассмотрения и оценки заявок -ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 107 Закона № 44-ФЗ установлено, что лица, виновные в наруше­нии законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, граждан-, ско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного пра­вонарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специаль­ными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномо­чиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских фор­мированиях Российской Федерации, лица, осуществляющие функции члена ко­миссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, пре­дусмотренные статьями 7.29 - 7.32,7.32.5,частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП. РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Определение исполнителя осуществлялось комитетом Ставропольско­го края по государственным закупкам, который в соответствии с Постановле­нием Губернатора Ставропольского края от 14.03.2016 № 92 «О некоторых ме­рах по совершенствованию государственного управления в <адрес>» является органом исполнительной власти <адрес>, уполно­моченным на осуществление функций по определению поставщиков (подряд­чиков, исполнителей) для органов исполнительной власти <адрес>, иных государственных органов <адрес>, образованных Гу­бернатором <адрес>, а также подведомственных им государственных казенных учреждений Ставро­польского края, действующих от имени <адрес>, уполномочен­ных принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законо­дательством Российской Федерации от имени <адрес>, государ­ственных бюджетных учреждений <адрес>, осуществляющие, за­купки за счет субсидий, предоставленных из бюджета <адрес>, и иных средств в соответствии с требованиями, установленными Законом - ФЗ, за исключением осуществления закупок у единственного поставщика (под­рядчика, исполнителя), а также иных случаев, когда Порядком взаимодействия заказчиков с комитетом <адрес> по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обес­печения нужд <адрес> и муниципальных нужд, утвержденным пунктом 2 указанного постановления, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесено к компетенции заказчиков.

Приказом комитета <адрес> по государственным закупкам от 21.02.2017 № 01-05/141 «О создании единой комиссии по осуществлению. за­купок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд <адрес> и му­ниципальных нужд и утверждении положения о единой комиссии по осуществ­лению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд <адрес> и муниципальных нужд»» утвержден состав единой комиссии, согласно которому в состав комиссии включается представитель заказчика, обладающий специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

В соответствии с доверенностью заказчика от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1, он от имени заказчика участвует в составе комиссий комитета <адрес> по государственным закупкам в рассмотрении и оценке заявок на участие в открытых конкурсах.

Таким образом, ФИО1 является членом единой комиссии.

Кроме того, указанным приказом утверждено Положение о единой ко­миссии, в котором определен порядок работы единой комиссии (далее - Поло­жение о единой комиссии).

Согласно пунктам 5 и 13 Положения о единой комиссии одной из основ­ных функций единой комиссии является рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсных процедурах в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, а в её задачи входит обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе.

ФИО1 являлся членом единой комиссии и на нем лежала обя­занность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, ФИО1 является надлежащим субъектом рассмат­риваемого правонарушения.

Совершение ФИО1 административного правонарушения, пре­дусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, подтверждается: конкурсной документацией, информацией с официального сайта, протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ для.закупки 0, протоколом об административном правонарушении по делу от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела об адми­нистративном правонарушении.

Таким образом, вина должностного лица ФИО1 состоит в том, что он не выпол­нил установленные требования законодательства и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Факт совершения указанного административного правонарушения и его обстоятельства должностным лицом ФИО1 не оспариваются.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушенияхпри малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, малозначительность правонарушения может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из приведенного положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Данное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом его объективной стороны и фактических обстоятельств его совершения, не влечет существенного нарушения охраняемых общественных отношений и не относится к категории административных правонарушений, которые ни при каких обстоятельствах не могут признаны малозначительными.

Установленные обстоятельства совершения административного правонарушения свидетельствуют о формальном наличии в действиях должностного лица ФИО1 признаков состава административного правонарушения, поскольку государственный контракт не был заключен.

Допущенное ФИО1 нарушение законодательства о размещении заказов при заключении государственного контракта, не повлекло последствий, существенно нарушающих охраняемые общественные отношения и не создало существенной угрозы охраняемым государством интересам. Ранее ФИО1 к административной ответственности не привлекался.

С учетом характера совершенного правонарушения, учитывая что действия ФИО1 не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судья считает возможным освободить должностное лицо ФИО1 от административной ответственности, в связи с малозначительностью данного правонарушения с объявлением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2, которым должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, – отменить и производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, совершенного должностным лицом ФИО1, объявив ему устное замечание.

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись М.В. Волковская