ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/19 от 24.01.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-51/2019

91RS0024-01-2019-003163-12

РЕШЕНИЕ

22 января 2020 года г. Ялта

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Синицына О.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении № 1831 от 04 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

Постановлением начальника ОВМ УМВД России по г. Ялте ФИО1 № 1831 от 04 июля 2019 года ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, директор ООО «Санаторно-курортный оздоровительный комплекс «Ай-Даниль» подал жалобу, в которой просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство, указав, что уведомление о снятии иностранного гражданина с учета, в связи с убытием 22 сентября 2018 года, то есть в выходной день, было направлено 24 сентября 2018 года через аккредитованный удостоверяющий центр «Контур» ввиду пятидневной рабочей недели сотрудника, в должностные обязанности которого входит постановка и снятие иностранных граждан, иным способом уведомление не направлялось, в связи с отсутствием целесообразности. Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что ФИО2 является иностранным гражданином, объяснения указанного лица, что свидетельствует о нарушении презумпции невиновности. Также в обжалуемом постановлении дата подачи уведомления об убытии иностранного гражданина указана 26 сентября 2018 года, что не соответствует действительности, поскольку уведомление было подано 24 сентября 2018 года. Кроме того, считает, что указанное правонарушение является малозначительным, в связи с чем, имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ввиду характера правонарушения, размера вреда и тяжести последствий, а также в связи с фактическим исполнением обществом обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о снятии с миграционного учета иностранного гражданина, признании вины, раскаянии в содеянном и устранением условий, в соответствии с которыми было допущено нарушение.

В судебном заседании представитель ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» ФИО3 поддержала жалобу, просила отменить постановление, а производство по делу прекратить.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 18.9 Кодекса неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Законом о миграционном учете.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 Закона о миграционном учете сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 20 Закона о миграционном учете уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 данного Закона, непосредственно данным иностранным гражданином в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 указанной статьи.

В пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о миграционном учете установлено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Закона о миграционном учете снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 данной статьи, - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от пограничного органа федеральной службы безопасности в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о миграционном учете при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждения социального обслуживания администрация указанных организации или учреждения обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

В пунктах 44 и 45 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила), установлено, что по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.

При убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Судом установлено, что ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» направило уведомление об убытии иностранного гражданина 24.09.2018, что подтверждается сведениями из сети электросвязи «СКБ Контур», посредством которого общество направляет в миграционный орган сведения о прибытии и убытии иностранных граждан (лист дела об административном правонарушении № 1831 – 29). При этом из содержания протокола об административном правонарушении от 27.06.2019 и постановления о назначении административного наказания следует, что гражданка Украины ФИО2 временно пребывала в обществе с 31.08.2018 по 24.09.2018. Кроме того, в обжалуемом постановлении также указано, что <данные изъяты> ФИО2 временно пребывала в обществе с 31.08.2018 по 22.09.2018 и что общество уведомило орган миграционного контроля об убытии иностранного гражданина 26.09.2018 (спустя два дня).

Таким образом, должностные лица органа миграционного контроля, вменяя ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ и, описывая объективную сторону данного правонарушения, указали противоречивые сведения о сроках нахождения иностранного гражданина в обществе и сроке направления обществом в орган миграционного контроля уведомления об убытии иностранного гражданина.

При этом протокол № 1831 не содержит сведений о том, когда ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» направило уведомление о снятии с миграционного учета иностранного гражданина, на какой период времени произошло опоздание в уведомлении компетентного органа о снятии с учета иностранного гражданина, не указано место совершения административного правонарушения, дата (время) получения уведомления контролирующим органом, что подтверждает несоблюдением им указанных выше положений Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Такое описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, выразившихся в ненадлежащем описании события административного правонарушения, не указании времени и места его совершения, может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Изложенное выше свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении от 27 июня 2019 года № 1831, составленный в отношении ООО «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ», содержит существенные недостатки, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника ОВМ УМВД России по г. Ялте от 04 июля 2019 года N 1831не может быть признано законным и подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья,

решил:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ»удовлетворить.

Постановление начальника ОВМ УМВД России по г. Ялте ФИО1 № 1831 от 04 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СКОК «АЙ-ДАНИЛЬ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ а основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: