Дело № 12-51/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Анадырь 24 июня 2019 года
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Гребенщикова Е.В.,
при секретаре Веселовская А.С.,
представителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО3 от 5апреля 2019 года № 177 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
должностного лица – исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО2, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородное правонарушение,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) (далее - Хабаровскстат) ФИО3 от 5 апреля 2019 года № 177 по делу об административном правонарушении должностное лицо - исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу (далее - Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей (далее – постановление от 5 апреля 2019 года).
Как следует из обжалуемого постановления, вышеуказанное административное правонарушение совершено должностным лицом ФИО2 при следующих обстоятельствах.
Должностное лицо - исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу Л.С.ВБ. в срок до 8 февраля 2019 года должен был от имени юридического лица представить в Хабаровскстат по адресу: 680000, <...>, форму федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовом активе» за январь-декабрь 2018 год, либо предоставить в установленный срок официальное письмо об отсутствии показателей в отчётном периоде, но такая отчётность или официальное письмо об отсутствии показателей в отчётном периоде в установленный срок в Хабаровскстат представлена не была, что является нарушением ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 № 562.
В поступившей жалобе на указанное постановление ФИО2 просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, указав на отсутствие ненадлежащего его извещения его о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о неверности даты, места совершения административного правонарушения (л.д. 2-6).
В отзыве на жалобу должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО3 указывает на необоснованность доводов жалобы ФИО2; просит постановление от 5 апреля 2019 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Хабаровскстата ФИО1 поддержала позицию, изложенную в отзыве ФИО3, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
В судебное заседание ФИО2, должностное лицо ФИО3 не явились, о его времени и месте были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.
Выслушав представителя Хабаровскстат ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Исходя из положений п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. ст. 30.6 КоАП РФ, прирассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить законность и обоснованность этого постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья не связан доводами жалобы ипроверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
С учетом указанных обстоятельств юридически значимым обстоятельством по данному делу является место совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, место совершения и событие административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в подп. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Из смысла разъяснений Верховного Суда РФ следует, что местом совершения административного правонарушения в форме бездействия является место исполнения должностным лицом своих обязанностей.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 22 марта 2019 года № 284, постановления от 5 апреля 2019 года, объективная сторона вменённого ФИО2 административного правонарушения выражена в форме бездействия – непредставление статистической отчётности к установленному сроку. При этом местом совершения административного правонарушения указан адрес места нахождения органа, привлекшего ФИО2 к административной ответственности, а именно: 680000, <...>.
ФИО2 исполняет обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу по месту расположения этого юридического лица: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15 марта 2019 года.
Учитывая вышеизложенное, исходя из приведённых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, местом совершения административного правонарушения в виде непредставления должностным лицом Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО Л.С.ВВ. статистической отчётности является место нахождения юридического лица, в котором исполняет обязанности ФИО2, то есть <...>, а не место расположения Хабаровскстат.
Таким образом, в обжалуемом постановлении от 5 апреля 2019 года, а также в протоколе об административном правонарушении от 22 марта 2019 года № 284 неверно указано место совершения должностным лицом ФИО2 административного правонарушения, что влечёт недоказанность события административного правонарушения, о чём обоснованно указывает в жалобе привлекаемое лицо.
Кроме того, согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства поделам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ч. 1 ст. 2.1 указанного Кодекса назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает отадминистративной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает отадминистративной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со ст. 2.4 этого же Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения имадминистративного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает нетолько наличие законных оснований для применения административного наказания, нои соблюдение установленного законом порядка привлечения лица кадминистративной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами всоответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 2 этой же нормы КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Вотсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные онадлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если отлица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу положений ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие впроизводстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой суведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, пофаксимильной связи либо с использованием иных средств связи идоставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно положениям ч. 2 и 4 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу обадминистративном правонарушении, если извещение доставлено поуказанному таким лицом адресу.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 №5, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть признано извещенным о времени и месте рассмотрения этого дела в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически непроживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, вопреки утверждениям Хабаровскстата, если производство по делу обадминистративном правонарушении ведется в отношении физического лица (пусть и будучи должностным лицом), извещения о месте ивремени составления протокола, а также о месте и времени рассмотрения дела по общему правилу должны направляться по месту жительства (регистрации) этого лица. Поиному адресу, в том числе по месту работы, такие извещения могут быть направлены физическому лицу только вслучае заявления им об этом соответствующего ходатайства.
Как следует из представленных в суд материалов дела, протокол обадминистративном правонарушении в отношении должностного лица ФИО2 от 22 марта 2019 года № 284 по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ составлен в отсутствие последнего.
Вотсутствие последнего должностным лицом было рассмотрено инастоящее дело обадминистративном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ свынесением обжалуемого постановления.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат ходатайств ФИО2 о направлении ему извещений по иному адресу, отличному от адреса места жительства.
Между тем согласно уведомлению Хабаровскстата от 18 февраля 2019 года № 167 составление по настоящему делу протокола обадминистративном правонарушении в отношении ФИО2 было назначено должностным лицом на 11 часов 00 минут 15 марта 2019 года по адресу: 680000, <...>. Данное уведомление подлежало направлению в адрес ФИО2 по месту его работы - по адресу места нахождения Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО (<...>).
Исходя из списка почтовых отправлений от 19 февраля 2019 года, некое письмо за идентификатором № 80083632570758 направлялось в адрес ФИО2 по адресу места нахождения Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО (<...>), получателем в отчёте об отслеживании почтовых отправлений указан «ая 23», данное письмо получено 25 февраля 2019 года.
Вместе с тем, материалы дела не содержат достоверных сведений о том, какая корреспонденция направлялась заказным письмом за почтовым идентификатором №80083632570758, кем данное письмо было получено.
Согласно уведомлению Хабаровскстат от 18 марта 2019 года № 2693 составление по настоящему делу протокола обадминистративном правонарушении в отношении ФИО2 было назначено должностным лицом на 11 часов 00 минут 22 марта 2019 года по адресу: 680000, <...>.
В данном извещении ФИО2 разъяснялись его права и обязанности по делам об административных правонарушения.
Указанное извещение, исходя из текста уведомления, подлежало направлению должностным лицом по адресу места жительства Л.С.ВГ. (<адрес>), а также по месту работы (<...>)
Заказное письмо, адресованное ФИО2, направленное по адресу: <адрес>, сдано в отделение почтовой связи в г. Анадырь 19 марта 2019 года, ему присвоен почтовый идентификатор № 68900032171263.
Однако сведений о том, что это было за письмо, в представленных суду материалах дела не имеется.
Опись данного вложения, как и иных заказных писем, направляемых в адрес ФИО2 в рамках настоящего дела, не составлялась, о чём сообщил в судебном заседании представитель ФИО1
Более того, в отчёте об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 68900032171263, указано, что оно прибыло в место вручения адресату – ФИО2 20 марта 2019 года, то есть извещение прибыло в место вручения только за 2 дня до даты составления протокола об административном правонарушении, что является недостаточным сроком дня его получения адресатом, прибытия в г. Хабаровск из г. Анадырь и подготовки своей позиции по обстоятельствам вменяемого административного правонарушения. При этом вышеуказанное уведомление не получено адресатом, выслано отправителю 19 апреля 2019 года (почти через месяц после составления протокола), что исключает факт надлежащего извещения ФИО2 о составлении протокола об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о направлении и получении ФИО2 вышеуказанного извещения от 18 марта 2019 года № 2693 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту работы.
Отметка на копии этого уведомления о его получении 19 марта 2019 года ФИО4, при отсутствии ходатайства ФИО2 о направлении извещений по настоящему делу по месту его работы, неподтверждении ФИО2 получения такого извещения, достоверно не подтверждает факт извещения самого ФИО2 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу.
При таких обстоятельствах материалами дела не подтверждается факт надлежащего извещения должностного лица ФИО2 о месте и времени составления в отношении него протокола от 22 марта 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Более того, определением от 25 марта 2019 года назначены дата, время и место рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 на 5 апреля 2019 года на 12 часов 00 минут в помещении Хабаровскстата по адресу: 680000, <...>, каб. 315.
Исходя из списка внутренних почтовых отправлений от 26 марта 2019 года, за почтовым идентификатором № 80083733025652 по адресу места жительства ФИО2 направлялось некое письмо, которое было получено последним лишь 22 апреля 2019 года (после рассмотрения дела об административном правонарушении 5 апреля 2019 года).
Направленное заказное письмо 28 марта 2019 года, адресованное ФИО2 по месту нахождения работы, с почтовым идентификатором 68900033232857 прибыло в место вручения 29 марта 2019 года, выслано обратно отправителю 29 апреля 2019 года. Сведений о том, какая корреспонденция направлялась этим письмом, материалы дела не содержат.
Отметка на копии определения от 25 марта 2019 года о его получении 28 марта 2019 года Е., при отсутствии ходатайства ФИО2 об извещении его по месту работы о рассмотрении дела об административном правонарушении, оспаривании получения такого извещения ФИО2, не свидетельствует об извещении последнего о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что должностное лицо ФИО2 не извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении него по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о нарушении должностным лицом административного органа требований ст. 25.1, 28.2 и 25.15, 29.7 КоАП (о надлежащем извещении привлекаемого лица), которое является существенным, поскольку оно повлекло лишение ФИО2 возможности воспользоваться правами, гарантированными ему КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении, как при его возбуждении, так и в стадии его рассмотрения.
В силу положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ ненадлежащее извещение лица о составлении протокола влечет признание недопустимым доказательством этого протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО2
Между тем, протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения, и, следовательно, представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении.
Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности, что является необходимым условием для их привлечения к административной ответственности.
Поскольку вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ была установлена на основании недопустимого доказательства, полученного с нарушениями закона, принимая во внимание неверность указания места совершения административного правонарушения, что влечёт недоказанность события административного правонарушения по адресу 680000, <...>, то обжалуемое постановление от 5 апреля 2019 года подлежит отмене, а производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельства, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы ФИО2, поскольку недоказанность обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, исключает возможность их оценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО3 от 5 апреля 2019 года № 177 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО2 - удовлетворить.
Отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО3 от 5 апреля 2019 года № 177 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО2.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО2 – прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня его вручения или получения его копии.
Судья (подпись) Гребенщикова Е.В.
Копия верна
Судья Гребенщикова Е.В.