ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/20 от 01.10.2020 Новопокровского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 12-51/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Новопокровская Новопокровского района 01 октября 2020 года

Краснодарского края

Судья Новопокровского районного суда Краснодарского края Некрут К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ОАО «Викор» об отмене постановления П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о назначении административного наказания в отношении ОАО «Викор» по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 П от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ОАО «Викор», привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 300000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в Новопокровский районный суд Краснодарского края поступила жалоба от ОАО «Викор», в которой данное юридическое лицо просит постановление о назначении административного наказания признать незаконным, отменить и производство по делу прекратить.

Решением судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ жалоба юридического лица ОАО «Викор» удовлетворена. Постановление П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворена. Решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе.

Представитель ОАО «Викор» ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить доводы жалобы, отменить постановление П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1

Старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Направил ходатайство, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие и привлечь ОАО «Викор» к административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от «11» сентября 2019 года Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> руководителя Р.А. ФИО3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ОАО «Викор».

ОАО «Викор» предоставлены технические паспорта, составленные ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, вид объекта учета - сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с железобетонными лотками, адрес объекта учета - 353021, <адрес>, значение основного параметра - 4000,0 м.

Технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, вид объекта учета - сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с железобетонными колодцами перепусков и опорожнения в количестве 30 шт., адрес объекта учета - 353021, <адрес>, значение основного параметра-43 мЗ.

Технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, вид объекта учета -сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с системой распределительных трубопроводов, адрес объекта учета - 353021, <адрес>, значение основного параметра - 1549,8 м.

ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности эксплуатирует поля фильтрации (далее ПФ), являющиеся одним из цехов сахарного завода и выполняют роль очистных сооружений сточных вод II и III категорий. Процесс очистки сточных вод происходит через испарение с водной поверхности залитых карт, а также с поверхности суши (разделительные и оградительные валы) и инфильтрацию в грунт дна земляных отстойников и карт ПФ. Последнее обеспечивает биологическую очистку сточных вод в результате жизнедеятельности биоты в грунтах (микроорганизмы, грибы, водоросли, черви и т. д.).

Сущность очистки почвенным методом на полях фильтрации заключается в фильтрации сточной жидкости через почву с минерализацией задержанных в почве микроорганизмами органических веществ. Поля фильтрации состоят из спланированных горизонтальных крат, разделенных земляными оградительным валами, и земляных отстойников.

Большие поля фильтрации данного сахарного завода имеют общую площадь 77,0 га, в том числе 4,9 га - земляные отстойники, 22,4 га - биопруды, 45,0 га - аккумуляционные пруды и 4,7 га - внутренние разделительные валы. Зеркало воды может достигать 72,3 га. Мощности завода позволяют перерабатывать около 3125 тонн сахарной свеклы в сутки. В период интенсивной её переработки на ПФ сбрасывается до 3750 мЗ/сутки сточных вод, а всего за год - до 609,2 тыс. мЗ.

Земляные отстойники, 2 шт. площадью по 2,45 га, предназначены для гравитационного осаждения взвешенных частиц в сточных водах. Согласно проекту коэффициент осаждения равен 0,9. Продолжительность отстаивания сточных вод не менее 30 минут.

Осветленная вода поступает на карты через выпускные трубы с земляных отстойников и распределяется по картам системой труб и открытых каналов, проходящих по оградительным валикам.

На картах осветленная вода проходит процесс естественной биологической очистки.

Согласно проекту, выполненному Государственным проектным институтом «Гипросахар» в 1957 году, площадь больших полей фильтрации составляет 64 га, площадь малых полей фильтрации составляет 10 га.

Для приема загрязненных вод на больших полях фильтрации имеются два земляных отстойника. Производственные сточные воды по трубопроводу поступают в земляной отстойник для основного осаждения взвешенных частиц и предварительного осветления. Затем перетоком, по сети распределительных каналов, попадают на фильтрационные карты, принимающие осветленные стоки для биологической очистки.

Отстойники поочередно выводятся из работы для просушки осадка и дальнейшей их очистки. На больших полях фильтрации для очистки осветленных сточных вод после земляных отстойников предусмотрено проектом 4 карты в каждой их которых по 5 секций. Очищенная на картах вода собирается в прудах накопителях (2 по 22 га) и используется повторно в контуре вод первой и второй категорий.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефеката) за 2016, 2017, 2018, 2019 гг., согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве - 75530,54 т.; в 2017 году в количестве-45078,3 т.; в 2018 году в количестве - 38938,765 т.; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве - 18151,203 т.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода - осадка (шлама) земляного от промывки овощей (свеклы) за 2016, 2017, 2018, 2019 гг., согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве-71427,11 т.; в 2017 году в количестве - 53922,765 т.; в 2018 году в количестве - 39121,45 т.; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве - 22841 т.

На малых полях фильтрации предусмотрено 4 карты общей площадью 10 га, используются как резервные карты в сезон свеклы и для приема хозяйственно бытовых сточных вод, поступающих от вспомогательного производства предприятия и от МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» (договор от ДД.ММ.ГГГГ № В/2013/75).

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка, согласно которой малые поля фильтрации (далее МПФ) были построены в комплексе очистных сооружений Новопокровского сахарного завода и были введены в эксплуатацию в 1969 году.

МПФ предназначались для приема хозбытовых и фекальных сточных вод от санитарных узлов и бытовых помещений предприятия, общежития сахарного завода и микрорайона сахарного завода.

Проектная мощность МПФ составляет 200 тыс. мЗ/в год. Фактический средний сброс составляет 35 -40 тыс. мЗ/год.

Сброс на МПФ осуществляется от КНС, расположенной на территории поселка сахарного завода. Сточные воды поступают на иловую площадку S=l,l га, где отстаиваются и осветляются. Осветленная вода через систему перепускных лотков каскадом заполняет четыре секции полей фильтрации (4 х 2,5 га).

Очистка иловой карты не производится, т.к. ее площадь и объемы достаточны для естественной биологической очистки сточных вод в полном объеме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ОАО «Викор» (водоснабжающая организация) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» (Потребитель) на отпуск питьевой воды и прием сточной, согласно которому, осуществляется отпуск питьевой воды в водопроводную сеть Потребителя для снабжения населения жилого поселка питьевой водой и прием коммунально-бытовых сточных вод от населения поселка из канализационной сети Потребителя в канализационную сеть Водснабжающей организации.

ОАО «Викор» к договору от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены акты о сбросе сточных вод МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» на поля фильтрации ОАО «Викор» в 2018 году по прибору учета <данные изъяты>

ОАО «Викор» к договору от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Согласно предоставленной информации ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности, а именно при сбросе производственных сточных вод предприятия на поля фильтрации поступают отходы: «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код ) 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» (код по 5 класс опасности, которые размещаются на полях фильтрации.

Сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на малые поля фильтрации осуществляется от КНС, расположенной на территории поселка сахарного завода. Сточные воды поступают на иловую площадку S=l,l га, где отстаиваются и осветляются. Осветленная вода через систему перепускных лотков каскадом заполняет четыре секции полей фильтрации (4 х 2,5 га). Очистка иловой карты не производится, таким образом после отстаивания и осветления хозяйственно- бытовых сточных вод и высушивания осадка, на малых полях фильтрации образуются и размещаются отходы: «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ) 4 класс опасности.

Из этого следует, что ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности эксплуатирует поля фильтрации, являющиеся одним из цехов сахарного завода и выполняют роль очистных сооружений сточных вод и являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов - объектом размещения отходов на котором размещаются: «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код по 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» ( 5 класс опасности; «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по 4 класс опасности.

На момент проведения проверки объект размещения отходов - поля фильтрации ОАО «Викор» в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены.

Таким образом, достоверно установлено, что ОАО «Викор» не представлена проектная, технологическая и иная документация, разработанные и утвержденные технические условия на дефекат как строительный материал для ремонта, технологический регламент, позволяющие относить его к продукции; не представлено доказательств проведения лабораторных исследований проб дефеката, в том числе на определение иных микроорганизмов, концентрации примесей отдельных токсичных элементов, пестицидов, что является нарушением ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 П от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ОАО «Викор» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу - 300000 рублей.

Копия постановления вручена генеральному директору ОАО «Викор» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что вина правонарушителя - ОАО «Викор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена и подтверждается следующими доказательствами: копией протокола П от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении ОАО «Викор» по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; копией акта проверки Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГП в отношении ОАО «Викор»; копией уведомления о проведении плановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения (приказа) органа государственного надзора о проведении плановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск питьевой воды и прием сточных вод; копиями отчетов о сбросе сточных вод; копиями актов выполненных работ; копиями технических паспортов; копией договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Все доказательства исследованы уполномоченным органом и им дана правовая оценка.

При таких обстоятельствах судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 П от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - ОАО «Викор» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 300000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ОАО «Викор» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий К.А. Некрут