Дело №12-6/2018
Решение
по делу об административном правонарушении
гп Северо-Енисейский 20 февраля 2018 года
Судья Северо-Енисейского районного суда Красноярского края Иванова Л.В.,
С участием прокурора Кокорина М.В.
Представителя Лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1
рассмотрев в судебном заседании
протест прокурора Северо-Енисейского района на постановление руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года о прекращении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» (далее – по тексту МУП «УККР» ) в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
Постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года вынесенного в отношении должностного лица МУП «УККР» прекращено производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ. Основанием для прекращения производства по делу явилось то, что в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют доказательства нарушения условий предоставления субсидий.
Определением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 28.12.2017 года в постановлением №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года внесены исправления: в пункте 1 резолютивной части постановления исправлена опечатка : слово «должностного» заменено словом «юридического».
Прокурор Северо-Енисейского района подал протест на постановление руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года, ссылаясь на следующее. Решением Северо-Енисейского районного совета депутатов № 58-4 от 09.12.2015 принят бюджет района на 2016г. и плановый период 2017-2018г.г.В расходной части бюджета предусмотрены финансовые средства на реализацию муниципальных программ. Постановлением Администрации Северо-Енисейского района № 515-п от 21.10.2013 утверждена муниципальная программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» на 2014-2016 годы», в составе которой утверждена подпрограмма «Доступность коммунально-бытовых услуг для населения Северо-Енисейского района», предусматривающая предоставление субсидий на возмещение затрат теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста. Как следует из п.2.5 приложения № 4 к данной подпрограмме, для подтверждения фактических затрат, связанных с расходами теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста, получатель субсидии до 27 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляет в отдел экономического анализа и прогнозирования администрации района отчет о расходовании субсидии на возмещение затрат теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста (далее - отчет о расходовании субсидии) по форме согласно приложению 1 к настоящему приложению. 29.01.2016 между МУП «УККР», предоставляющим населению Северо- Енисейского района жилищно-коммунальные услуги - по тепловодоснабжению и водоотведению, и Администрацией Северо-Енисейского района заключено соглашение № 19 о предоставлении субсидии. Во исполнение соглашения по итогам 2016 года МУП «УККР» отчет об использовании субсидии предоставлен 12 января 2017 года в отдел экономического анализа и прогнозирования Администрации района. Как следует из данного отчета, МУП «УККР» начислило населению за тепловую энергию 87729501,99 рублей, что составило 52,31 % от экономически обоснованного тарифа на данную услугу и соответственно субсидия должна была составить 47,69% или 79981264,5747 руб. Предприятию из бюджета района предоставлена субсидия в размере 73551853,87 руб. Однако, согласно отчету № 22-ЖКХ, МУП «УККР» фактически за 2016 год начислило населению в счет оплаты за отопление 80584500 рублей, что составило 52,31 % от экономически обоснованного тарифа. При таких обстоятельствах субсидия должна была составить 47,69% или 73467306,5379 руб.
Кроме того, МУП «УККР» начислило населению за горячую воду 18604508,97 рублей, что составило 66,9 % от экономически обоснованного тарифа на данную услугу, и соответственно субсидия должна была составить 33,1% или 9204921,4784 руб.
Фактически предприятию из бюджета предоставлена субсидия в размере 9187367,55 руб.
Вместе с тем, согласно отчету № 22-ЖКХ, МУП «УККР» за 2016 год, начислило населению в счет оплаты за горячее водоснабжение 10685700 рублей, что составило 66,9 % от экономически обоснованного тарифа. При таких обстоятельствах субсидия должна была составить 33,1% или 5286945,7399 руб.
Таким образом, сумма необоснованно предоставленной предприятию из бюджета района субсидии за оказание услуги по отоплению и горячему водоснабжению составила 3984969,1422 руб.
МУП «УККР» нарушены условия предоставления субсидии предусматривающей целевой характер ее использования только на возмещение затрат при производстве и реализации тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста, что подразумевает соответствие понесенных затрат сумме предоставленной субсидии.
Указанный факт подтверждается, в том числе и объяснением начальника планово-экономического отдела МУП «УККР» ФИО2 указавшей, что сумма необоснованно полученной предприятием из бюджета района субсидии за 2016 год за тепловую энергию составила 84547,3321 руб.
Прокурор полагает, что в действиях МУП «УККР» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имелось.
В судебном заседании прокурор Кокорин М.В. поддержал доводы, изложенные в протесте.
Представитель МУП «УККР» ФИО1 не согласился с протестом прокурора, пояснил, что условия предоставления субсидии МУП «УККР» не нарушило, 29.01.2016 года между МУП «УККР», предоставляющим населению Северо-Енисейского района жилищно-коммунальные услуги - по тепловодоснабжению и водоотведению, и Администрацией Северо-Енисейского района заключено соглашение № 19 о предоставлении субсидии, объем совокупных платежей граждан, предъявленных МУП «УККР», то есть исполнителем коммунальных услуг к оплате за коммунальные услуги в расчетном периоде, не превышает показатель доступности.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, не явилось в суд, о времени и месте рассмотрения протеста было извещено судом надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав административный материал, оснований для отмены обжалуемого постановления не нахожу.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как следует из материалов административного дела, постановлением прокурора Северо-Енисейского района от 27 июля 2017 года возбуждено дело об административном правонарушении в по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ отношении юридического лица МУП «УККР» в связи с нарушением юридическим лицом, являющимся получателем субсидии, условий ее предоставления. Прокурор при проведении проверки установил следующее.
Решением Северо-Енисейского районного совета депутатов № 58-4 от 09.12.2015 принят бюджет района на 2016г. и плановый период 2017-2018г.г.В расходной части бюджета предусмотрены финансовые средства на реализацию муниципальных программ. Постановлением Администрации Северо-Енисейского района № 515-п от 21.10.2013 года утверждена муниципальная программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» на 2014-2016 годы», в составе которой утверждена подпрограмма «Доступность коммунально-бытовых услуг для населения Северо-Енисейского района», предусматривающая предоставление субсидий на возмещение затрат теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста. Как следует из п.2.5 приложения № 4 к данной подпрограмме, для подтверждения фактических затрат, связанных с расходами теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста, получатель субсидии до 27 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляет в отдел экономического анализа и прогнозирования администрации района отчет о расходовании субсидии на возмещение затрат теплоснабжающих организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста (далее - отчет о расходовании субсидии) по форме согласно приложению 1 к настоящему приложению. 29.01.2016 между МУП «УККР», предоставляющим населению Северо- Енисейского района жилищно-коммунальные услуги - по тепловодоснабжению и водоотведению, и Администрацией Северо-Енисейского района заключено соглашение № 19 о предоставлении субсидии.
Во исполнение настоящего соглашения по итогам 2016 года МУП «УККР» отчет об использовании субсидии предоставлен 12 января 2017 года в отдел экономического анализа и прогнозирования Администрации района.
Как следует из данного отчета, МУП «УККР» начислило населению за тепловую энергию 87729501,99 рублей, что составило 52,31 % от экономически обоснованного тарифа на данную услугу и соответственно субсидия должна была составить 47,69% или 79981264,5747 руб.
Предприятию из бюджета района предоставлена субсидия в размере 73551853,87 руб.
Однако, согласно отчету № 22-ЖКХ, МУП «УККР» фактически за 2016 год начислило населению в счет оплаты за отопление 80584500 рублей, что составило 52,31 % от экономически обоснованного тарифа. При таких обстоятельствах субсидия должна была составить 47,69% или 73467306,5379 руб.
Кроме того, МУП «УККР» начислило населению за горячую воду 18604508,97 рублей, что составило 66,9 % от экономически обоснованного тарифа на данную услугу, и соответственно субсидия должна была составить 33,1% или 9204921,4784 руб.
Фактически предприятию из бюджета предоставлена субсидия в размере 9187367,55 руб.
Вместе с тем, согласно отчету № 22-ЖКХ, МУП «УККР» за 2016 год, начислило населению в счет оплаты за горячее водоснабжение 10685700 рублей, что составило 66,9 % от экономически обоснованного тарифа. При таких обстоятельствах субсидия должна была составить 33,1% или 5286945,7399 руб.
Таким образом, сумма необоснованно предоставленной предприятию из бюджета района субсидии за оказание услуги по отоплению и горячему водоснабжению составила 3984969,1422 руб.
Исходя из этого, прокурором сделан вывод, что МУП «УККР» нарушены условия предоставления субсидии предусматривающей целевой характер ее использования только на возмещение затрат при производстве и реализации тепловой энергии, не включенных в тарифы на коммунальные услуги вследствие ограничения их роста, что подразумевает соответствие понесенных затрат сумме предоставленной субсидии.
Место совершения административного правонарушения указано- <адрес><адрес>,
дата совершения правонарушения- ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 до 18 часов.
Для рассмотрения по существу постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено сначала в Управление Федерального Казначейства по Красноярскому краю, и затем перенаправлено руководителю Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края по подведомственности.
Руководителем Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено постановление №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что администрацией Северо-Енисейского района с МУП «УККР» заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги от 29.01.2016 № 19 (далее – по тексту Соглашение). С учетом дополнительного соглашения от 21.11.2016 № 1 предусмотренный размер субсидии составил 92510 300 руб.
Предметом Соглашения предусмотрено, что Уполномоченный орган обязуется предоставить Исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2016 году, а Исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию.
В силу п. 1.2.1 Соглашения субсидия предоставляется Исполнителю коммунальных услуг при условии, что если объем совокупных платежей граждан, предъявленных Исполнителем коммунальных услуг к оплате за коммунальные услуги в расчетном периоде, не превышает показатель доступности.
Пунктом 2.3.1 Соглашения установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан края соблюдать условия предоставления субсидии, установленные настоящим Соглашением, Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению оном ограничения платы граждан за коммунальные услуги», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного Закона края.
Распоряжением администрации Северо-Енисейского района» района от 29.02.2016 года №111-ос принято решение определить получателем субсидии МУП «УККР Северо-Енисейского района».
В силу п. 6 ст. 2 Закона края от 01.12.2014 № 7-2835 условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством края в соответствии с настоящим Законом.
Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п (далее - постановление Правительства от 09.04.2015 № 165-п) утверждены:
Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги; Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги; Перечень документов, представляемых для получения компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, состав сведений в них, требования к оформлению указанных документов, а также порядок их представления;
Порядок рассмотрения заявления и документов, представленных исполнителем коммунальных услуг для получения компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, в том числе порядок проверки достоверности содержащихся в них сведений;
Порядок и сроки перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг;
Порядок возврата средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги. Пунктом 1.4 Порядка расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги установлено, что расчет размера компенсации для исполнителя коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами местного самоуправлений городских округов и муниципальных районов Красноярского края (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) по формам, разработанным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании следующей информации:
общей площади жилых помещений, отапливаемых центральным и (или) печным отоплением;
объемов потребления коммунальных услуг, определенным по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года);
цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций для группы потребителей "население", установленных в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; численности граждан, зарегистрированных в жилых помещениях.
Данная информация представляется исполнителем коммунальных услуг при обращении, в уполномоченный орган местного самоуправления для получения компенсации согласно! подпунктам 1, 4 пункта 2.2 и подпунктам 2, 3 пункта 2.3 Перечня документов, представляемых для получения компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, состава сведений в них, требований к оформлению указанных документов, а также порядка их представления.
Пунктом 2.2. перечня документов, представляемых для получения компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, состав сведений в них, требования к оформлению указанных документов, а также порядок их представления установлено, что исполнители коммунальных услуг для получения компенсации представляют в уполномоченный орган местного самоуправления в том числе реестр многоквартирных домов, содержащий адрес, общую площадь жилых помещений, количество граждан, зарегистрированных в установленном порядке в жилых помещениях, информацию о фактических объемах коммунальных ресурсов, предоставленных по показаниям приборов учета в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года), наименование ресурсоснабжающих организаций с указанием вида предоставляемого коммунального ресурса, реквизиты документа, на основании которого управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный предприниматель осуществляет управление многоквартирным домом.
При указанных обстоятельствах размер платы за коммунальные услуги (теплоснабжение) рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определялся на основании утвержденного норматива потребления коммунальных услуг и тарифов, установленных:
- постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края Северо-Енисейский район на отопительный период, определенные расчетным методом, согласно приложению.
- приказами РЭК установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района».
В своем постановлении прокурор Северо-Енисейского района пришел к выводу о необоснованно предоставленной предприятию из бюджета района субсидии за оказание услуги в размере 3984969,1422 руб.
Выводы прокурора основаны при сопоставлении данных начислений населению за тепловую энергию и горячую воду указанных в отчете об использовании средств субсидии за IV квартал и отчете № 22-ЖКХ.
В качестве расчета необоснованно полученной субсидии прокурор использовал расчетное процентное соотношение суммы выручки с учетом размера цены (тарифа) используемого для начисления гражданам (как за тепловую энергию так и за горячую воду) к экономически обоснованному тарифу на данные услуги, при этом установленный процент из одного отчета (отчет об использовании средств субсидии за IV квартал) прокурор применил к показателям другого отчета (отчет № 22-ЖКХ), из чего сделал вывод о необоснованно предоставленной предприятию из бюджета района субсидии.
Однако состав вмененного правонарушения говорит об условиях предоставления субсидии, а не об условиях его использования.
Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам.
Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.
Поскольку административная ответственность по части 2 статье 15.15.5 КоАП РФ возникает только за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, следовательно, необходимо установить, относятся ли выявленные нарушения к нарушениям условий предоставления субсидии.
Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии", как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
Исходя из положений статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, и условиями договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов).
Вышеуказанные нормативные акты содержат исчерпывающий перечень условий, соблюдение которых дает исполнителям коммунальных услуг право для предоставления субсидии.
Прокурор в своем постановлении при возбуждении дела об административном правонарушении, в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения указал на несоответствие показателей в отчетах, без соответствующего обоснования и без подтверждения доказательствами о нарушении условий предоставления субсидии.
Как следует из п. 1.2.1 Соглашения субсидия предоставляется Исполнителю коммунальных услуг при условии, что если объем совокупных платежей граждан, предъявленных Исполнителем коммунальных услуг к оплате за коммунальные услуги в расчетном периоде, не превышает показатель доступности.
При указанных обстоятельствах, обоснованность предоставления субсидии исполнителю коммунальных услуг можно установить, только сопоставив первичные документы являющиеся основанием расчета начисления платы гражданам с показателем доступности.
Вместе с тем прокурором не исследованы указанные обстоятельства, при этом материалы дела не содержат обоснованный расчет, основанный на реестре многоквартирных домов, содержащий адрес, общую площадь жилых помещений, количество граждан, зарегистрированных в установленном порядке в жилых помещениях, информацию о фактических объемах коммунальных ресурсов, предоставленных по показаниям приборов учета в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
Таким образом, вывод должностного лица об отсутствии доказательств в обоснование выявленного административного правонарушения, является правильным и основан на анализе бюджетного законодательства, законодательства, регулирующего предоставление субсидий, и представленных прокурором документов. В связи с чем должностным лицом сделан обоснованный вывод об отсутствии состава вмененного прокурором правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения, является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление, с учетом внесенных в него исправлений, является обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Протест прокурора об отмене постановления руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края №67ю-15.15.5.-17 от 07.12.2017 года о прекращении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП «УККР» с связи с отсутствием состава административного правонарушения оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление- без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Северо-Енисейского районного суда Л.В.Иванова