№ 12-51/2018
РЕШЕНИЕ
23 апреля 2018 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Липатовой Г.И.,
при секретаре Минязевой Г.М.,
с участием представителей ПАО «ТЗА»-ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности, представителя Управления ФС по надзору в сфере природопользования по РБ ФИО3 по доверенности,
рассмотрев жалобу представителя ПАО «ТЗА», расположенного по адресу: <...>, на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника правового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан на постановление от 13 декабря 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Управления Росприроднадзора по РБ от 13 декабря 2017 года юридическое лицо ПАО «ТЗА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В результате производственной деятельности филиала ПАО «ТЗА» образуются отходы производства и потребления. Согласно статистической отчетности по форме №2-ТП за 2014 год ПАО «ТЗА» образовано отходов всего 148,913 тонн, в том числе 1 класса опасности-0,015 тн., 3 класса опасности-53,788тн., 4 класса опасности-9,905тн., 5 класса опасности-121,08 тн., передано другим организациям для использования отходов 3 класса опасности 31,93 тн.
Согласно статотчетности по форме №2 отходы за 2015 год ПАО «ТЗА» образовано всего:3963,968 тн., из них отходов 1 класса опасности-0,35тн., 3 класса опасности-15,83 тн., 4 класса опасности-131,1тн., 5 класса опасности-3837,6 тн., передано другим организациям всего: 3951,717 тн., в том числе 1 класса опасности-0,621,5 тн., 3 класса опасности-6,6 тн., в том числе в целях размещения (захоронения отходов 4 класса опасности-108,9тн., 5 класса опасности-3837,6тн.
Из них передано: для использования всего 2937,781тн., в том числе 3 класса опасности-6,6 тн., 4 класса опасности-20 тн., 5 класса опасности-2911,2 тн., для обезвреживания всего 0,62тн., в том числе 1 класса опасности-0,621тн., для захоронения-1013,315тн., в том числе отходов 4 класса опасности-88,9тн., 5 класса опасности-924,4тн.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год ПАО «ТЗА» образовано отходов всего: 2397,079тн., из них отходов класса опасности-0,303тн., 2 класса опасности 0,072тн., 3 класса опасности-17,428тн., 4 класса опасности-133,8 тн., 5 класса опасности 2245,5тн. Передано другим организациям для размещения отходов всего:781,55тн. В том числе отходов 4 класса опасности-133,8 тн., 5 класса опасности-647,8 тн.
Согласно данным учета в области обращения с отходами ПАО «ТЗА» за 4 квартал 2016 года образовано отходов всего: 909,024тн., передано на размещение отходов 289,457тн.
Размещение отходов производства и потребления в 2016 году, в 2017 году ПАО «ТЗА» производилось на полигоне ТБО ООО «Экология Т».
Согласно сведениям №68 от 31.03.2017г. ООО «Экология Т» о приемке отходов за 1 квартал 2017г. принято от ПАО «ТЗА» 196,68тн. Отходов 4-5 класса опасности для захоронения на полигоне ГУП «Табигат».
Согласно сведениям №69 от 30.06.2017 года ООО «Экология Т» о приемке отходов за 2 квартал 2017г. принято от ПАО «ТЗА» 196,68тн. Отходов 4-5 класса опасности для захоронения на полигоне ГУП «Табигат».
ПАО «ТЗА» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №130-10 Приуральским Управлением Ростехнадзора со сроком действия до 03.09.2014 года.
За выдачей нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение УФС по надзору в сфере природопользования ПАО «ТЗА» в последующий период не обращалось. Действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ПАО «ТЗА» отсутствует.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ПАО «ТЗА» по доверенности ФИО1 обратилась с жалобой, мотивируя тем, что Обществу вменяется нарушение ст. 34 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. ст. 18 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», а именно ПАО «ТЗА» в период времени с 04.09.2014г. по 06.10.2017г. осуществляло свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления в отсутствие установленных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов их на размещение. Далее суду пояснила, что оформление документов начали еще в 2014 году. В связи с изменениями в законодательстве не удалось своевременно закончить оформление документов. Далее пояснила, что отношении юридического лица и должностного лица составлено по 13 протоколов об административном правонарушении и вынесено по 13 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов. Предприятие является градообразующим, где работают более 800 семей города. Общество устраняет нарушение, последствий от данного нарушения не наступило. Существенной угрозы охраняемым законом отношениям совершением данного правонарушения не причинено. В связи с чем, просила постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, с объявлением Обществу устного замечания.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, вынесенное постановление оставить без изменения. Поскольку факт совершения правонарушения Обществом не оспаривается, а оснований для прекращения по малозначительности не имеется, так как наступления негативных последствий не требуется, имущественное положение, добровольное устранение нарушений на малозначительность не влияют.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ПАО «ТЗА» обжалует постановление № 04-04/190-О/РС от 13.12.2017 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ ФИО4
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, с учетом указанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что дело о привлечении ПАО «ТЗА» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ рассмотрено неполномочным лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из протокола об административном правонарушении №192-О/РС от 22.11.2017 года местом совершения правонарушения-утилизация отходов без лицензии в 2016 году является <...>. Следовательно, настоящее дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению Туймазинским межрайонным судом РБ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение совершено 01.07.2016г., выявлено 06.10.2017г., что подтверждается актом проверки. Следовательно, срок, предусмотренный указанной правовой нормой, не истек.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ № 04-04/190-О/РС от 13.12.2017 года ФИО4 вынесенное в отношении ПАО «ТЗА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 8.2 КоАП РФ не может быть законным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Вместе с тем, суду для рассмотрения данной жалобы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ представлены лишь копии административного производства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ подлежит возвращению в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ для последующего направления оригиналов административного производства на рассмотрение по подведомственности в Туймазинский межрайонный суд РБ.
На основании ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ № 04-04/190-О/РС от 13.12.2017 года о привлечении ПАО «ТЗА» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении возвратить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ для последующего направления оригиналов административного производства на рассмотрение по подведомственности в Туймазинский межрайонный суд РБ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения копии решения через Туймазинский межрайонный суд РБ.
Судья Г.И.Липатова