ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2020УИД230013-01-2020-001204-40 от 07.07.2020 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 12-51/20 УИД 23RS0013-01-2020-001204-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гулькевичи 07 июля 2020 года

Судья Гулькевичского районного суда Краснодарского края Мелкозерова О.М.

при секретаре Диваковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А. на постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. от 17.04.2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Глава муниципального образования Гулькевичский район Шишикин А.А. обратился в суд с жалобой и просит признать незаконным и отменить принятое заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2020 года , производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обосновании жалобы указано, что 28.03.2019 г. на официальном сайте для размещения заказов (https:// zakupki.gov.ru) Администрация разместила извещение и аукционную документацию для проведения совместного (с муниципальными учреждениями) аукциона в электронной форме «Поставка изделий колбасных вареных для детского питания». По окончании указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме (подача заявок по 08.04.2019 г.) подана только одна заявка с идентификационным номером . В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона 44-ФЗ аукцион в электронной форме признан несостоявшимся. 08.04.2019 г. размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе. 11.04.2019 г. при попытке размещения проекта контракта в разделе «заключение контрактов», нажав кнопку «завершить формирование» проекта контракта, выскакивает ошибка «страница временно не доступна, попробуйте перезагрузить страницу». При повторной перезагрузке ничего не изменялось. Муниципальными учреждениями предприняты следующие меры: 15.04.2019 написан запрос в службу поддержки официального сайта, на что получен ответ – «Запрос зарегистрирован, работы по Вашему обращению ведутся». По истечении двух дней ошибка устранена не была, и написан второй запрос, его также зарегистрировали и написали ответ: «Дополните запрос диагностическим файлом с описанием ошибки», отправили еще раз с диагностическим файлом, но опять ошибка не устранена. 23.04.2019 оператором круглосуточной службы поддержки сайта единой информационной системы в сфере закупок было рекомендовано повторно разместить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе. В связи с чем, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе размещен повторно. 25.04.2019 написан еще один запрос, получен ответ – «По Вашему вопросу ведутся работы в рамках инцидента . Ожидайте, пожалуйста, ответ на электронную почту», ответа также не было. 15.05.2019 не дождавшись ответа, написан еще один запрос, сообщение зарегистрировали, но ответ не получен. 27.05.2019 направлен очередной запрос, его регистрируют и пишут: «По Вашему вопросу ведутся работы в рамках инцидента . Ожидайте, пожалуйста, ответ на электронную почту». Помимо направления запросов, неоднократно производились звонки на круглосуточную службу поддержки сайта https:// zakupki.gov.ru, откуда получали следующие ответы – все Ваши обращения зарегистрированы и находятся в очереди, необходимо ждать ответа на электронную почту. Срок поставки по контракту: с момента заключения контракта по 1 августа 2019 года, на 3.07.2019 года контракт не был заключен из-за технических проблем на сайте. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения были лишены поставки изделий колбасных вареных для детского питания. В связи с чем, муниципальные дошкольные образовательные учреждения 03.07.2019 года обратились с жалобами на действия оператора сайта https:// zakupki.gov.ru в Центральный аппарат ФАС России. Решением ФАС России от 16.07.2019 в действиях Администрации, муниципальных учреждений за повторное размещение протокола рассмотрения единственной заявки признали нарушение части 7 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Доводы Администрации, муниципальных учреждений о необеспечении оператором электронной площадки надежности функционирования программных и технических средств, используемых при проведении аукциона признали необоснованными и передали материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России (Г.О.) выявила в его действиях при проведении закупки (номер извещения ) нарушение положений части 7 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ является должностное лицо заказчика, уполномоченного органа. ФАС России таким должностным лицом посчитал его. Однако в его должностные обязанности не входит размещение протоколов проведенных закупок. Как таковой должностной инструкции у него, как у главы муниципального образования Гулькевичский район не имеется, полномочия изложены в уставе муниципального образования Гулькевичский район, согласно которому Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования Гулькевичский район полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностным лицом ФАС России не учтены положения статьи 2.4 КоАП РФ согласно которой лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В структуру администрации муниципального образования Гулькевичский район входит отдел закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район, который создан для обеспечения деятельности администрации муниципального образования Гулькевичский район в части осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район, муниципальных казенных учреждений муниципального образования Гулькевичский район, бюджетных учреждений муниципального образования Гулькевичский район, муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Гулькевичский район, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Гулькевичский район. Главный специалист отдела закупок Ф.А. (до брака – Борисова) осуществила повторное размещение протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе, при проведении закупки (номер извещения ), на основании письма управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 , что подтверждается скриншотами размещения протоколов рассмотрения единственной заявки. Должностные обязанности главного специалиста отдела закупок закреплены в должностной инструкции. Согласно пункту 3.2 раздела 3 «Должностные обязанности» должностной инструкции на главного специалиста возлагается, в том числе и размещение на официальном сайте в соответствии с действующим законодательством протоколов проведенных закупок. Данные обстоятельства, обсуждались в телефонном режиме с лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, но не были приняты во внимание при составлении протокола. Следовательно, лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, неправильно установлен субъект административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Представитель заявителя по доверенности З.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении жалобы настаивает.

Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Санкция ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Пунктом 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Из материалов дела следует, что постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. от 17.04.2020 года глава администрации муниципального образования Гулькевичский район Шишикин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Указанным постановлением установлено, что администрацией муниципального образования Гулькевичский район проведена закупка (номер извещения ), в нарушение ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией неправомерно 23.04.2019 года повторно размещен в единой информационной системе протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Закупке. Должностным лицом Уполномоченного органа, разместившим повторно протокол рассмотрения единственной заявки в единой информационной системе, является, в том числе Шишикин А.А. Таким образом, действия должностного лица - главы администрации муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А. нарушают ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

08.04.2019 года должностным лицом администрации муниципального образования Гулькевичский район – владельцем сертификата Ф.А. размещен протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона при проведении закупки \скриншот размещения протокола\.

Письмом от 22.04.2019 управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район просит начальника отдела закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район разместить повторно протокол рассмотрения единственной заявки на участием в аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций «Поставка изделий колбасных вареных для детского питания» от 08.04.2019 года для отправки подведомственными учреждениями управления образования проектов контрактов, так как на данный момент при попытке размещения проекта контракта появляется ошибка «Страница временно недоступна. Попробуйте перезагрузить страницу». Данная ошибка не позволяет направить проект контракта победителю аукциона.

23.04.2019 года должностным лицом администрации муниципального образования Гулькевичский район – владельцем сертификата Ф.А. на основании письма управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 повторно размещен протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона при проведении закупки \скриншот размещения протокола\.

03.07.2019 года руководители муниципальных дошкольных образовательных учреждений Гулькевичского района обратились с жалобами на действия оператора сайта https:// zakupki.gov.ru в Центральный аппарат ФАС России.

Решением от 16.07.2019 года Федеральная антимонопольная служба России решила признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе; выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе; передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением главы муниципального образования Гулькевичский район от 06.02.2014 года Б.А. переведена на должность главного специалиста отдела закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район с 06.02.2014 года.

Распоряжением главы муниципального образования Гулькевичский район от 17.10.2018 года в связи со вступлением в брак главного специалиста отдела закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район Б.А. и переменой фамилии на Филипенко внесены соответствующие изменения в трудовую книжку и другие документы.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «Должностные обязанности» должностной инструкции на главного специалиста отдела закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район возлагается: размещать на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в соответствии с законодательством документацию котировочной заявки; размещать на официальном сайте протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок; передавать заказчику в определенные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-Фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сроки протоколы; размещать на официальном сайте в соответствии с действующим законодательством протоколы проведенных закупок…..

В судебном заседании установлено, что 08.04.2019 года должностным лицом администрации муниципального образования Гулькевичский район - главным специалистом отдела закупок Ф.А. размещен протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона; 23.04.2019 года на основании письма управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 года о размещении повторно протокола рассмотрения единственно заявки на участие в аукционе в связи с ошибкой в программе, главным специалистом отдела закупок Ф.А. осуществлено повторное размещение протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона.

Размещение протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона является должностной обязанностью главного специалиста отдела закупок администрации муниципального образования Гулькевичский район Ф.А., она является владельцем сертификата от 23.10.2018 года сроком действия до 23.10.2019 года, в связи чем, отсутствуют основания для привлечения главы муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А., как должностного лица, к административной ответственности по ч. 1.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях главы муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А. отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного суд считает необходимым обжалуемое постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. от 17.04.2020 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Жалобу главы муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А. на постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. от 17.04.2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ж.А. от 17.04.2020 года о привлечении главы муниципального образования Гулькевичский район Шишикина А.А. к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей – отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

судья