Дела № 12-50/2021, № 12-51/2021, № 12-52/2021
РЕШЕНИЕ
пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19 07 июля 2021 года
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рыжкова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района жалобы законного представителя администрации МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. на постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2021 г. ..., ... и ... о назначении административных наказаний по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Малодорское», ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Муравиной Л.Н. за ... от 21 апреля 2021 г. администрация МО «Малодорское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (...), что составляет 706 рублей 50 копеек.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по архангельской области и Ненецкому автономному округу Муравиной Л.Н. за ... от 21 апреля 2021 г. администрация МО «Малодорское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (...), что составляет 506 рублей 85 копеек.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по архангельской области и Ненецкому автономному округу Муравиной Л.Н. за ... от 21 апреля 2021 г. администрация МО «Малодорское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (...), что составляет 706 рублей 50 копеек.
Не согласившись с указанными постановлениями, законный представитель - глава администрации МО «Малодорское» Ешкилева Т.В. обратилась в суд с жалобами, в которых просила данные постановления отменить, прекратить дела об административных правонарушениях в связи с отсутствием составов административных правонарушений. Мотивирует тем, что УФК, ссылаясь в акте проверки от 02.02.2021 г. на Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, не приняло во внимание то, что в нем речь идет о порядке, а не расходовании средств субвенции. Методика расходования поселениями средств указанной субвенции Правительством РФ не утверждалась, порядок расходования муниципальными образованиями субвенций не установлен.
Жалобы законного представителя администрации МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. на вышеуказанные три постановления объединены и рассмотрены в одном судебном заседании 07 июля 2021 года.
Законный представитель администрации МО «Малодорское» Ешкилева Т.В., заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и НАО Муравина Л.Н., будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствии.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств отнесено к нарушениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании положений ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как определено частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органам местного самоуправления поселений переданы полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем средств, предоставляемых в виде субвенций бюджетам поселений, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете на соответствующих территориях по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива соответствующих затрат.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего перечисления в бюджеты поселений, бюджеты муниципальных округов и бюджеты городских округов.
На основании закона Архангельской области от 17.12.2018 года №35-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и решения Собрания депутатов Муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 21.12.2018 года № 49 «О бюджете муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» МО «Малодорское» распределены субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты на 2019 год в сумме ... руб.
Поскольку указанные субвенции администрации МО «Малодорское» предоставлены из бюджета Архангельской области, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет субвенции из федерального бюджета, такие субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 140 БК РФ).
Судом установлено, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Архангельской области и НАО от 11 января 2021 года №2 в период с 25 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в отношении администрации МО «Малодорское» проведена камеральная проверка по соблюдению целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, за 2019 год.
Из акта камеральной проверки администрации МО «Малодорское» от ...г. следует, что МО «Малодорское» распределены субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты на 2019 год в сумме ... руб., в том числе по видам расходов: 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов – ....; 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов – ... 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» - ....
Согласно отчету расходования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) на выполнение полномочий по осуществлению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2019 год произведено расходов за отчетный период на 108 100 рублей, в том числе: заработная плата – ....; начисления на оплату труда – ....; оплата услуг связи – ....; транспортные услуги – ....; командировочные расходы – ....; коммунальные услуги – ....; арендная плата за пользование имуществом – ... руб.; обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами – ....
Количество граждан, состоящих на воинском учете из числа проживающих на территории поселения – МО «Малодорское» - составляло в 2019 году ... человек, в связи, с чем в администрации МО «Малодорское» первичный воинский учет осуществляется одним работником на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 719 «Об утверждении положения о воинском учете».
По окончании проведения камеральной проверки было выявлено нарушение бюджетного законодательства, выражающееся в том, что администрацией МО «Малодорское» средства субвенции, выделенные на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, фактически направлены на цели, не соответствующие целям, установленным правовыми актами, а именно на уплату услуг по предоставлению лицензии на сумму 38 397 рублей, что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения в отношении администрации МО «Малодорское» постановлений заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ...; ... и ... от 21 апреля 2021 г. о назначении административных наказаний по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Малодорское».
Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 18 октября 2005 г. (далее - Правила расходования), субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п. 2 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» № 258 от 29 апреля 2006 г., субвенции предоставляются на следующие нужды: расходы на оплату труда военно-учетных работников, включая соответствующие начисления на фонд оплаты труда; расходы на оплату аренды помещений; расходы на оплату услуг связи; расходы на оплату транспортных услуг; командировочные расходы; расходы на оплату коммунальных услуг; расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами.
Из положений методики расчета размера субвенции органам местного самоуправления при осуществлении первичного воинского учета следует, что целевое назначение указанного вида субвенций – финансовое обеспечение расходов по осуществлению органами местного самоуправления первичного воинского учета. Перечень затрат на содержание военно-учетного работника носит исчерпывающий характер.
28 декабря 2018 года между ООО «Информационные системы и технологии» и администрацией МО «Малодорское» заключен договор возмездного оказания услуг по предоставлению лицензии ..., по условиям которого администрации МО «Малодорское» предоставляются услуги: годовая лицензия на техническое сопровождение ПО указанного в п.1.2 на срок, указанный в п. 1.5 и согласно оплате клиента по п. 3.1 (лицензия высылается на эл. адрес клиента, который указан в п. 9, после подписания данного договора и в течение 30 дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет исполнителя либо с момента получения исполнителем оригинала гарантийного письма).
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что лицензия технического сопровождения включает в себя следующие работы: адаптация, тестирование и сопровождение программного продукта АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; горячая линия для консультаций (ответы на вопросы пользователей по телефонам ... и электронной почте; установка обновлений АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; дистанционное обслуживание и диагностика АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; остальные работы осуществляются исполнителем по отдельному договору и оплачиваются отдельно согласно выставленному счету выполненных работ в течение 15 дней с момента их получения.
Услуги по договору оказывались с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. (п. 1.5 договора).
Цена договора составляла ... рублей в год.
Оплата по договору от 28.12.2018 ...-ТС-К произведена:
- на основании выставленного счета ... от 25.03.2019, акта ... от 25.03.2019, заявкой на кассовый расход ... от 24.05.2019, платежным поручением от 24.05.2019 ... на сумму ... рублей за счет средств субвенции;
- на основании выставленного счета ... от 25.06.2019, акта ... от 25.06.2019, заявкой на кассовый расход ... от 23.07.2019, платежным поручением от 24.07.2019 ... на сумму ... рублей, в том числе за счет средств субвенции в размере ... рублей;
- на основании выставленного счета ... от 25.09.2019, акта ... от 25.09.2019, заявкой на кассовый расход ... от 21.11.2019, платежным поручением от 21.11.2019 ... на сумму ... рублей за счет средств субвенции;
Вместе с тем, расходование администрацией МО «Малодорское» бюджетных средств в размере ... рублей на оплату услуг по обслуживанию программного обеспечения АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения» не предусмотрено Методикой от 26.04.2006 г.
Кроме того, подтверждений того, что программное обеспечение АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения» используется исключительно военно-учетным работником, осуществляющим полномочия в области первичного воинского учета, в материалах дел не имеется.
Исходя из понятия расходных материалов, к которым могут быть отнесены вспомогательные материалы, обеспечивающие выполнение определенной функции, (картридж, канцелярские принадлежности), включения в размер субвенции расходов на программное обеспечение АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения», как о том указывает в своей жалобе заявитель, к расходным материалам не относятся.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, пункта 2 «Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» и «Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258, бюджетные средства в сумме ... рублей использованы не на осуществление полномочий по первичному воинскому учету, а на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, т.е. использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Доводы законного представителя администрации МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. об отсутствии состава правонарушения основаны на неверном толковании норм административного закона и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, устанавливающими расходование субвенции на цели, не соответствующие условиям ее получения.
Все доказательства по делу должностным лицом оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Административное наказание по каждому постановлению назначено администрации МО «Малодорское» в соответствии с санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности юридического лица – администрации МО «Малодорское» - в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на бюджетную систему Российской Федерации, платежеспособность страны, в связи с чем, влекут существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям, поэтому оснований для признания указанных правонарушений малозначительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановлений, должностным лицом, не допущено.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу, а также обстоятельств, свидетельствующих о существенных нарушениях процессуальных требований, являющихся основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л.Н. Муравиной от 21 апреля 2021 года за ..., постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л.Н. Муравиной от 21 апреля 2021 года за ..., постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л.Н. Муравиной от 21 апреля 2021 года за ..., вынесенные в отношении администрации МО «Малодорское» Устьянского района Архангельской области по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы законного представителя администрации МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Рыжкова М.А.