Дело №12-51/2021
УИД 39MS0047-01-2021-003157-23
Р Е Ш Е Н И Е
10 декабря 2021 г. г. Неман
Судья Неманского городского суда Калининградской области Шевченко И.В.,
при помощнике судьи Самуховой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от 14 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи <адрес> от 14 октября 2021 г. должностное лицо - глава администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Из указанного постановления явствует, что глава администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 – 5 июля 2021 г. в 09:00 час. по адресу: <адрес> в нарушение ч.1 ст.57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не организовал и не обеспечил своевременное перечисление бюджетных средств на подготовку и проведение выборов в Совет депутатов Неманского городского округа в установленный 10-дневный срок с момента официального опубликования решения от 22 июня 2021 г. №84 о назначении выборов, а также допустил перевод указанных денежных средств не в полном объеме.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное выше постановление как незаконное, считает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения. При этом указывает, что обжалуемое постановление получено им нарочно, через представителя, 26 октября 2021 г. С указанным постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> не согласен по следующим основаниям. Так, и.о. Неманского городского прокурора вынесено постановление по факту наличия в действиях должностного лица - главы администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 признаков наличия административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ. Однако, объективная сторона данного правонарушения не конкретизирована. Более того, главе администрации инкриминировались действия, которые он в силу своего служебного положения не мог совершить, поскольку не относится к следующим должностным лицам:
а) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств (при исполнении соответствующих бюджетов, перечисляющих денежные средства соответствующим уровню выборов и референдумов избирательным комиссиям, комиссиям референдума);
б) кредитных организаций - банков (при перечислении денежных средств через банк кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, избирательным комиссиям, комиссиям референдума);в) отделений связи (при осуществлении переводов посредством почтовой и электрической связи);
в) отделений связи (при осуществлении переводов посредством почтовой и электрической связи);
г) избирательных комиссий, комиссий референдума (при перечислении денежных средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума).
Кроме того, статья 5.21 КоАП РФ содержит два административных состава, о чем говориться не только в разъяснениях и комментариях к данной статье, но и в протоколе заседания Центральной избирательной комиссии России от 27 сентября 2006 г. №187-4-4 «О рекомендациях по некоторым вопросам применения КоАП РФ избирательными комиссиями», а также находит свое отражение в многочисленных решениях судов по всей России при привлечении должностных лиц к административной ответственности, а именно это:
1) неперечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;
2) перечисление с нарушением установленных законом сроков средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.
При этом, опять же перечисление по комментируемой статье должны быть произведены: 1) избирательным объединениям, 2) инициативным группам по проведению референдума, 3) иным группам участников референдума.
И.о. Неманского городского прокурора в постановлении об административном правонарушении опять же вменяет неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленного срока сразу трем указанным группам.
Также ему инкриминировалось, как главе администрации, сразу два состава административного правонарушения 1) неперечисление и 2) перечисление с нарушением установленного срока. Возникает закономерный вопрос, какой же все таки состав административного правонарушения содержат действия главы администрации.
Вместе с тем, после предоставления в судебном заседании 14 октября 2021 г. двух квитанций о перечислении денежных средств, датированных 29 июля 2021 г., и подтверждающих полное перечисление денежных средств Неманской территориальной избирательной коммиссии, помощник прокурора Валов К.В. отказался от формулировки административного правонарушения в части неперечисления, поддержав объективную сторону, связанную с перечислением, но в нарушение установленных законом сроков средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума. Судом первой инстанции никакой оценки по данному поводу сделано не было.
Кроме того, при изучении взятого у него объяснения 28 июля 2021 г., как главы администрации, ему были разъяснены только лишь права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ. Он, как глава администрации, не признавал себя правонарушителем, объяснив в связи с чем был нарушен срок перечисления денежных средств для финансирования мероприятий по организации муниципальных выборов. При этом не указывал конкретное должностное лицо виновное в нарушении срока. Правовая позиция на момент дачи объяснения у него была как у свидетеля.
Уже после дачи объяснения, ему было предъявлено для обозрения и подписания постановление о возбуждении в отношении него, как главы администрации, административного дела по признакам правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ, где и были напечатаны права лица привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, с которыми он смог ознакомиться.
Данное обстоятельство также является нарушением его права на защиту, поскольку он был лишен возможностью воспользоваться юридическими услугами.
В обжалуемом постановлении и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, содержащие информацию о том, какие конкретные его действия, как главы администрации, привели к нарушению.
Вместе с тем, получив заявку на перечисление денежных средств от Неманской территориальной избирательной комиссии, он поручил начальника финансового отдела ФИО5 её рассмотреть, поскольку именно указанное должностное лицо имеет полную информацию о наличии и достаточности бюджетных средств для перечисления и готовит необходимые финансовые документы.
Таким образом, не было установлено конкретное лицо виновное в нарушении установленного срока для перечисления денежных средств.
Указанные недостатки являлись основанием для возврата постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В судебное заседание должностное лицо – глава администрации Неманского городского округа ФИО1 не явился, несмотря на надлежащее уведомление, его интересы в судебном заседании представлял защитник Рогалин А.Н., который поддержал доводы жалобы по изложенным основаниям.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Рогалина А.Н., помощника Неманского городского прокурора Валова К.В., возражавшего против доводов жалобы и считающего обжалуемое постановление законным и обоснованным, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статья 5.21 КоАП РФ предусматривает административная ответственность за не перечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием.
Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней отдельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение по иерархии от вышестоящих комиссий к нижестоящим.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устаиваются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67) расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Согласно ч.1, ч.2, ч.3 ст.45 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области №231) расходы, связанные с подготовкой и проведением соответствующих муниципальных выборов, эксплуатацией средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также с обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета.
Средства на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете на очередной финансовый год. Средства на подготовку и проведение муниципальных выборов поступают на счет соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с п.1.3. Порядка открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательной комиссии, организующей выборы, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение муниципальных выборов, утвержденной Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 22 июня 2016 г. № 6/80-7, средства на подготовку и проведение муниципальных выборов поступают на счет избирательной комиссии, организующей выборы, открытый в подразделениях Банка России, расположенных на территории Калининградской области, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, - в подразделениях ПАО Сбербанка на балансовом счете №40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов» (далее счет №40206) в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В силу ст.11.1 Закона №67 ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
ФИО1 назначен на должность главы администрации МО «Неманского городского округа» на основании решения Совета депутатов Неманского городского округа от 20 апреля 2018 г. № и 23 апреля 2018 г. с ним заключен служебный контракт.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с заданием прокуратуры Калининградской области от 22 июня 2021 г. и.о. Неманского городского прокурора Ерминым В.А. вынесено решение № от 22 июля 2021 г. о проведении проверки администрации Неманского городского округа. Цель проверки установить соблюдение должностными лицами администрации Неманского городского округа требований законодательства о выборах. Срок проведения проверки с 22 июля 2021 г. по 21 августа 2021 г.
Проведенной проверкой установлено, что согласно п.4. ст.33 Устава Неманского городского округа, Совет депутатов Неманского городского округа принял решение от 25 января 2017 г. «Об обращении в Избирательную комиссию Калининградской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Неманский городской округ» на Неманскую территориальную избирательную комиссию».
Избирательная комиссия Калининградской области удовлетворила ходатайство Совета депутатов Неманского городского округа, приняв решение от 16 февраля 2017 г. №66/529- 7 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Неманский городской округ» на Неманскую территориальную избирательную комиссию».
22 июня 2021 г. Совет депутатов Неманского городского округа принял решение № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Неманского городского округа четвертого созыва», которое опубликовано в газете «Неманские вести» № от 25 июня 2021 г. Десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов истек 5 июля 2021 г.
29 июня 2021 г. председателем Неманской территориальной избирательной комиссией ФИО8 подписано заявление в <адрес> о присоединении на открытие счета избирательной комиссии муниципального образования (избирательной комиссии, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования) на балансовом счете № «Средства, выделенные из местных бюджетов в валюте Российской Федерации для учета средств, выделенных из местного бюджета/бюджета субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления/местного референдума».
На основании указанного заявления между Неманской территориальной избирательной комиссией и <адрес> отделением №<адрес> был заключен договор банковского счета № от 29 июня 2021 г. и открыт банковский счет №.
Неманская территориальная избирательная комиссия 30 июня 2021 (исх. №) направила заявку в администрацию Неманского городского округа на перечисление бюджетных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Неманского городского округа четвертого созыва, которая была получена администрацией 30 июня 2021 г. (вх. №), и в которой указано требование перечислить денежные средства в размере 1462270 руб. на номер расчетного счета № открытого в Калининградском отделении №<адрес> с указанием иных сопутствующих реквизитов.
Указанная сумма денежных средств предусмотрена в приложении № к решению Совета депутатов Неманского городского округа от 23 декабря 2020 г. № «О бюджете муниципального образования «Неманский городской округ» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в строке обеспечение проведения выборов и референдумов: № сумма 1462270 рублей.
Вместе с тем, несмотря на своевременное направление Неманской территориальной избирательной комиссией заявки на перечисление бюджетных средств и получение ее администрацией Неманского городского округа, в нарушение ч.1 ст.57 Федерального закона №67, ч.2 ст.45 Закона Калининградской области №231, п.1.3 Порядка № 6/80-7, согласно платежному поручению № денежные средства администрацией Неманского городского округа Неманской территориальной избирательной комиссии в размере <данные изъяты> руб. (платежное поручение № от 7 июля 2021 г.) на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления были перечислены только 7 июля 2021 г., не в полном объеме с нарушением десятидневного срока со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, который истек - 5 июля 2021 г.
Оставшиеся денежные средства в размере <данные изъяты> руб. перечислены только 23 июля 2021 г. (платежное поручение № в размере <данные изъяты> руб. – 29 июля 2021 г. (платежное поручение №); в размере 462270 руб. – 29 июля 2021 г. (платежное поручение № то есть после того, как Неманской городской прокуратурой инициирована проверка по соблюдению должностными лицами администрации Неманского городского округа требований законодательства о выборах.
28 июля 2021 г. и.о. Неманского городского прокурора Ерминым В.А. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 по ст.5.21 КоАП РФ. ФИО1 копию указанного постановления получил лично. В данном постановлении отражено, что требования ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции Российской Федерации ФИО1 разъяснены.
Следует отметить, что в соответствии с пунктами 9 и 12 Контракта глава администрации МО «Неманский городской округ» организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области; осуществляет контроль за деятельностью администрации, должностных лиц администрации в формах, установленных уставом муниципального образования, а также иными муниципальными правовыми актами.
Кроме того, глава администрации обязан организовать надлежащее исполнение администрацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами.
Также на него возложена обязанность по осуществлению контроля за деятельностью администрации, должностных лиц администрации в формах, установленных уставом муниципального образования, а также иными муниципальными правовыми актами; распоряжению средствами местного бюджета муниципального образования в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного, доводы должностного лица о том, что его вины в несвоевременном перечислении денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Неманского городского округа четвертого созыва не имеется, являются необоснованными, ведь именно на него, как главу администрации МО «Неманский городской округ» возложена обязанность по осуществлению контроля за деятельностью администрации и её должностными лицами, и именно он распоряжается средствами местного бюджета муниципального образования.
Денежные средства в обеспечение проведения выборов и референдумов предусмотрены в бюджете МО «Неманский городской округ» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в размере 1462270 рублей.
Вместе с тем, при рассмотрении заявки, поступившей из Неманской территориальной избирательной комиссии, на перечисление бюджетных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Неманского городского округа четвертого созыва, глава администрации Неманского городского округа наложил резолюцию, согласно которой данная заявка поступила на рассмотрение начальнику финансового отдела ФИО5
Указанная формулировка резолюции носит формальный и не конкретизированный характер, учитывая отсутствие указаний на исполнение заявки в установленные законом сроки. Следует отметить, что указанное выше законодательство не содержит положений, которые бы предусматривали отказ в предоставлении необходимых денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Неманского городского округа, ведь о проведение указанных выборов главе администрации Неманского городского округа было известно заблаговременно.
Таким образом, выводы мирового судьи судебного участка о виновности должностного лица – главы администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ – перечисление с нарушением установленных законом сроков органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, избирательным комиссиям, являются законными.
Следует отметить, что ч.4 ст.29.4 КоАП РФ предусматривает возврат протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, который составил протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления иных материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Однако, указанные в жалобе обстоятельства, не являлись основанием для возврата постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, так как были восполнены при рассмотрении дела мировым судьей.
Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.5.21 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного.
Жалоба подана в установленный законом срок, с учетом получения обжалуемого постановления 26 октября 2021 г. и праздничных дней в ноябре 2021 г. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности соблюден, в том числе и срок привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от 14 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении по ст.5.21 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу должностного лица без удовлетворения.
Судья Неманского городского суда
И.В.Шевченко