ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2021 от 26.01.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-51 /2021 РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Тверь 26 января 2021 года

Судья Заволжского районного суда города Твери Дёмина Н.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рассказовой С.Г., ее защитника Колосковой О.В., должностного лица, вынесшего постановление, начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Сенченок С.Ю., представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Жеребцовой О.А.,

рассмотрев жалобу Рассказовой С.Г. на постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Сенченок С.Ю. № 368-А от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-18» Рассказовой С.Г.,

установил:

Постановлением начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Сенченок С.Ю. № 368-А от 20.11.2020 директор ООО «УК ЖЭУ-18» Рассказова С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Как указано в постановлении, правонарушении совершено при следующих обстоятельствах:

ООО «УК ЖЭУ-18» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

30.09.2020 в 14 час. 03 мин. вблизи дома № 47 корп. 3 по Зеленому пр. г. Твери и прилегающей к нему территории выявлено нарушение подпункта 2 пункта 3.1 Правил благоустройства г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы 16.10.2014, территория в пятиметровой зоне захламлена коммунальными отходами, порубочными остатками деревьев, в стометровой зоне от указанного жилого дома иные контейнерные площадки отсутствуют. Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери, утвержденному приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 25.03.2019 № 34-ОД, твёрдые коммунальные отходы, образуемые от жилого многоквартирного дома № 47 корп. 3 по Зеленому пр. г. Твери, складируются на указанной контейнерной площадке. Вина должностного лица-директора ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 заключалась в непринятии всех зависящих от нее мер по соблюдению норм и правил при оказании ООО «УК ЖЭУ-18» услуг по управлению многоквартирным домом.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, просила признать незаконным и отменить постановление № 368-А от 20.11.2020. Ссылаясь на п.п. 1, 2, 6 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указала, что проверки субъектов малого и среднего предпринимательства не проводятся в период с 01.04.2020 по 31.12.2020, либо проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия. Привела положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 157.2 ЖК РФ, п.п. 148 (2), 148 (8)-148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, отметила, что собственниками многоквартирного дома заключен прямой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «ТСАХ», ООО «УК ЖЭУ-18» не является исполнителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для складирования отходов используется контейнерная площадка, расположенная на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, вне границ придомовой территории указанного многоквартирного дома. Обустройство контейнерной площадки в границах придомовых территорий вышеуказанного дома с соблюдением требований, установленных п. 8.2.5 СанПиН 2.1.22545-10, п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 к местам (площадкам) накоплений твердых коммунальных отходов не представляется возможным. Собственниками многоквартирного дома принято решение не обустраивать контейнерную площадку в границах придомовой территории многоквартирного дома и не содержать места (площадки), расположенные на землях городского запаса. Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их пользовании. Ссылаясь на ст. 1.6, 2.1, 1.5 КоАП РФ, отметила, что не доказано событие правонарушения. Просила признать незаконным и отменить постановление от 20.11.2020.

В судебном заседании директор ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 и ее защитник Колоскова О.В. полностью поддержали доводы жалобы.

Защитник Колоскова О.В. пояснила, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, приняли решение не обустраивать площадку сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в границах придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <...>, а также не содержать площадку для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, обустроенную на землях города за счет средств собственников и нанимателей многоквартирного дома, не устанавливать плату по данной строке расходов. Полагала, что у ООО «УК ЖЭУ-18» не имелось оснований для выполнения работ по содержанию контейнерной площадки, которая не находилась на придомовой территории многоквартирного дома. Указала, что отсутствие подписи должностного лица в протоколе об административном правонарушении, является существенным процессуальным нарушением.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО3 полагали, что постановление является законным и обоснованным, а жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Начальник отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3, кроме того, пояснил, что при рассмотрении дела им исследовались имеющиеся в деле доказательства: протокол об административном правонарушении от 02.11.2020, акт осмотра, сведения, размещенные на официальном сайте ГИС ЖКХ, выписка из ЕГРЮЛ, иные материалы дела. Подтвердил, что в материалах дела № 368-А/2020 на л.д. 38-39 имеется протокол об административном правонарушении № 368-А от 02.11.2020, который не подписан составившим его должностным лицом. На л.д. 45-46 имеется копия протокола об административном правонарушении, которая также не подписана составившим его должностным лицом. Насколько он помнит, на момент рассмотрения дела протокол содержал в себе подпись должностного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Пунктом. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области порядка сбора мусора, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, навалов мусора на расстоянии не более 5 метров вокруг урн, на контейнерной площадке или на расстоянии не более 5 метров вокруг емкостей, предназначенных для сбора отходов.

Правила благоустройства г. Твери (далее Правила), утверждённые решением Тверской городской Думы 16.10.2014 № 368 «Об утверждении правил благоустройства города Твери», действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1.2 Правил).

Согласно п. 3.1 Правил юридические лица и физические лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны, в том числе, содержать площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора незамедлительно после вывоза мусора; не допускать переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами; осуществлять вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не допускать образования несанкционированных свалок на закрепленной и прилегающей территориях.

В соответствии с п. 3.2 Правил сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах, на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов и в иные места хранения отходов.

В силу п. 3.6 Правил собственник (владелец) контейнерной площадки, контейнера; юридические лица, индивидуальные предприниматели, обслуживающие контейнерные площадки, контейнеры на основании соответствующего договора, обязаны обеспечивать своевременную уборку прилегающей территории, содержать в исправном состоянии контейнеры и мусоросборники, не допуская переполнения и загрязнения территории.

В соответствии с п. 3.13 Правил на территории города запрещается переполнение контейнеров (мусоросборников); размещение отходов и мусора, за исключением специально отведенных мест и контейнеров для сбора отходов, смет мусора, слив отработанных вод и жидких отходов на проезжую часть улиц, прилегающую территорию, в колодцы ливневой канализации; складирование крупногабаритных отходов на контейнерных площадках вне специально отведенных мест.

Согласно п. 6.148 Правил управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, обязаны обеспечить, в том числе, до 13.00 уборку придомовых территорий и в течение дня – поддержание чистоты; установку контейнеров для твердых коммунальных отходов, а в неканализированных зданиях – помимо этого и сборников для жидких бытовых отходов; вывоз твердых коммунальных и крупногабаритных отходов согласно утвержденному графику; содержание в чистоте и исправном состоянии контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, подъездов к ним.

Из материалов дела усматривается, что 30.09.2020 в период с 14 час. 03 мин. до 14 час. 11 мин. произведен осмотр территории по адресу: <...>, предметом осмотра являлась контейнерная площадка, расположенная рядом с домом 47 корп. 3 на Зеленом пр. г. Твери. В ходе осмотра выявлено, что в радиусе 5 метров от контейнерной площадки территория захламлена коммунальными отходами, порубочными остатками деревьев, в радиусе 100 метров от указанного многоквартирного дома иная площадка отсутствует (л.д. 23-24).

Согласно сведениям государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, осуществляет ООО «УК ЖЭУ-18»

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола № 368-А от 02.11.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30.1 ч.1 КоАП РФ (л.д. 59-60).

Постановлением от 20.11.2020 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Начальник отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 определил, что вина ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения подтверждена совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые являются достоверными, допустимыми и достаточными для разрешения дела по существу.

Между тем с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из системного толкования статей 26.2, 29.1 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, являются доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления названных процессуальных документов судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Порядок оформления протокола об административном правонарушении определен в ст. 28.5 КоАП РФ, согласно ч. 5 которой протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № 368-А от 02.11.2020, составленный в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», не подписан должностным лицом, его составившим – консультантом отдела «Административно-техническая инспекция» ФИО4 (л.д. 59-60). Копия протокола об административном правонарушении (л.д. 66-67) также не содержит подписи должностного лица.

В ходе рассмотрения дела обозревались оригиналы материалов дела об административном правонарушении № 368-А/2020, в том числе протокол об административном правонарушении от 02.11.2020, не содержащий подписи должностного лица, его составившего (л.д. 38-39), копия протокола об административном правонарушении (л.д. 45-46).

Из разъяснений п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Следовательно, названный протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления.

Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ данные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из смысла части 2 ст. 26.2, а также частей 2, 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, являющийся основополагающим доказательством, удостоверяющим факт совершения административного правонарушения.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, иные доказательства при условии признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим по делу доказательством, не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020, подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу директора ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-18» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья . Н.В. Дёмина

Дело № 12-51 /2021 РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Тверь 26 января 2021 года

Судья Заволжского районного суда города Твери Дёмина Н.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ее защитника Колосковой О.В., должностного лица, вынесшего постановление, начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3, представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-18» ФИО1,

установил:

Постановлением начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020 директор ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Как указано в постановлении, правонарушении совершено при следующих обстоятельствах:

ООО «УК ЖЭУ-18» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

30.09.2020 в 14 час. 03 мин. вблизи дома № 47 корп. 3 по Зеленому пр. г. Твери и прилегающей к нему территории выявлено нарушение подпункта 2 пункта 3.1 Правил благоустройства г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы 16.10.2014, территория в пятиметровой зоне захламлена коммунальными отходами, порубочными остатками деревьев, в стометровой зоне от указанного жилого дома иные контейнерные площадки отсутствуют. Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Твери, утвержденному приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 25.03.2019 № 34-ОД, твёрдые коммунальные отходы, образуемые от жилого многоквартирного дома № 47 корп. 3 по Зеленому пр. г. Твери, складируются на указанной контейнерной площадке. Вина должностного лица-директора ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 заключалась в непринятии всех зависящих от нее мер по соблюдению норм и правил при оказании ООО «УК ЖЭУ-18» услуг по управлению многоквартирным домом.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, просила признать незаконным и отменить постановление № 368-А от 20.11.2020. Ссылаясь на п.п. 1, 2, 6 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указала, что проверки субъектов малого и среднего предпринимательства не проводятся в период с 01.04.2020 по 31.12.2020, либо проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия. Привела положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 157.2 ЖК РФ, п.п. 148 (2), 148 (8)-148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, отметила, что собственниками многоквартирного дома заключен прямой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «ТСАХ», ООО «УК ЖЭУ-18» не является исполнителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для складирования отходов используется контейнерная площадка, расположенная на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, вне границ придомовой территории указанного многоквартирного дома. Обустройство контейнерной площадки в границах придомовых территорий вышеуказанного дома с соблюдением требований, установленных п. 8.2.5 СанПиН 2.1.22545-10, п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 к местам (площадкам) накоплений твердых коммунальных отходов не представляется возможным. Собственниками многоквартирного дома принято решение не обустраивать контейнерную площадку в границах придомовой территории многоквартирного дома и не содержать места (площадки), расположенные на землях городского запаса. Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их пользовании. Ссылаясь на ст. 1.6, 2.1, 1.5 КоАП РФ, отметила, что не доказано событие правонарушения. Просила признать незаконным и отменить постановление от 20.11.2020.

В судебном заседании директор ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 и ее защитник Колоскова О.В. полностью поддержали доводы жалобы.

Защитник Колоскова О.В. пояснила, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, приняли решение не обустраивать площадку сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в границах придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <...>, а также не содержать площадку для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, обустроенную на землях города за счет средств собственников и нанимателей многоквартирного дома, не устанавливать плату по данной строке расходов. Полагала, что у ООО «УК ЖЭУ-18» не имелось оснований для выполнения работ по содержанию контейнерной площадки, которая не находилась на придомовой территории многоквартирного дома. Указала, что отсутствие подписи должностного лица в протоколе об административном правонарушении, является существенным процессуальным нарушением.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО3 полагали, что постановление является законным и обоснованным, а жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Начальник отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3, кроме того, пояснил, что при рассмотрении дела им исследовались имеющиеся в деле доказательства: протокол об административном правонарушении от 02.11.2020, акт осмотра, сведения, размещенные на официальном сайте ГИС ЖКХ, выписка из ЕГРЮЛ, иные материалы дела. Подтвердил, что в материалах дела № 368-А/2020 на л.д. 38-39 имеется протокол об административном правонарушении № 368-А от 02.11.2020, который не подписан составившим его должностным лицом. На л.д. 45-46 имеется копия протокола об административном правонарушении, которая также не подписана составившим его должностным лицом. Насколько он помнит, на момент рассмотрения дела протокол содержал в себе подпись должностного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Пунктом. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области порядка сбора мусора, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, навалов мусора на расстоянии не более 5 метров вокруг урн, на контейнерной площадке или на расстоянии не более 5 метров вокруг емкостей, предназначенных для сбора отходов.

Правила благоустройства г. Твери (далее Правила), утверждённые решением Тверской городской Думы 16.10.2014 № 368 «Об утверждении правил благоустройства города Твери», действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1.2 Правил).

Согласно п. 3.1 Правил юридические лица и физические лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны, в том числе, содержать площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора незамедлительно после вывоза мусора; не допускать переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами; осуществлять вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не допускать образования несанкционированных свалок на закрепленной и прилегающей территориях.

В соответствии с п. 3.2 Правил сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах, на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов и в иные места хранения отходов.

В силу п. 3.6 Правил собственник (владелец) контейнерной площадки, контейнера; юридические лица, индивидуальные предприниматели, обслуживающие контейнерные площадки, контейнеры на основании соответствующего договора, обязаны обеспечивать своевременную уборку прилегающей территории, содержать в исправном состоянии контейнеры и мусоросборники, не допуская переполнения и загрязнения территории.

В соответствии с п. 3.13 Правил на территории города запрещается переполнение контейнеров (мусоросборников); размещение отходов и мусора, за исключением специально отведенных мест и контейнеров для сбора отходов, смет мусора, слив отработанных вод и жидких отходов на проезжую часть улиц, прилегающую территорию, в колодцы ливневой канализации; складирование крупногабаритных отходов на контейнерных площадках вне специально отведенных мест.

Согласно п. 6.148 Правил управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, обязаны обеспечить, в том числе, до 13.00 уборку придомовых территорий и в течение дня – поддержание чистоты; установку контейнеров для твердых коммунальных отходов, а в неканализированных зданиях – помимо этого и сборников для жидких бытовых отходов; вывоз твердых коммунальных и крупногабаритных отходов согласно утвержденному графику; содержание в чистоте и исправном состоянии контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, подъездов к ним.

Из материалов дела усматривается, что 30.09.2020 в период с 14 час. 03 мин. до 14 час. 11 мин. произведен осмотр территории по адресу: <...>, предметом осмотра являлась контейнерная площадка, расположенная рядом с домом 47 корп. 3 на Зеленом пр. г. Твери. В ходе осмотра выявлено, что в радиусе 5 метров от контейнерной площадки территория захламлена коммунальными отходами, порубочными остатками деревьев, в радиусе 100 метров от указанного многоквартирного дома иная площадка отсутствует (л.д. 23-24).

Согласно сведениям государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, осуществляет ООО «УК ЖЭУ-18»

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола № 368-А от 02.11.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30.1 ч.1 КоАП РФ (л.д. 59-60).

Постановлением от 20.11.2020 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Начальник отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 определил, что вина ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения подтверждена совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые являются достоверными, допустимыми и достаточными для разрешения дела по существу.

Между тем с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из системного толкования статей 26.2, 29.1 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, являются доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления названных процессуальных документов судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Порядок оформления протокола об административном правонарушении определен в ст. 28.5 КоАП РФ, согласно ч. 5 которой протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № 368-А от 02.11.2020, составленный в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», не подписан должностным лицом, его составившим – консультантом отдела «Административно-техническая инспекция» ФИО4 (л.д. 59-60). Копия протокола об административном правонарушении (л.д. 66-67) также не содержит подписи должностного лица.

В ходе рассмотрения дела обозревались оригиналы материалов дела об административном правонарушении № 368-А/2020, в том числе протокол об административном правонарушении от 02.11.2020, не содержащий подписи должностного лица, его составившего (л.д. 38-39), копия протокола об административном правонарушении (л.д. 45-46).

Из разъяснений п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Следовательно, названный протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления.

Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ данные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из смысла части 2 ст. 26.2, а также частей 2, 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, являющийся основополагающим доказательством, удостоверяющим факт совершения административного правонарушения.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, иные доказательства при условии признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим по делу доказательством, не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020, подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу директора ООО «УК ЖЭУ-18» ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника отдела «Административно-техническая инспекция» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 № 368-А от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-18» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья . Н.В. Дёмина

1версия для печатиДело № 12-51/2021 (12-564/2020;) (Решение)