Дело № 12 – 51/2021
27RS0010-01-2021-000220-60
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Солнечный 28 апреля 2021г.
Судья Солнечного районного суда Хабаровского края Вовченко Е.В.,
рассмотрев жалобу представителя акционерного общества «Оловянная рудная компания» (АО «ОРК») Н.А.В. на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в отношении юридического лица – АО «ОРК» (Юридическое лицо),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.02.2021 по делу № 08-010/2021х, АО «ОРК» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей спелы», сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении характеристик технологических процессов основных производств источников загрязнения окружающей среды.
Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в письме от 10.09.2019 № СР-04-03-31/24498. неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации: единое назначение и неразрывную физическую или технологическую связанность.
Также, согласно позиции ЦА Росприроднадзора объекты, расположенные на территории лицензионных участков, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым право пользования соответствующим участком недр предоставлено лицензией на пользование недрами.
Актуализировать сведения об объекте НВОС должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр.
АО «ОРК» не осуществило актуализацию сведений об объекта I категории НВОС «Рудник «Молодежный» на месторождении Фестивальное» (код объекта 08-0127-000266-П в части включения в сведения об объекты наличие очистных сооружений, предназначенных для очистки шахтных вод, поступающих от рудника «Молодежный».
В Управление ПАО «РУСОЛОВО» направило письмо 28.08.2020 (вх. № 8498) и заявку (вх. № 8519) о постановке на государственный учет объекта «Очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» с выпуском сточных вод в р. Холдоми. Согласно письму очистные сооружения ОАО «ОРК» передало ПАО «РУСОЛОВО» по договору аренды от 01.07.2020 № 05- 07/200РК.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ ПАР «РУСОЛОВО» ИНН <***>) является управляющей компанией АО «ОРК» (ИНН <***>).
Ранее заявку о постановке на госучет объекта «Очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод, попутно забираемых при эксплуатации рудника «Молодежный» Фестивального месторождения» представляло АО «ОРК» как самостоятельного объекта НВОС III категории. По результатам рассмотрения заявки. Управлением в адрес АО «ОРК» было направлено уведомление об отказе в постановке на учет указанного объекта и даны рекомендации об актуализации сведений об объекте I категории НВОС (код объекта 08-0127-000266-П) на территории которого располагаются очистные сооружения.
В настоящее время очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод, в отношении которых подана заявка о постановке на госучет объекта НВОС, не являются самостоятельным объектом НВОС, а предназначены для сбора и отчистки шахтных, ливневых сточных вод объекта «Рудник «Молодежный» месторождения «Фестивальное» (код объекта 08-0127-000266-П, I категория). Деятельность на месторождении «Фестивальное» осуществляет АО «ОРК», которому согласно информации в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий, выдана лицензия на пользование недрами ХАВ 15236 ТЭ.
Кроме того, приказом Амурского бассейнового водного управления от 02.07.2020 № 83 АО «ОРК» утверждены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект река Холдоми на руднике «Молодежный» АО «ОРК» как объекту I категории НВОС (координаты выпуска - река Холдоми бассейна реки Амур. 50°4Г17,41" с.ш. 136°29" 16,03" в.д.). Согласно материалам проекта НДС для очистки шахтных вод используются очистные сооружения рудника «Молодежный», введенные в эксплуатацию в 1986 году.
Указанные в проекте НДС координаты выпуска соответствуют координатам выпуска сточных вод (категория - шахтные воды) в Заявке. Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 26.02.2020 № 27-20.03.09.002-Р-РСБХ-С-2020- 02323/00 также выдано Министерством природных ресурсов Хабаровского края АО «ОРК» с целью: сброс сточных вод в р. Холдоми.
Однако при подаче заявки о постановке на госучст объекта «рудник «Молодежный» на месторождении Фестивальное» в 2016 году сведения о наличии очистных сооружений и выпуска сточных вод в составе указанного объекта НВОС АО «ОРК» заявлены не были.
Согласно сведениям из Заявки о постановке на государственный учет объекта «очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» фактическая масса сбросов загрязняющих веществ 438,58070 тонн/год, из них: масса сброса сульфат-аниона - 108.9 тонн/год, хлорид-аниона 326,7 т/<адрес> этом в Заявке декларируется отнесение объекта к III категории, как оказывающего незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, в целях обеспечения всесторонней, объективной и обоснованной проектными решениями оценки характера и объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр, идентификацию, постановку на государственный учет, актуализацию сведений, а также снятие с государственного учета объектов НВОС следует производить пользователю недр.
В адрес юридического лица АО «ОРК» было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 08-101/2020Х от 02.11.2020 в срок один месяц с момента получения предостережения. Предостережение выслано заказной корреспонденцией с уведомлением 05 ноября 2020 года по адресу: с Хабаровский край, <...> А, оф. 1, 682707.
В соответствии с уведомлением о вручении почтового отправления № 80080554739768. предостережение получено юридическим лицом 09.11.2020.
На момент составления постановления АО «ОРК» не направило в адрес Управления уведомление об исполнении предостережения, тем самым АО «ОРК» не приняло меры по обеспечению соблюдения обязательных требований п.п. 1, 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды», не актуализировало сведения об объекте I категории НВОС (код объекта 08-0127-000266-ГТ).
Данные обстоятельства указывают на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ (Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений), в действиях (бездействии) АО «ОРК».
Пользование водным объектом р. Силинка в Солнечном районе Хабаровского края, в части сброса загрязненной воды с территории обогатительной фабрики без правоустанавливающих документов, а именно без Решения о предоставлении водного объекта в пользование. Основанием для привлечения к административной ответственности стало то, что по состоянию на 10.12.2020 Юридическое лицо не актуализировало сведения об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица Н.А.В. принес на него жалобу, в которой указывает, что в Постановлении в качестве обоснования для привлечения АО «ОРК» к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений», выразившегося в невыполнении обязанности по актуализации сведений об объекте I категории НВОС (код объекта 08-0127-000266-П, «рудник «Молодежный») Инспектор указал только статью 1 Федерального закона от 10.02.202 года № 7-ФЗ (Об охране окружающей среды» (далее - «ФЗ № 7»), в которой раскрываются только «основные понятия» в том числе об объектах НВОС, а также разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - «Росприроднадзор») от 10.09.2019 года № СР-04-03-31/24498. Т.е. статьей 1 ФЗ № 7 и разъяснениями Росприроднадзора от 10.09.2019 года № СР-04-03-31/24498 руководствовался Инспектор для определения объекта НВОС «очистные сооружения» и объекта НВОС «рудник Молодежный» как единого объекта НВОС.
Инспектор указал критерии, которые, по его мнению, а также мнению Росприроднадзора, являются признаками единого объекта НВОС. Такими признаками Инспектор назвал два (достаточно одного из них или обоих): единое назначение и неразрывная физическая или технологическая связанность.
Общество считает, что Административный орган недостаточно исследовал предоставленные Обществом доказательства того, что объекты НВОС «очистные сооружения» и «рудник Молодежный» являются самостоятельными объектами НВОС. Управление считает, что в настоящее время «очистные сооружения» предназначены для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод исключительно с объекта НВОС «рудник Молодежный» месторождения «Фестивальное».
Фактически, у указанных выше объектов НВОС («очистные сооружения», рудник «Молодежный») разное назначение даже по виду деятельности, а именно:
- рудник «Молодежный» осуществляет деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - код по ОКВЭД 07.29.6 «Добыча и обогащение оловянной руды»;
- «очистные сооружения» осуществляют по виду экономической деятельности - код по ОКВЭД 37.00. Эта группа включает в себя:
- сбор и транспортировку бытовых или промышленных сточных вод от одного или нескольких пользователей, а также дождевой воды посредством сетей водоотведения, коллекторов, резервуаров и прочих средств (средств для транспортировки сточных вод и т.п.);
- очистку сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воды из плавательных бассейнов и т.д.) посредством физических, химических и биологических процессов, таких как растворение, экранирование, фильтрование, отстаивание и т.д.;
Данный вид деятельности внесен в Единый государственный реестр юридических лиц, как дополнительный вид деятельности, осуществляемой ПАО «Русолово», что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ (прилагается к настоящим возражениям).
Также следует отметить, что при актуализации сведений о другом объекте, оказывающем НВОС «База обеспечивающей инфраструктуры акционерного общества «Оловянная рудная компания» (далее АО «ОРК») (код объекта НВОС 08-0127-000267-П) было получено уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте, оказывающем НВОС от 14.12.2020 № 11-19/11721 (прилагается к настоящим возражениям). Управлением в уведомлении об отказе от 14.12.2020 № 11-19/11721 в качестве основания отказа было отмечено, что в направленных сведениях указан код вида экономической деятельности, осуществляемой на объекте НВОС 07.29.6, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности означает «Добыча и обогащение оловянной руды». Кроме того, наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги на объекте НВОС, указано: «Концентраты оловянные с массовой долей олова не менее 60%», что не соответствует фактической деятельности - обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Аналогично указанному выше, «очистные сооружения», фактическая деятельность которых предназначена для сбора и очистки промышленных сточных вод также по виду экономической деятельности не могут относится к экономической деятельности, осуществляемой на объекте НВОС рудник «Молодежный» - 07.29.6 «Добыча и обогащение оловянной руды». Очистные сооружения не производят продукцию, реализуемый товар: «Концентраты оловянные с массовой долей олова не менее 60%».
Помимо этого, при возобновлении работ на руднике «Перевальный» (лицензия на пользование недрами ХАБ 15235 ТЭ) «очистные сооружения» могут быть и будут задействованы для сбора и очистки промышленных сточных вод с рудника «Перевальный». Также Общество вправе взять иной участок недр/горный отвод (шахту, рудник) для пользования недрами с целью добычи какой-либо руды), который будет связан трубопроводом с «очистными сооружениями», на которых производится очистка промышленных сточных вод. В этом случае «очистные сооружения» необходимо будет ставить на учет сразу в совокупности с двумя объектами НВОС или тремя объектами первой категории («рудник Молодежный», «рудник «Перевальный»), Следовательно, объект НВОС «очистные сооружения», как и объект НВОС «рудник Молодежный» могут функционировать отдельно друг от друга, что говорит об отсутствии неразрывной технологической связи между ними.
Обоснованием привлечения именно АО «ОРК» к административной ответственности является позиция, изложенная в разъяснениях Росприроднадзора от 10.09.2019 года № СР-04-03-31/24498, согласно которой актуализировать сведения об объектах НВОС, расположенных на территории лицензионных участков, должны юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр, которым право пользования недрами предоставлено лицензией на пользование недрами. Однако, Административным органом не устанавливалось фактическое местонахождение «очистных сооружений» на предмет подтверждения нахождения объекта НВОС «очистные сооружения» на территории лицензионного участка АО «ОРК». «Очистные сооружения» находятся за пределами лицензионного участка «рудника Молодежный», что подтверждается прилагаемой схемой.
Более того, АО «ОРК» (арендодатель) и ПАО «Русолово» (арендатор) заключили договор аренды объекта НВОС «очистные сооружения» на основании того, что указанный объект зарегистрирован как отдельный объект недвижимости. Это обстоятельство позволило обратиться с соответствующей заявкой о постановке на учет объекта НВОС «очистные сооружения» ПАО «Русолово», а не АО «ОРК» (ранее направлялось несколько заявок от АО «ОРК», которые были отклонены Управлением), но и в этом случае был получен отказ в постановке на учет «очистных сооружений» как отдельного объекта НВОС.
При подаче заявки о постановке на государственный учет объекта рудник «Молодежный» на месторождении Фестивальное в 2016 году у Общества не было технической возможности поставить очистные сооружения на учет объектов НВОС. Постановка осуществлялась через модуль природопользователя и, поскольку на тот момент не был оформлен и утвержден норматив допустимого сброса, программа не давала возможности создать объект НВОС с выпуском сточных вод. В связи с чем на учет как объект НВОС был поставлен только рудник «Молодежный» в соответствии с критериями Постановления № 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", который не включал в себя объект «Очистные сооружения».
В качестве документа, подтверждающего вину АО «ОРК» во вменяемом Обществу административном правонарушении, указано «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 № 08-101/2020Х», которое по данным, изложенным Инспектором в Постановлении, было направлено в адрес АО «ОРК» почтой (почтовый идентификатор № 80080554739768) и получено Обществом 09.11.2020 года.
На момент вынесения Постановления в Солнечном мировом суде (судебный участок № 62) рассматривалось дело № 5-42/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление Административному органу сведений об исполнении указанного выше предостережения. На первом заседании представитель АО «ОРК» предъявил доказательства ненаправления в адрес Общества письма содержащего требования, за неисполнение которого Общество привлекалось к ответственности. Мировой судья судебного участка № 62 судебного района «Солнечный район Хабаровского края» на основании предоставленных доказательств отсутствия вины в действиях АО «ОРК» отложила рассмотрение дела для запроса дополнительных доказательств направления и получения Обществом предостережения от 02.11.2020 № 08-101/2020Х. В результате по данному делу мировым судьей прекращено производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Общество полагает, что на момент составления обжалуемого Постановления Инспектор с большой вероятностью знал о том, что предостережение от 02.11.2020 № 08-101/2020Х АО «ОРК» не получало по причине того, что Административным органом оно не направлялось в адрес АО «ОРК». Следовательно, Инспектор необоснованно применил в качестве документа, подтверждающего вину АО «ОРК» во вменяемом Постановлением Обществу административном правонарушении (по ст. 8.46 КоАП РФ), указано «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 № 08-101/2020Х».
В настоящее время в Арбитражном суде Хабаровского края рассматривается дело № А73-19761/2020 по иску ПАО «Русолово» об обжаловании отказа в постановке на учет объекта, оказывающего НВОС «очистные сооружения».
В судебное заседание, уведомленный надлежащим образом государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 не явился, об отложении не ходатайствовал, представил письменный отзыв, согласно которому согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ПАО «РУСОЛОВО» (ИНН <***>) является управляющей компанией АО «Оловянная рудная компания» (ИНН <***>) (сокращенное название - АО «ОРК»).
ПАО «РУСОЛОВО» направило в Управление письмо (исх. от 22.07.2020 № 211, вх. Управления от 28.07.2020 № 8498) и заявку о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия «Очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» [далее - объект НВОС) от 28.07.2020 (вх. Управления от 29.07.2020 № 8519).
Согласно вышеуказанному письму очистные сооружения были переданы АО «Оловянная рудная компания» управляющей компании ПАО «Русолово» по договору аренды от 01.07.2020 № 05-07/20ОРК.
В ответ на указанное заявление Управлением было направлено в адрес ПАО «Русолово» уведомление об отказе в постановке объекта НВОС «Очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» на государственный учет (исх. Управления от 03.08.2020 № 11-19/7556) по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в письме от 10.09.2019 № СР-04-03-31/24458, неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НЕОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации:
- единое назначение;
- неразрывная физическая или технологическая связанность.
Очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод, в отношении которых подана заявка о постановке на государственный учет объекта НВОС, не являются самостоятельным сооружением, а предназначены для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод объекта «Рудника «Молодежный» месторождения «Фестивальное» (код объекта 08-0127-ОС0266-П, I категория) и связаны с рудником «Молодежный» трубопроводом, но которому сточные воды поступают от рудника «Молодежный» на очистные сооружения и далее в р.Холдоми. Деятельность на руднике «Молодежный месторождения «Фестивальное» осуществляет ОАО «ОРК», которому согласно информации в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий, выдана лицензия на пользование недрами ХАБ : 15236 ТЭ.
Приказом Амурского бассейнового водного управления от 02.07.2020 № 83 АО «ОРК» утверждены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект река Холдоми на руднике «Молодежный» как объекту I категории НВОС (координаты выпуска - река Холдоми бассейна реки Амур, 50°41"17,41"" с.ш., 136°29"16,03"" в.д.)- Согласно материалам очистные сооружения рудника, «Молодежный» введены в эксплуатацию в 1986 году.
Указанные в проекте НДС координаты выпуска сточных вод соответствуют координатам выпуска сточных вод (категория - шахтные воды) в Заявке ПАО «РУСОЛОВЛО». Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 26.02.2020 № 27-20.03.09.002-Р-РСБХ-С-2020-02323/00 также выдано Министерством природных ресурсов Хабаровского края АО «ОРК» с целью сброса сточных вод в р.Холдоми. Решение о предоставлении водного объекта р.Холдоми в пользование у ПАО «Русолово» отсутствует согласно заявке от 28.07.2020.
При подаче заявки о постановке на госучет объекта «рудник «Молодежный» на месторождении Фестивальное» в 2016 году сведения о наличии очистных сооружений и выпуска сточных вод в составе указанного объекта НВОС заявлены не были.
Заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС «Очистные сооруженья для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод, попутно забираемых при эксплуатации рудника «Молодежный» Фестивального месторождения» были направлены в 2020 году АО «ОРК» как самостоятельного объекта, относящегося к III категории.
Согласно сведениям из Заявки ПАО «Русолово» о постановке на государственный учет объекта «очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» фактическая масса сбросов загрязняющих веществ 438,58070 тонн/год, из них: масса сброса сульфат-аниона - 108,9 тонн/год, хлорид-аниона 326,1 т/г. При этом в Заявке декларируется отнесение объекта к III категории, как оказывающего незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты 1 категории - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
- объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
- объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
- объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
При установлении критериев на основании которых осуществляется отнесение объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности и прочее.
Приамурским межрегиональным управлением было отказано АО «ОРК» в постановке объекта НВОС в качестве самостоятельного объекта НВОС III категории в соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ и даны рекомендации об актуализации сведений об объекте I категории НВОС (код объекта 08-0127-00*0266-11), на территории которого располагаются очистные сооружения (письмо от 11.06.2020 №11-19/5289). До настоящего времени АО «ОРК» не осуществило актуализацию сведений об объекте 1 категории НВОС «Рудник "Молодежный" на месторождении Фестивальный» (код объекта 08-0127-000266-П) в части включения в сведений ОБ ОБЪЕКТЕ предназначенного для очистки шахтных вод поступающих от рудника «Молодежный».
После получения отказа управления в постановке на государственный учет объекта НВОС АО «ОРК» была организована передача объекта в аренду ПАО «Русолово», которая является управляющей компанией АВО «ОРК».
В настоящее время очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых, сточных вод, в отношении которых подана заявка о постановке на госучет не является самостоятельным объектом НВОС, а предназначен для сбора и очистки вод с рудника «Молодежный» месторождения «Фестивальное» Деятельность на месторождении «Фестивальное» осуществляет АО «ОРК».
Кроме того, приказом Амурского бассейнового водного управления от 02.07.2020 № 83 АО «ОРК» утверждены нормативы допустимого сброса загрязненных вод, а для их очистки используются мощности указанных очистных сооружений, введенных в эксплуатацию в 1986 году.
Однако при подаче заявки о постановке на госучет объекта «рудник «Молодежный» на месторождении « Фестивальное» в 2016 году сведения о наличии очистных сооружений в составе указанного объекта указаны не были.
В судебном заседании представитель юридического лица Р. доводы жалобы поддержала.
Свидетель А. пояснила, что объект очистные сооружения введен в эксплуатацию в 1986 году. Объект принадлежит на праве собственности АО «ОРК», которое передало его ПАО «РУСОЛОВО» по договору аренды от 01.07.2020 № 05- 07/200РК, что исключает привлечение собственника к административной ответственности. Кроме того, Очистные сооружения являются самостоятельным объектом НВОС 3 категории, поскольку самостоятельно вредные вещества не производит. То, что в настоящее время очистные сооружения очищают воды идущие с рудника «Молодежный» не делают данный объект единым целым с рудником, поскольку, во первых, воды с рудника возможно очищать или утилизировать иным, помимо конкретных очистных сооружений путем. А во вторых, очистные сооружения являются самостоятельным объектом права, поскольку рудник введен в эксплуатацию в 1963 году, а очистные в 1986. Признание очистных сооружений и рудника единым целым, нарушает право собственника распоряжаться своим имуществом.
Документы об очистных сооружений как объекте НВОС были переданы в соответствующий государственный орган для регистрации не ранее мая 2020 года.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы судья приходит к следующему.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, по состоянию 2016 год - май 2020 года АО «ОРК» на праве собственности принадлежал объект «очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод».
В соответствии со ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как следует из пояснений свидетеля ФИО2 и подтверждено материалами дела, до мая 2020 года заявка о постановке на учет очистных сооружений как объекта НВОС не производилась вовсе, ни как самостоятельного объекта, никак части рудника, ходя в силу указанной выше нормы закона должна быть подана ранее. По той же причине доводы о сдаче объекта в аренду не являются обстоятельством исключающим административную ответственность.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ составляет 1 год (с мая 2020года), то есть независимо от того, какой категории опасности являются очистные сооружения, в действиях АО «ОРК» имеется состав правонарушения предусмотренного приведенной статьей. При этом судья не предрешает вопроса к какой категории опасности относится объект НВОС «очистные сооружения для сбора и очистки шахтных, ливневых сточных вод» и является ли он самостоятельным объектом либо частью иного объекта, о чем в настоящее время идет судебное разбирательство в ином порядке.
Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи, нарушений влекущих отмену обжалуемого постановления не выявлено.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу представителя акционерного общества «Оловянная рудная компания» (АО «ОРК») Н.А.В. – оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.02.2021 по делу № 08-010/2021х, в отношении АО «ОРК» о признании виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.46 КоАП – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано лицами, имеющими на это полномочия в соответствии с частью 5 ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня получения копии решения путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд.
Судья Е.В. Вовченко