ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2022 от 09.03.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 12-51/2022

68RS0001-01-2022-000134-77

РЕШЕНИЕ

09 марта 2022 года г. Тамбов

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О. А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Тамбовская индейка» на постановление и. о. заместителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Рязанской и Тамбовской областям Мордовина В. В. № 54-21/ЗН от 08.12.2021 года, которым ООО «Тамбовская индейка» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и. о. заместителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Рязанской и Тамбовской областям Мордовина В. В. № 54-21/ЗН от 08.12.2021 года ООО «Тамбовская индейка» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей,

Представитель ООО «Тамбовская индейка» обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление изменить в части назначенного наказания, полагая, что имеются основания для применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения суммы назначенного штрафа.

При рассмотрении жалобы общество просит суд учесть следующее: сам факт привлечения лица к административной ответственности уже носит предупредительный характер, а охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита, не выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством в области земельного законодательства и охраны окружающей среды, допущено обществом не в результате пренебрежительного отношения, а ввиду объективных причин, в том числе, введение в оборот земельного участка было отложено в 2020г. в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, невозможностью привлечения работников, работавших весь 2020г. и начало 2021г. дистанционно. С учетом финансового положения общества в настоящий момент взыскание суммы штрафа в размере 550 000 руб. существенно затруднит производственную деятельность. Совокупность таких факторов как низкая цена реализации и высокая себестоимость производства продукции привели к тому, что предприятие сгенерировало чистый убыток в размере 414 376 руб., что подтверждается данными бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2021г., (строка № 2400 «Чистая прибыль (убыток)» в Отчете о финансовых результатах за январь-сентябрь 2021г.). Кроме того, в соответствии с Бухгалтерским балансом на 30 сентября 2021г. у общества имеется непогашенная кредиторская задолженность в виде долгосрочных обязательств на сумму 4951908 руб. и краткосрочных обязательств в размере 3506926 руб. (строки 1400 и 1500). Осуществление обществом сельскохозяйственной деятельности в условиях непростой экономической ситуации, угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, и международных санкций, поддержание статуса сельхозтоваропроизводителя, реализующего импортозамещение продукции, создает дополнительную экономическую нагрузку на предприятие, требует постоянных финансовых вложений для увеличения объемов производства с одновременным повышением конкурентоспособности и качества продукции, но и не освобождает общество от социальной ответственности и исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В судебное заседание представитель ООО «Тамбовская индейка» надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Рязанской и Тамбовской областям Иванов И. А. возражал против изменения оспариваемого постановления.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (ч. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ч. 1 ст. 79 ЗК РФ).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ)).

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействием хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г.№101-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

ГОСТ Р 59055-2020 «Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения» установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, а именно:

- пастбище - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных;

пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары;

сенокос - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под кошение травы с целью заготовки сена для корма скоту.

ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения» утверждено, что обработкой почвы является воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.

Этим же ГОСТ установлено, что сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции.ГОСТ 21507-2013 «Защита растений. Термины и определения» тоже установлено, что сорное растение - нежелательное для человека растение, обитающее на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.

Распространение сорных растений негативно сказывается и на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы. Обладая громадной способностью размножения, сорные растения быстро распространяются на больших площадях, уменьшая запасы питательных веществ и влаги в почве, тем самым ухудшая плодородие почвы к производству сельскохозяйственных культур.

Также сорные растения являются рассадниками болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, причиной возникновения травяных палов, наносящих урон окружающей среде, и приводящих к деградации почвы и уничтожению фауны.

Кроме того, палы могут привести к масштабным пожарам в лесах и населенных пунктах, чем причинить вред жизни, здоровью граждан и животным.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства РФ в сфере земельных отношений обязанность не допускать порчу и уничтожение земель и почв, обязанность по проведению соответствующих мероприятий по не допущению их зарастания сорной растительностью, возложена на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов сельскохозяйственных земель.

В период времени с 04 октября по 08 ноября 2021 года по результатам проведенной внеплановой документарной проверки на основании решения Управления от 13.09.2021 г. № 340/ВПТ в отношении юридического лица - ООО «Тамбовская индейка» установлен факт несоблюдения требований земельного законодательства РФ, а именно: 11.08.2021г. 17.08.2021г. при проведении выездных обследований объектов земельных отношений на основании заданий: от 10.08.2021 г. № 72, 11.08.2021 г. № 73, утвержденных руководителем Управления О.В. Наумовым, государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО5, исходя из актов выездных обследований, выявлено:

- акт выездного обследования от 11.08.2021 г. № 72: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 68:12:2101002:21 обшей площадью 121,19 га, расположенном на территории Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, принадлежащего на праве собственности ООО «Тамбовская индейка», допущено нарушение земельного законодательства РФ в виде зарастания дикорастущей сорной травянистой (пырей ползучий, полынь и осот полевые, тысячелистник обыкновенный и другие высотой от 0,3 м до 1 м) и древесно-кустарниковой (тополь, ива и другие высотой от 1 м до 5 м) растительностью, состоящей из свежего травостоя, сухостоя и подушки сухостоя предыдущих вегетационных периодов, на всей его площади, на которой обработка почвы по возделыванию сельскохозяйственных культур не ведется, сенокошение и выпас скота не производятся, рельеф местности ровный и не заболочен, то есть удобный для сельскохозяйственного производства, что подтверждается фототаблицей. Географические координаты: N 53.255333 Е 40.437182, N 53.251910 Е 40.443476;

- акт выездного обследования от 17.08.2021 г. № 73: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 68:12:2101004:10 общей площадью 66 га, расположенном на территории Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, принадлежащего на праве собственности ООО «Тамбовская индейка», допущено нарушение земельного законодательства РФ в виде зарастания дикорастущей сорной травянистой (пырей ползучий, полынь и осот полевые, тысячелистник обыкновенный и другие высотой от 0,3 м до 1 м) и древесно-кустарниковой (тополь, ива и другие высотой от 1 м до 5 м) растительностью, состоящей из свежего травостоя, сухостоя и подушки сухостоя предыдущих вегетационных периодов, на всей его площади, на которой обработка почвы по возделыванию сельскохозяйственных культур не ведется, сенокошение и выпас скота не производятся, рельеф местности ровный и не заболочен, то есть удобный для сельскохозяйственного производства, что подтверждается фототаблицей. Географические координаты: N 53.244584 Е 40.427673, N 53.241333 Е 40.431491.

Вина ООО «Тамбовская индейка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ подтверждается исследованными материалами дела и не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного обществу наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РР при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Оценивая назначенное наказание прихожу к выводу о чрезмерности избранной в отношении заявителя меры ответственности, имеются основания для применения положений ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «Тамбовская индейка», и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, до 200 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление и. о. заместителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Рязанской и Тамбовской областям Мордовина В. В. № 54-21/ЗН от 08.12.2021 года, которым ООО «Тамбовская индейка» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ изменить в части назначенного размера административного штрафа: назначить ООО «Тамбовская индейка» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В остальной части постановление и. о. заместителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Рязанской и Тамбовской областям Мордовина В. В. № 54-21/ЗН от 08.12.2021 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья Заболотникова О.А.