ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2022 от 18.03.2022 Сызранского городского суда (Самарская область)

Дело № 12-51/2022

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2022 года г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Заварихина Я.С., с участием представителя юридического лица АО «СНПЗ» по доверенности ФИО1, рассмотрев жалобу АО «СНПЗ»на постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, в отношении юридического лица – АО «СНПЗ»

У с т а н о в и л:

Постановлением № ***-пл по делу об административном правонарушении, 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, юридическое лицо - АО «СНПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Юридическое лицо АО «СНПЗ» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, указывая на то, что заявка о постановке АО «СНПЗ» как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, заполнена в соответствие с формой заявки, утверждённой приказом Минприроды России от ***№ ***, направлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области *** за № ***. По итогам рассмотрения заявки АО «СНПЗ» выдано свидетельство от ***№ *** о постановке на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта АО «СНПЗ» с типом объекта - площадной, присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ***П и I-й категории негативного воздействия на окружающую среду. *** Обществом направлена заявка об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду за № *** в связи с изменением характеристик источников загрязнения и получением новой разрешительной документации. В связи с изменением характеристик источников загрязнения и получением новой разрешительной документации, учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду актуализированы, АО «СНПЗ» выдано свидетельство № DB3MAN6E от ***. В вышеуказанных заявках имеется нумерация источников, достоверная информация о характеристике источников, координатах имеются в проекте ПДВ, Росприроднадзор располагает указанными сведениями. Замечания от Росприроднадзора о несоответствии заявок установленной приказом Минприроды России от ***№ *** форме в адрес Общества не направлялись, проверка, проведенная в ноябре-декабре 2019 года данных нарушений, также не усмотрела. Таким образом, заявки не содержат недостоверную искаженную информацию, юридическое лицо не нарушило нормы ч.1 статьи 69.2 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от ***№ *** «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет». Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду от ***, на которое ссылается должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления, отсутствует как юридический факт и не может являться объективной стороной правонарушения. Указанное свидетельство не указано в качестве приложения ни к протоколу, ни к постановлению о назначении административного наказания. Кроме того, в акте проверки № ***-ПЛ от *** в списке приложений, подтверждающих вину АО «СНПЗ», в нарушении законодательства, также не указано данное свидетельство от ***, то есть данное доказательство не отвечает критериям, предъявляемым к доказательствам, установленным в ст. 26.2 КоАП РФ. Крайняя заявка на актуализацию учетных сведений была подана в Росприроднадзор ***, а свидетельство № DB3MAN6E выдано ***, следовательно, срок давности, который составляет 1 год, истек ***.

Представитель юридического лица АО «СНПЗ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявку суд не уведомил, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела без участия представителя.

В судебном заседании, проведенном 04.02.2022 представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям по доверенности ****** пояснила, что при вынесении постановления № ***-пл по делу об административном правонарушении, 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, которым юридическое лицо - АО «СНПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, допущена техническая ошибка в части указания даты свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду.

Суд, изучив материалы дела, заслушав участвующих лиц, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении наряду с иными сведениями должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; мотивированное решение по делу.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу статьи 4.2 Закона об окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Пунктом 1 статьи 69.2 Закона об окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об окружающей среды).

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр, утверждена Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 N 554.

Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, в период с 08.06.2021 по 06.07.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «СНПЗ» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в соответствии с приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от ***№ ***-КНД о проведении плановой выездной проверки.

По результатам проверки и изучения представленной в ходе проверки документации, составлен акт проверки АО «СНПЗ» от ***№ ***-пл, согласно которому АО «СНПЗ» эксплуатирует объект HBOC № ***П, I категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), промплощадка по адресу: *****. АО «СНПЗ» осуществляет деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Заявка о постановке на учет, как объект HBOC содержит недостоверную/искаженную информацию, а именно согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду ***, объект АО «СНПЗ» № ***П является площадным. Вместе с тем, в системе ПТО УНВОС отдельные источники негативного воздействия на окружающую среду расположены за границами объекта HBOC: Цех № ***. Площадка дробления бетона; Цех № ***: Резервуары для хранения СМТ; Цех № ***: Нефтеловушечное хозяйство; Цех № ***: Буферный пруд № ***. Кроме того, в сведениях об источниках выбросов загрязняющих веществ и атмосферный воздух отсутствует информация о порядковых номерах выбросов (в нарушение требований Приказа Минприроды № ***. Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 69.2 ФИО2 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от ***№ *** «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», заявка о постановке АО «СНПЗ» на учет как объект HBOС содержит недостоверную/искаженную информацию: отсутствует нумерация источников; отсутствие и некорректное указание характеристик источников выбросов; некорректно указаны координаты (объект расположен в программе ПТО HBOC за периметром объекта).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица АО «СНПЗ» должностным лицом государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом-экспертом отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Самарской области ****** протокола № ***-ПЛ от 10.08.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения вышеуказанного протокола и материалов дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, 16.08.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ****** вынесено постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «СНПЗ», которое подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 11.10.2021 в указанное постановление старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ****** внесены изменения в части даты свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 22.10.2021 постановление и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ****** вынесено постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «СНПЗ» отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям.

29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ****** вынесено постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «СНПЗ», которое подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Вместе с тем судом установлено, что заявка о постановке АО «СНПЗ» как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, заполнена в соответствие с формой заявки, утверждённой приказом Минприроды России от ***№ ***, направлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области *** за № ***. По итогам рассмотрения заявки АО «СНПЗ» выдано свидетельство от ***№ *** о постановке на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта АО «СНПЗ» с типом объекта - площадной, присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ***П и I-й категории негативного воздействия на окружающую среду.

04.02.2019 АО «СНПЗ» направлена заявка об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду за № *** в связи с изменением характеристик источников загрязнения и получением новой разрешительной документации. В связи с изменением характеристик источников загрязнения и получением новой разрешительной документации, учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду актуализированы, АО «СНПЗ» выдано свидетельство № *** от 19.02.2019.

Ссылка в постановлении № ***-пл от 29.12.2021, а равно в протоколе № ***-ПЛ от 10.08.2021 и акте проверке № ***-пл от 06.07.2021 на свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду от 11.10.2020 свидетельствует о явной технической ошибке, поскольку после 19.02.2019 АО «СНПЗ» с заявкой об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области не обращалось. Кроме того указанный факт подтверждается и определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 11.10.2021, которым должностным лицом в постановление № ***-пл от 16.08.2021 внесено изменение, в части даты свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, которую следует читать как 19.02.2019.

Вместе с тем, при рассмотрении административного дела должностным лицо не были учтены положения статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год. Вмененное правонарушение в виде искажения экологической информации (предоставление недостоверной, искаженной информации) при постановке на учет объект НВОС, длящимся не является, поскольку не образуется из длительного непрекращающегося невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанности, а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела должностным органом истек (как на момент постановки на учет объект НВОС, так и на момент внесения актуализированных сведений).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были нарушены, поскольку настоящее дело об административном правонарушении было рассмотрено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного положениями ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом этого, постановление № ***-пл, вынесенное 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, в отношении юридического лица АО «СНПЗ» подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р е ш и л:

Жалобу представителя юридического лица Акционерного общества «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» - удовлетворить частично.

Постановление № ***-пл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного 29.12.2021 старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ******, в отношении юридического лица – АО "СНПЗ" - отменить, а производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии через Сызранский городской суд.

Судья: Заварихина Я.С.