ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2022 от 21.03.2022 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

двоело № 12-51/2022

УИД 03RS0017-01-2021-020318-38

РЕШЕНИЕ

21 марта 2022 года г. Стерлитамак

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Кузнецова Эльвира Равилевна (адрес суда: Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Вокзальная, 1, каб.304), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Сабирова Д.Р. от 08 декабря 2021 года о привлечении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Сабирова Д.Р. от 08 декабря 2021 года АО «Башкирская содовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Из постановления следует, что АО «Башкирская содовая компания» имеет лицензию на осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности серии (02) – 020945-СУР/П от 25 марта 2011 года в части сбора, утилизации и размещению отходов 1-4 классов опасности для окружающей среды. Лицензируемая деятельность осуществляется в том числе на полигоне размещения промышленных отходов «Цветаевский», на котором размещаются отходы 1-2 классов опасности для окружающей среды. 5 ноября 2019 года указанный полигон приобрел статус для хранения промышленных отходов. За отчетный 2020 год АО «Башкирская содовая компания» на начало отчетного периода на полигоне «Цветаевский» имелось 3598,969 тонн отходов (отходов термической регенерации и ртути из ртутьсодержащих отходов производства хлора и каустика ртутным методом). Согласно договору от 7 декабря 2017 года вышеуказанные отходы передавались АО «НПП «Кубаньцветмет». В 2018 году АО «Башкирская содовая компания» разработана проектная документация «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания», которая была направлена в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В соответствии с заключением экспертной комиссии проектная документация не соответствует экологическим требованиям. При этом АО «Башкирская содовая компания» приступили к работам по освобождению траншей-секционников от ртутьсодержащего отхода в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что подтверждается актом проверки от 19 ноября 2021 года . Таким образом, в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», ч.7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», АО «Башкирская содовая компания» производит выведение из эксплуатации и рекультивацию объекта размещения отходов – полигона захоронения и промышленных отходов «Цветаевский» - в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Башкирская содовая компания» подало жалобу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что полигон «Цветаевский» обществом эксплуатируется, освобождение от отходов железобетонных траншей на полигоне не свидетельствует о прекращении деятельности полигона. На полигоне имеются предназначенные для хранения РСО объекты капитального строительства – железобетонные траншеи и резервуары, где хранится вторичное хлорорганическое сырье. Вскрытие секций железобетонных траншей полигона обусловлено извлечением хранимых РСО для последующей передачи на утилизацию специализированной организации на основании договора от 7 декабря 2017 года. Фактическое отсутствие отходов на полигоне на момент осмотра не исключает возможность их последующего размещения, поскольку РСО постоянно образуются в процессе хозяйственной деятельности общества. Нахождение полигона «Цветаевский» в действующем состоянии также подтверждается Управлением в решении от 25 декабря 2019 года в соответствии с которым для общества утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с 25 декабря 2019 года по 28 декабря 2022 года, где в качестве эксплуатируемого ОРО указан полигон «Цветаевский». В силу п. 7.2 ст. 11 Закона №174-ФЗ проекты выводы из эксплуатации ОРО не являются объектами ГЭЭ. Деятельность общества по вскрытию секций железобетонных траншей для изъятия отходов не является строительством, реконструкцией или сносом объекта капитального строительства и, следовательно, не требует разработки проектной документации. К рекультивации расположенного под полигоном «Цветаевский» земельного участка можно приступить только после его освобождения и демонтажа железобетонных траншей, что делать обществом не планируется. Разработка обществом проектной документации «Рекультивация полигона «Цветаевский» также не свидетельствует о начале фактической рекультивации земельного участка под полигоном. Законодательство не содержит понятие рекультивации ОРО. Рекультивация осуществляется исключительно в отношении земельного участка, нарушенного вследствие вывода из эксплуатации объекта капитального строительства. Управление повторно привлекает общество к ответственности по одном и тому же событию административного правонарушения. Постановлением от 22 июня 2020 года общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Между тем, с момента предыдущей проверки ситуация с использованием обществом полигона «Цветаевский» не изменилась. Полигон по-прежнему является действующим, готовым принимать отходы. По ранее проведенной в период с 23 сентября 2019 года по 19 ноября 2019 года проверке Управлением было вынесено предписание от 19 ноября 2019 года, пункт 3 которого обязывал общество производить выведение из эксплуатации и рекультивацию полигона «Цветаевский» при наличии положительного ГЭЭ проектной документации на указанные действия. Не согласившись с предписанием, общество обжаловало его в Арбитражный суд РБ. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к единому мнению, что вскрытие железобетонных траншей полигона «Цветаевский» и удаление из них отходов не свидетельствуют о начале деятельности по выведению полигона из эксплуатации и рекультивации земельного участка под ним.

В судебном заседании представитель АО «Башкирская содовая компания» Макаренко Р.Р. жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в ней.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя АО «Башкирская содовая компания» Макаренко Р.Р., изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

В соответствии с пунктом 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация на проекты рекультивации земель используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так, согласно пункту 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Материалами дела подтверждается, что в результате плановой выездной проверки в отношении АО «Башкирская содовая компания» было установлено, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», ч.7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», АО «Башкирская содовая компания» производит выведение из эксплуатации и рекультивацию объекта размещения отходов – полигона захоронения и промышленных отходов «Цветаевский» - в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов.

Указанные действия АО «Башкирская содовая компания» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании решения и.о. руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Болотова Р.А. о проведении плановой выездной проверки от 19 июля 2021 года , решения врио руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Глушковой Э.М. о внесении изменений от 02 августа 2021 года , решения руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Болотова Р.А. о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного мероприятия) от 05 августа 2021 проводилась плановая выездная проверка в отношении АО «Башкирская содовая компания» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки составлен акт от 24 августа 2021 года .

В результате проверки установлено, что АО «Башкирская содовая компания» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности серии (02) - 020945-СУР/П от 25 марта 2021 года в части сбора, утилизации и размещения отходов I-IV классов опасности для окружающей среды, выданную Южно-Уральским межрегиональным Управление Росприроднадзора на основании приказа от 25 марта 2021 года, в соответствии с перечнем, прилагаемым к лицензии.

Лицензируемая деятельность, в том числе осуществляется на полигоне размещения промышленных отходов «Цветаевский», на котором размещаются отходы 1-2 классов опасности для окружающей среды. Полигон зарегистрирован в ГРОРО (учетный номер ОРО ), при этом в соответствии с характеристикой ОРО назначением полигона «Цветаевский» является хранение отходов. Кроме того, полигон для размещения (хранения) промышленных отходов «Цветаевский» приобрел данный статус, то есть для хранения промышленных отходов только 05 ноября 2019 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, до указанной даты на полигоне осуществлялось размещение промышленных отходов в виде захоронения.

Полигон промышленных отходов предназначен для размещения следующих отходов:

- ионообменная смола, отработанная при очистке сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом – ФККО 3 12152 73 20 1,

- отходы термической регенерации ртути их ртутьсодержащих отходов производства хлора и кустика ртутным методом – ФККО 3 12152 91 20 1,

- уголь активированный, загрязненный ртутью при очистке сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом – ФККО 3 12152 72 20 1,

- смесь осадков механической и физико-химической очистки сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом – ФККО 3 12152 71 39 1).

Хлорорганические отходы размещены в 7 подземных железобетонных резервуарах объемом по 5000 м3 каждый и в одном резервуаре с объемом 2000 м3, на поверхности резервуаров имеются люки. В настоящее время производится откачка ранее захороненных хлорорганических отходов, которые используются в качестве сырья в производстве соляной абгазной кислоты (цех ) «Каустик» АО «Башкирская содовая компания». На момент осмотра работы не велись.

Ртутьсодержащие отходы захоранивались в 2-х железобетонных траншеях-секционниках из 28 кубовых секциях в каждой (северная № 2 и южная № 1). В настоящее время вышеуказанные отходы не размещаются, а передаются на утилизацию специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. В траншеях имеется жидкость, со слов представителя по доверенности и мастера по захоронению отходов химического производства АО «Башкирская содовая компания» ФИО1 данная жидкость образовалась в результате атмосферных осадков, при этом в одном из южных отсеков на поверхности жидкости имелись пластиковые отходы в виде втулок (со слов представителя по доверенности и мастера по захоронению отходов химического производства АО «Башкирская содовая компания» ФИО1 данный пластиковый отход – изолятор). Рядом с южной траншеей на земле имеются железобетонные отходы, образованные в ходе разгерметизации данных траншей. Также имеются отходы резиновых изделий (разрезанная на куски). На момент проверки отходы в траншеях отсутствовали, у всех секций вскрыты (плиты частично разрушены бульдозером, наблюдаются щели между плитами и с торцевой стороны под плитами) и удалены глиняные замки (толщиной 0,3 м). Со слов представителя по доверенности данные отходы все вывезены организацией, имеющей соответствующую лицензию. Через щели визуально наблюдается жидкость, со слов представителя по доверенности данная жидкость образовалась в ходе длительных атмосферных осадков.

В соответствии со статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за отчетный 2020 года АО «Башкирская содовая компания» на начало отчетного периода на полигоне «Цветаевский» имелись 3598,969 тонн отходов (отходы термической регенерации и ртути из ртутьсодержащих отходов производства хлора и каустика ртутным методом (код отхода по ФККО - 3 12152 91 20 1). Согласно договору от 07 декабря 2017 года вышеуказанные отходы передавались АО «НПП «Кубаньцветмет».

АО «Башкирская содовая компания» в 2018 году разработана проектная документация «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания», которая была направлена в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с результатами заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектная документация «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания» от 03 сентября 2020 года не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования издан приказ от 04 сентября 2021 года «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектная документация «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания», при этом в заключении указано, что материалы проектной документации могут быть доработаны в соответствии с замечаниями, изложенными в настоящем заключении, для повторного представления на государственную экологическую экспертизу.

При этом, АО «Башкирская содовая компания» приступили к работам по освобождению траншей – секционников от ртутьсодержащего отхода в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что подтверждается актом плановой проверки от 19 ноября 2021 года.

Факт совершения АО «Башкирская содовая компания» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 01 декабря 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04 августа 2021 года, актом выездной проверки № 264 от 24 августа 2021 года, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.11.2019 года, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания» от 03 сентября 2020 года и другими материалами дела, оцененными должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о том, что АО «Башкирская содовая компания» допустило действия по выводу из эксплуатации траншеи для размещения ртутьсодержащих отходов полигона захоронения промышленных отходов «Цветаевский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо АО «Башкирская содовая компания», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 названного Кодекса.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности юридического лица АО «Башкирская содовая компания» в совершении инкриминируемого ему деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и его вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.

Доводы жалобы о том, что полигон «Цветаевский» обществом эксплуатируется, освобождение от отходов железобетонных траншей на полигоне не свидетельствует о прекращении деятельности полигона, являются необоснованными, опровергаются совокупностью представленных административным органом доказательств.

Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04 августа 2021 года следует, что в настоящее время на полигоне «Цветаевский» промышленные отходы не размещаются, а передаются на утилизацию специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Хлорорганические отходы размещены в 7 подземных железобетонных резервуарах объемом по 5000 м3 каждый и в одном резервуаре с объемом 2000 м3. Произведена герметичная изоляция. Ранее ртутьсодержащие отходы захоранивались в 2-х железобетонных траншеях-секционнниках по 28 сто-кубовых секций в каждой. Траншея-секционник по мере заполнения секций закрывались железобетонными плитами. На момент проверки отходы в траншеях отсутствовали, у всех секций вскрыты (плиты частично разрушены бульдозером, наблюдаются щели между плитами и с торцевой стороны под плитами) и удалены глиняные замки (толщиной около 0,3 м). Со слов представителя по доверенности АО «Башкирская содовая компания» промышленные отходы все вывезены организацией, имеющей соответствующую лицензию. Через щели визуально наблюдается жидкость, со слов представителя по доверенности данная жидкость образовалась в ходе длительных атмосферных осадков.

В материалах дела имеется договор , заключенный 07 декабря 2017 года между АО «Башкирская содовая компания» и АО «НПП «Кубаньцветмет», согласно которому последнее обязалось оказывать АО «Башкирская содовая компания» услуги по утилизации ртутьсодержащих отходов, дополнительным соглашением от 26 ноября 2020 года срок действия договора продлен до 31 декабря 2021 года. Следовательно, ртутьсодержащие отходы с полигона «Цветаевский» передавались на утилизацию АО «НПП «Кубаньцветмет».

Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания» от 03 сентября 2020 года следует, что проектная документация «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок АО «Башкирская содовая компания» разработана в 2018 году. В основной период производятся непосредственно работы по опустошению резервуаров и их демонтажу, а также технической и биологической рекультивации земель, а именно работы по опустошению резервуаров от РСО: вскрытие резервуаров; загрузка в Бтг-Беги РСО; вывоз Биг-Бегов согласно транспортной схеме; работы по демонтажу резервуаров: демонтаж ж/б стеновых блоков; демонтаж монолитного железобетона; вывоз демонтированного материала на площадку АО «БСК» цех ; работы по опустошению резервуаров от ХОС: вскрытие резервуаров; загрузка в автотранспорт, вывоз автотранспортом АО «Башкирская содовая компания» в цех ; работы по демонтажу резервуаров: демонтаж ж/б стеновых блоков; демонтаж монолитного железобетона; вывоз демонтированного материала в цех АО «Башкирская содовая компания» и другие.

Совокупность приведенных доказательств по настоящему делу позволяет прийти к выводу о том, что действия по вскрытию, освобождению траншеи с захороненными в ней ртутьсодержащими отходами и последующему вывозу отходов, свидетельствуют о действиях по рекультивации полигона «Цветаевский».

Таким образом, АО «Башкирская содовая компания», приступив к работам по освобождению траншей-секционников от ртутьсодержащих отходов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации по рекультивации полигона «Цветаевский», законно привлечено должностным лицом административного органа к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что АО «Башкирская содовая компания» повторно привлекается к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, ранее постановлением общество уже привлекалось к административной ответственности, судом отклоняются, поскольку постановление вынесено по результатам ранее проведенной проверки. Вместе с тем, с 2020 года АО «Башкирская содовая компания» не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 названного Кодекса.

Доводы, на которые заявитель ссылается в жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу должностным лицом, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

Порядок и срок давности привлечения АО «Башкирская содовая компания» к административной ответственности не нарушены.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Сабирова Д.Р. от 08 декабря 2021 года о привлечении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу АО «Башкирская содовая компания» – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток с момента получения решения.

Судья Э.Р.Кузнецова