ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2022 от 28.07.2022 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

12-51/2022

42RS0001-01-2022-001440-10

Р Е Ш Е Н И Е

г. Анжеро-Судженск28 июля 2022 года

Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Васик О.В.,

рассмотрев жалобу представителя ООО «Сибантрацит Кузбасс» ФИО3 на постановление государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзора) ФИО2 №АВТ-177/1 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс», ОГРН 1184205015972,

установил:

постановлением государственного инспектора ФИО2 №АВТ-177/1 от ООО «Сибантрацит Кузбасс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Представитель ООО «Сибантрацит Кузбасс» ФИО3 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой считает его не законным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствуем состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, поскольку основанием для привлечения к административной ответственности явился тот факт, что ООО «Сибантрацит Кузбасс» не выполнило мероприятия, предусмотренные проектной документацией Технического проекта «Ликвидация горных выработок...» по отведению и очистке самоизливающихся шахтных вод, но очистные сооружения, которые предусматривались проектом, не построены по независящим от ООО «Сибантрацит Кузбасс» обстоятельствам, кроме того, необходимость в строительстве данных очистных сооружений в настоящее время отсутствует.

В судебном заседании представитель ООО «Сибантрацит Кузбасс» не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Должностное лицо, извещенное о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседания не явилось, в связи, с чем судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность принятого постановления по делу об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, заслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.

Статья 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела по результатам проведенной проверки по соблюдению экологических требований, установлено, что:

- ООО «Сибантрацит Кузбасс» в 16:00 в нарушение пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ от № 74-ФЗ, части 1 статьи 39, части 1 и части 2 статьи 34 ФЗ от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не выполнило мероприятия, предусмотренные проектной документации Технического проекта «Ликвидация горных выработок участка недр Шахтоуправление Анжерское» по отведению и очистки самоизливающихся шахтных вод, а именно, строительство очистных сооружений;

- в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ;

- постановлением №АВТ-177/1 от ООО «Сибантрацит Кузбасс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Между тем, установлено, что за в том числе отсутствие очистных сооружений в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» ранее уже был составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Указанные выше обстоятельства по жалобе представителя ООО «Сибантрацит Кузбасс» также были предметом рассмотрения в Арбитражном суде , дело №А27-6567/2022, который принял решение о признании незаконным и отмене постановления о привлечении ООО «Сибантрацит Кузбасс» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Арбитражным судом в своем решение подробно и мотивировано изложено о том, что ООО «Сибантрацит Кузбасс» приняло все зависящие от них меры для соблюдения всех положений закона, в частности по очистным сооружениям отражено следующие: самоизлив шахтовых вод из скважин начался в июле 2019 года вследствие того, что ООО «РегионЭнергоТранс» - организация, выполнявшая консервацию ШУ «Анжерское», в нарушение проекта консервации допустило неконтролируемое затопление шахты, не обеспечив установку насоса и поддержание уровня воды в выработках на отм. +150 м.

ООО «Сибантрацит Кузбасс» заключило с ООО «Современные горные технологии» договор генерального подряда на выполнение работ от , предметом которого, в том числе, является организация всего комплекса работ по ликвидации участка недр «Шахтоуправление Анжерское», определенного проектом «Ликвидация горных выработок участка недр Шахтоуправление Анжерское» с изменениями и дополнениями к нему. Дополнительным соглашением к указанному договору предусмотрено, что субподрядчик также выполняет работы по сооружению водоотводного канала «Скважина – река Верхние Челны» на объекте «Шахтоуправление Анжерское» в соответствие с Техническим заданием.

Кроме того, ООО «Сибантрацит Кузбасс» с привлечением специализированной лаборатории – ООО «Центр гигиенической экспертизы» проводило анализ самоизливающихся шахтных вод для определения состава планируемых очистных сооружений и разработки отдельного проекта на их строительство, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний, отчетами об испытаниях, который показал, что необходимость в строительстве очистных сооружений отсутствует, поскольку не установлено никаких превышений допустимых значений загрязняющих веществ.

С целью приведения проектной документации в соответствие с фактическими условиями, разработки проектной документации «Ликвидация горных выработок участка недр Шахтоуправление Анжерское. Дополнение», ООО «Сибантрацит Кузбасс» заключило с ООО «Сибирский Институт Горного Дела» договор от на создание (передачу) научно-технической продукции.

Как следует из решения Арбитражного суда от , дело №А27-6567/2022 никакого вреда охраняемым законом интересам общества и государства в результате отсутствия очистных сооружений не наступило.

Однако, состав административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ по своей конструкции является формальным, то есть административная ответственность за него наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Между тем, с вступил в действие Федеральный закон от №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» которым внесены изменения в статью 4.4 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» проведена плановая проверка Южно-Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которой составлен акт от за №АВТ-177, в этот же срок в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» также окончена и другая плановая проверка, по результатам которой составлен акт Н-180 от (решение Арбитражного суда от , дело №А27-6567/2022). Таким образом, в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» в один и тот же период до фактически проведена одна плановая проверка, результаты которой оформлены разными актами, однако одни и те же выявленные при проведении плановых проверок нарушения явились основанием для возбуждения разных дел об административных правонарушениях. Так, из акта проверки АВТ-177 от следует, что выявлены нарушения: сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5 КоАП РФ); осуществление градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (статья 8.1 КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2 КоАП РФ); невыполнение выполнение обязанностей по подаче заявки на поставку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.46 КоАП РФ); невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41 КоАП РФ). Из акта проверки Н-180 от следует, что выявлены нарушения, в частности отсутствие очистного сооружения; нарушения технического проекта в части системы отработки и календарного графика отработки; не соблюдение уровня добычи угля; ведение мониторинга нарушением согласованной программы мониторинга; осуществление химического анализа подземных вод не в полном объеме. На основании того, что за одни и те же бездействия – не осуществление строительства очистных сооружений ООО «Сибантрацит Кузбасс» фактически привлечено два раза к административной ответственности по формально разным актам проверок, судья полагает установленным, что в отношении указанного общества фактически проведено одно контрольно (надзорное) мероприятие, так как проверяемые правоотношения из одной сферы, орган контроля один и период проверки также один, а кроме того, все указанные выше проверки были плановые о чем отражено в представленных документам.

За указанные в акте Н-180 от нарушения, в том числе отсутствие очистных сооружений ООО «Сибантрацит Кузбасс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 300 000 рублей, которое впоследствии рассматривалось Арбитражным судом и в настоящее время находится на рассмотрении в Седьмом арбитражном апелляционном суде.

Учитывая проведение в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс» фактически одного контрольно (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выявление по результатам проверки более двух административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными статьями раздела 2 КоАП РФ, наказание за их совершение должно быть назначено по правилам пункта 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ.

В связи с изложенным постановление по данному делу подлежит отмене с прекращением производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзора) ФИО2 №АВТ-177/1 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибантрацит Кузбасс», – отменить. Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: О.В. Васик