Навашинский районный суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Навашинский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-52/2010
РЕШЕНИЕ
г.Навашино 02 декабря 2010 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Леваневской Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору,
при участии:
ФИО1,
инспектора ОГПН ФИО2,
установил:
постановлением от 18 октября 2010 г. № 149 государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500,0 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указал на следующее. Обжалуемое постановление вынесено за то, что при проведении реконструкции принадлежащего ему жилого дома, расположенного на принадлежащем ему земельном участке, по адресу: *******, *******, *******, им, по мнению органа пожарного надзора, в нарушение требований и норм правил пожарной безопасности, было уменьшено противопожарное расстояние до строения жилого дома, расположенного на соседнем земельном участке, принадлежащем соседке С.-В.Н. Однако, он до начала реконструкции своего дома, получил все надлежащие разрешения на реконструкцию в администрации района, также главой района ему было выдано постановление об утверждении плана земельного участка на реконструкцию дома. Он вел реконструкцию в соответствии с данными документами, для получения которых в архитектурный отдел представил все требуемые документы на получение разрешения. Реконструкцию он начал только после оформления всех разрешающих документов. Самовольных действий при реконструкции он не совершал. Просит обжалуемое постановление отменить.
В судебном заседании ФИО1 требования, заявленные в жалобе, поддержал в полном объеме и просил постановление отменить, а административное дело прекратить, пояснив, что он никаких норм не нарушал. Привлечен незаконно. Строит при соблюдении всех норм и на своем земельном участке. После окончания строительства и во избежание пожароопасных ситуаций готов принять любые дополнительные меры, противопожарного характера. В том числе указал, что объект не достроен, не эксплуатируется, выполнен из кирпича, крыша не возведена.
Инспектор ОГПН ФИО2 с жалобой и доводами, изложенными в ней, не согласился, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, вынесенным при соблюдении всех норм и требований закона. В представленном отзыве и в судебном заседании указал на следующее. В ОГПН поступило заявление от соседки по жилому дому ФИО1, в котором та указывает, что он при реконструкции дома нарушил требования правил пожарной безопасности, то есть, не соблюдено противопожарное расстояние между домом заявителя и соседним домом. Допустимое расстояние 12- 15 м.м., тогда как по факту после начала реконструкции расстояние уменьшилось до 3,5 м. Он как представитель ОГПН обязан был отреагировать на данную жалобу. Выйдя на место и установив нарушение, он составил административный материал. Считает, что факт нарушения установлен должным образом, а вина ФИО1 доказана в полной мере.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Б.-И.И. пояснила, что она работает . При утверждении строительного плана земельного участка и выдаче разрешения на реконструкцию, они не вправе требовать от застройщика какие-либо документы о соответствии будущей постройки номам и правилам пожарной безопасности, так как это не предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Сами они также при выдаче разрешений не проверяют данные нормы, также и в части соблюдения норм по противопожарным разрывам между домами. В том числе, они только в исключительных случаях с застройщика требуют согласие всех соседей по будущему строению. В настоящем деле ни нормы пожарной безопасности, ни согласие соседей они не требовали и не проверяли.
Проверив обстоятельства привлечения ФИО1 к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит требования заявителя об отмене оспариваемого постановления подлежащими отклонению, а оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении - подлежащим изменению в части назначения административного наказания, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 08.10.2010 г. в *******, *******, сотрудником ОГПН Навашинского района был установлен факт нарушения ФИО1 требований пожарной безопасности, а именно: п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ, (ППБ 01-03); ст. 69 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1, п.10, табл. 11 «Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности», выразившийся в том, что при проведении реконструкции жилого дома он нарушила (уменьшил) противопожарное расстояние между своим домом и строением соседнего жилого дома, принадлежащего С.-В.Н., расположенном на соседнем приусадебном участке. Противопожарное расстояние стало составлять 3,5 м., тогда как в силу установленных нормативов должно составлять 15 м.
По установленному факту нарушения в отношении ФИО1 был составлен протокол от 08.10.2010 г. № 149 об административном правонарушении в области пожарной безопасности, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела инспектором ОГПН было вынесено постановлением от 18.10.2010 г. № 149 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500,0 руб.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности следует наряду с ними также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
1. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
2. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений. При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий, сооружений и строений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями.
3. Противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений и строений без оконных проемов допускается уменьшать на 20 процентов при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.
4. Допускается уменьшать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 на 50 процентов при оборудовании более 40 процентов помещений каждого из зданий, сооружений и строений автоматическими установками пожаротушения.
5. В районах с сейсмичностью 9 и выше баллов противопожарные расстояния между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IV и V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20 процентов.
6. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений любой степени огнестойкости до зданий, сооружений и строений IV и V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 километров или до ближайшего горного хребта в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25 процентов.
7. Противопожарные расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50 процентов.
8. Для двухэтажных зданий, сооружений и строений каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, сооружений и строений с кровлей из горючих материалов противопожарные расстояния следует увеличивать на 20 процентов.
9. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.
10. Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
11. Минимальные противопожарные расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять не менее 9 метров (до зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 - 15 метров), III степени огнестойкости - 12 метров, IV и V степеней огнестойкости - 15 метров. Расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) IV и V степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять 18 метров. Для указанных зданий III степени огнестойкости расстояния между ними должны составлять не менее 12 метров.
12. Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
13. Противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I - III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.
14. Площадки для хранения тары должны иметь ограждения и располагаться на расстоянии не менее 15 метров от зданий, сооружений и строений.
Согласно положениям СНиП 2.07.01-89* «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», нормы и правила которого распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, следует, что конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах*. Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения. Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.
Кроме того, из отдельных положений приведенного СНиПа следует, что размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти (п.2.10*). Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1 (2.12*). Примечание*: 1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих норм. 2. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1. Примечания: 1. Размеры хозяйственных построек, размещаемых в сельских поселениях на приквартирных участках, в государственном, индивидуальном и кооперативном строительстве следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.01-89. 2. Разрешается пристройка хозяйственного сарая (в том числе для скота и птицы) к усадебному или сблокированному дому с соблюдением требований СНиП 2.08.01-89.
К таблице п. 1(ст. 69 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и приложению 1 (СНиП 2.07.01-89*) приведен целый ряд примечаний. Так, в примечаниях к данной таблице наряду с прочим предусмотрено следующее: расстояние между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий IIIа, IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости (прим. 3); расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50% (прим. 6*); для двухэтажных зданий каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, крытых горючими материалами, противопожарные расстояния необходимо увеличивать на 20% (прим. 7); расстояния между зданиями I и II степеней огнестойкости допускается предусматривать менее 6 м при условии, если стена более высокого здания, расположенная напротив другого здания, является противопожарной (прим. 8); расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл. 1*. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются (прим. 9); расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен (прим. 10); расстояния между хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями), расположенными вне территории усадебных участков, не нормируются при условии, если площадь застройки сблокированных хозяйственных построек не превышает 800 кв. м. Расстояния между группами сблокированных хозяйственных построек принимаются по табл. 1* (прим. 11).
В этой связи, выводы должностных лиц административного органа о наличии в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП, являются правильными.
Заявитель обоснованно признан виновным в данном правонарушении, поскольку согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает в качестве меры юридической ответственности за совершение указанных в ней правонарушений три вида административных наказаний: 1) предупреждение, 2) либо административный штраф, 3) либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Причем в силу правил ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ все вышеназванные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП).
Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не установлено отягчающих административную ответственность обстоятельств (т.к. сведений о них в тексте оспариваемого постановления не имеется). Мотивов для назначения заявителю административного наказания выше низшего предела (т.е. наказания в виде предупреждения) не приведены.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 ведет реконструкцию принадлежащего ему по праву собственности жилого дома, расположенного на принадлежащем ему по праву собственности земельном участке. Строительство ведется в границах принадлежащего ему участка и при наличии разрешительных документов: разрешения на строительство от 21.01.2010 г. № 525 30 000-01, выданного администрацией Навашинского района, постановления от 21.01.2010 № 9 об утверждении градостроительного плана застройки участка ФИО1, выданного администрацией Навашинского района.
Таким образом, в оспариваемом постановлении избрание вида административного наказания должностным лицом ответчика ничем не мотивировано, что нарушает общие правила назначения административных наказаний.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствующий юрисдикционный орган вправе изменить оспариваемое постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В данном деле, при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о необходимости назначения заявителю административного наказания в виде предупреждения.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд
решил:
изменить постановление главного государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 18 октября 2010 года № 149, вынесенное в отношении ФИО1, в части назначения меры административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив административное наказание в виде штрафа в размере 500,0 рублей на предупреждение.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения такового в Нижегородский областной суд, путем подачи жалобы через настоящий суд.
Копии настоящего решения направить ФИО1, в ОГПН по Навашинскому району.
Судья Леваневская Е.А.