ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-520/2022 от 28.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 12-520/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 октября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Кукленко С.В.,

рассмотрев жалобу жалобе Главы Администрации города Ростова-на-Дону Л.А.В. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от 04.06.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Глава Администрации г. Ростова-на-Дону обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от 04.06.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, указав, что не согласен с вынесенным постановлением, которое принято без учета всех обстоятельств дела. Так согласно обжалуемому постановлению о привлечении к административной ответственности, Администрация г. Ростова-на-Дону, являясь должником по исполнительному производству -ИП, возбужденному 30.05.2019 об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону, изъять в муниципальную собственность у <адрес> квартиру общей площадью 9,5 кв.м., расположенную в доме по ул<адрес>, путем предоставления в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) вне очереди, взамен изымаемому аварийному, другое жилое помещение в черте г. Ростова-на-Дону, общей и жилой площадью не менее 9,5 кв.м. с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, не исполнила требование имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения о взыскании исполнительского сбора. Однако, после вступления решения суда в законную силу все действия Администрации г. Ростова-на-Дону направлены на добровольное исполнение постановленного решения. Исполнение решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции. В структуру администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, в частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону. В целях исполнения решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы в феврале 2020 года предусмотрена доля средств местного бюджета на исполнение указанного решения. Распоряжением Правительства Ростовской области от 01.05.2020 № 323 выделены средства резервного фонда Правительства Ростовской области на предоставление субсидии на софинансирование мероприятий по переселению 2 семей из жилых помещений, расположенных в аварийных домах г. Ростова-на-Дону, в том числе Ш.М.Б., Ш.М.М., Ш.Э.М. В целях закупки жилого помещения были объявлены аукционы в 2020 году. В виду отсутствия заявок, аукционы признаны несостоявшимися. Добровольно исполнить решение суда у Администрации г. Ростова-на-Дону не имеется возможности. Полагает, что им, как должностным лицом, приняты все меры для исполнения судебного акта.

На основании изложенного просит отменить постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от 04.06.2021 о привлечении Главы Администрации города Ростова-на-Дону Л.А.В. к административной ответственности по ст. 17.15. ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Глава Администрации г. Ростова-на-Дону Л.А.В., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

В судебное заседание явился представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – К.А.Ю., доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить, также полагала, что глава Администрации г. Ростова-на-Дону Л.А.В. не может нести административную ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ как должностное лицо – руководитель указанного юридического лица, поскольку Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции. В структуру Администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, согласно положению об отраслевых (функциональных) органах, утвержденному Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138. В частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону. Кроме того, представила суду определение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.04.2022 о предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.12.2018 до 31.12.2022, постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 24.05.2022 Ш.М.М.о., Ш.Э.о., Ш.М.Б.о. жилого помещения по адресу: <адрес> жилое помещение , жилая комната в собственность.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правоанрушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.06.2021 Глава Администрации города Ростова-на-Дону Л.А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного 17.15.ч.1 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как установлено в судебном заседании, на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам находятся исполнительное производство -ИП, возбужденное 30.05.2019 об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону, изъять в муниципальную собственность у Ш.М.М.Ш.Э.М., Ш.М.Б.о. квартиру , общей площадью 9,5 кв.м., расположенную в доме по <адрес>, путем предоставления в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) вне очереди, взамен изымаемому аварийному, другое жилое помещение в черте г. Ростова-на-Дону, общей и жилой площадью не менее 9,5 кв.м. с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, не исполнила требование имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения о взыскании исполнительского сбора.

Исполнение решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Администрация г. Ростова-на-Дону является органом исполнительной власти общей компетенции. В структуру администрации города входят отраслевые органы, создаваемые для реализации функций и осуществления полномочий органа местного самоуправления, в частности, в структуру включен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону. В целях исполнения решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы в феврале 2020 года предусмотрена доля средств местного бюджета на исполнение указанного решения. Распоряжением Правительства Ростовской области от 01.05.2020 № 323 выделены средства резервного фонда Правительства Ростовской области на предоставление субсидии на софинансирование мероприятий по переселению 2 семей из жилых помещений, расположенных в аварийных домах г. Ростова-на-Дону, в том числе Ш.М.Б., Ш.М.М., Ш.Э.М.

В целях закупки жилого помещения были объявлены аукционы в 2020 году. В виду отсутствия заявок, аукционы признаны несостоявшимися. Добровольно исполнить решение суда у Администрации г. Ростова-на-Дону не имеется возможности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> по указанному выше решению Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону возбуждено три исполнительных производства.

Администрация г. Ростова-на-Дону обращалась в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Определением суда в удовлетворении заявления отказано.

Между тем, судьей установлено, что по трем исполнительным производствам Администрация г. Ростова-на-Дону трижды привлечена к административной ответственности за не предоставление взыскателям одного жилого помещения (как следует из решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону – по 1/3 доли каждому).

24.05.2021 судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – Главы Администрации г. Ростова-на-Дону Л.А.В.

04.06.2021 в отношении должностного лица вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.

При этом для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.

В порядке ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В силу ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, судьей установлено, что после вступления решения суда в законную силу все действия Администрации г. Ростова-на-Дону были направлены на добровольное исполнение постановленного судебного решения.

Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.04.2022 Администрации г. Ростова-на-Дону предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.12.2018 до 31.12.2022.

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 24.05.2022 Ш.М.М.о., Ш.Э.о., Ш.М.Б.о. жилого помещения по адресу: <адрес> жилое помещение , жилая комната в собственность

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ составляет 1 года и на момент рассмотрения дела судом, истек.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья-

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по РО от 04.06.2021 о привлечении Главы Администрации города Ростова-на-Дону Л.А.В. к административной ответственности по ст. 17.15. ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности Главы Администрации города Ростова-на-Дону Л.А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента вручения (получения).

Судья Кукленко С.В.