Дело № 12-521/2019
Р Е Ш Е Н И Е
30 сентября 2019 года судья Новгородского районного суда Новгородской области, Пикалева Е.Ф., с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО1, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица –
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес> проживающей по адресу<адрес>
о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – экспертом отдела антимонопольной службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 в отношении должностного лица - члена конкурсной комиссии государственного заказчика – генерального директора по экономике и финансам АО «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.31 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в Новгородский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, в обоснование своих доводов указывает на то, что при расчете тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО руководствовалась Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденного приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8, при формировании тарифа требований Методики ею допущено не было. При установлении тарифов в состав затрат обосновано включены расходы страхования гражданской ответственности за причиненный вред при оказании услуги по ТО ВДГО, так как в случае возникновения факта причинения ущерба Общество при отсутствии договора страхования понесет расходы по выплате страхового возмещения, которые впоследствии будут отнесены на внереализационные расходы гораздо в большем объеме (п.31 Методики «средства, направляемые на погашение убытков прошлых лет, полученных по прочей деятельности»). Так же ссылается на то, что Техническое обслуживание и ремонт ВДГО (ВКГО) является одним из видов деятельности перечисленных в приложении №3 к Положению по учетной политике АО «<данные изъяты>», в соответствии с которыми производится калькулирование себестоимости и формирование финансовых результатов. Учетная политика Общества является типовой для всех газораспределительных организаций, рекомендованная собственником компании, который в соответствии с Уставом общества имеет право давать обязательные для исполнения указания. Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО является одним из основных видов деятельности для Общества наряду с транспортировкой природного газа по газораспределительным сетям, что подтверждает требования приоритета и рациональности формирования Учетной политики Общества в части распределения общественных расходов.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование постановления не пропущен.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу по изложенным в ней мотивам.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 полагала постановление подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно статье 6 Закона № 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. В абзаце первом части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ содержатся два метода (критерия) определения монопольной высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).
Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области поступило заявление ТСЖ «Борис» и обращение ФИО4 по вопросу установления АО «<данные изъяты>» монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
В целях исследования сопоставимых конкурентных рынков услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области сделаны запросы в иные территориальные органы ФАС России.
В ходе проведенной проверки, установлено, что АО «<данные изъяты>» занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО на территории Новгородской области с долей 100%.
Как следует из материалов, дела приказом исполняющего обязанности генерального директора АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действия тарифы на услугу по техническому обслуживанию ТО ВДГО.
При применении затратного метода, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области сделан вывод о том, что утвержденные тарифы на ТО ВДГО являются монопольно высокой ценой товара в соответствии со статьей 6 Закона № 135-ФЗ.
Установление монопольно высокой цены выражается в превышении суммы необходимых расходов и прибыли, что выразилось в следующем: трудозатраты применимые при составлении калькуляции на услуги по техническому обслуживанию ВДГО значительно завышены по сравнению с фактическими трудозатратами, а именно установлено, что трудозатраты слесарей выполняющих работы по ТО ВДГО, проверенные по актам выполненных работ, фактически меньше чем трудозатраты, учтенные в тарифе в 2,4, 3,22 и 4,06 раза; включены расходы на страхование гражданской ответственности; искусственно объединены виды деятельности по обслуживанию ВДГО и обслуживанию ВКГО и распределение благодаря этому на услуги по обслуживанию ВДГО дополнительных затрат, а именно общехозяйственных расходов.
Согласно пункту 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 (далее- Методические рекомендации) стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется определять исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги) (далее - исполнитель) планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для:
- возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
- обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;
- уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рекомендуемая форма калькуляции приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям и состоит из следующих статей затрат: материальные затраты, заработная плата, начисления на заработную плату, амортизация, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, итого себестоимость, рентабельность, НДС (пункт 4).
Расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется осуществлять исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимос��?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¦�?�?�?�?�?�?�?�???????????????
Формирование тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется производить на основании данных раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности в соответствии с действующим законодательством в сфере бухгалтерского учета и учетной политикой организации.
При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется применение следующих правил учета доходов и расходов исполнителя:
а) при определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется учитывать в полном объеме только доходы и расходы исполнителя, возникающие вследствие проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (в случае возможности такого выделения);
б) иные доходы и расходы исполнителя, возникновение которых не связано напрямую с осуществлением какого-либо вида деятельности, рекомендуется учитывать в расчете цен пропорционально доле выручки от технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в общей сумме выручки исполнителя.
В случае если учетной политикой исполнителя предусмотрен иной способ распределения части расходов по обычным видам деятельности, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, допускается распределение исполнителем данных расходов согласно своей учетной политике.
Фактические и плановые расходы исполнителя рекомендуется анализировать с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период определения стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, выполняемого в плановом порядке, рекомендуется применять повышающие коэффициенты, учитывающие:
- затраты времени на переходы (переезды) рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемого объекта и с объекта на объект в пределах населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок);
- затраты времени на переезды рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемых объектов за пределами населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок).
Рекомендованная величина повышающего коэффициента на переходы в пределах населенного пункта к стоимости работ (услуг) составляет 1,2.
Расходы, относимые на деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) по ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется определять как сумму следующих элементов:
- материальные затраты ;
- затраты на оплату труда основных работников;
- отчисления на страховые взносы от заработной платы основных работников;
- амортизационные отчисления на восстановление основных средств, необходимых непосредственно для оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
- прочие затраты.
Расчет затрат на оплату труда основных (производственных) работников рекомендуется производить в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям (пункты 10-14).
Факт совершения указанного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, страховым полисом № от ДД.ММ.ГГГГ, договорами о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирных домах, нарядам - допуска на производство газоопасных работ, актами сдачи-приемки выполненных работ, приказом о приеме на работу ФИО1 от 15 апреля 2016 года, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «<данные изъяты>» и иными письменными материалами дела.