ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-521/19 от 30.09.2019 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-521/2019

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2019 года судья Новгородского районного суда Новгородской области, Пикалева Е.Ф., с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО1, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица –

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес> проживающей по адресу<адрес>

о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – экспертом отдела антимонопольной службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 в отношении должностного лица - члена конкурсной комиссии государственного заказчика – генерального директора по экономике и финансам АО «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.31 КоАП РФ.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в Новгородский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, в обоснование своих доводов указывает на то, что при расчете тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО руководствовалась Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденного приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8, при формировании тарифа требований Методики ею допущено не было. При установлении тарифов в состав затрат обосновано включены расходы страхования гражданской ответственности за причиненный вред при оказании услуги по ТО ВДГО, так как в случае возникновения факта причинения ущерба Общество при отсутствии договора страхования понесет расходы по выплате страхового возмещения, которые впоследствии будут отнесены на внереализационные расходы гораздо в большем объеме (п.31 Методики «средства, направляемые на погашение убытков прошлых лет, полученных по прочей деятельности»). Так же ссылается на то, что Техническое обслуживание и ремонт ВДГО (ВКГО) является одним из видов деятельности перечисленных в приложении №3 к Положению по учетной политике АО «<данные изъяты>», в соответствии с которыми производится калькулирование себестоимости и формирование финансовых результатов. Учетная политика Общества является типовой для всех газораспределительных организаций, рекомендованная собственником компании, который в соответствии с Уставом общества имеет право давать обязательные для исполнения указания. Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО является одним из основных видов деятельности для Общества наряду с транспортировкой природного газа по газораспределительным сетям, что подтверждает требования приоритета и рациональности формирования Учетной политики Общества в части распределения общественных расходов.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование постановления не пропущен.

В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу по изложенным в ней мотивам.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 полагала постановление подлежащим оставлению без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно статье 6 Закона № 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. В абзаце первом части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ содержатся два метода (критерия) определения монопольной высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области поступило заявление ТСЖ «Борис» и обращение ФИО4 по вопросу установления АО «<данные изъяты>» монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

В целях исследования сопоставимых конкурентных рынков услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области сделаны запросы в иные территориальные органы ФАС России.

В ходе проведенной проверки, установлено, что АО «<данные изъяты>» занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО на территории Новгородской области с долей 100%.

Как следует из материалов, дела приказом исполняющего обязанности генерального директора АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действия тарифы на услугу по техническому обслуживанию ТО ВДГО.

При применении затратного метода, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области сделан вывод о том, что утвержденные тарифы на ТО ВДГО являются монопольно высокой ценой товара в соответствии со статьей 6 Закона № 135-ФЗ.

Установление монопольно высокой цены выражается в превышении суммы необходимых расходов и прибыли, что выразилось в следующем: трудозатраты применимые при составлении калькуляции на услуги по техническому обслуживанию ВДГО значительно завышены по сравнению с фактическими трудозатратами, а именно установлено, что трудозатраты слесарей выполняющих работы по ТО ВДГО, проверенные по актам выполненных работ, фактически меньше чем трудозатраты, учтенные в тарифе в 2,4, 3,22 и 4,06 раза; включены расходы на страхование гражданской ответственности; искусственно объединены виды деятельности по обслуживанию ВДГО и обслуживанию ВКГО и распределение благодаря этому на услуги по обслуживанию ВДГО дополнительных затрат, а именно общехозяйственных расходов.

Согласно пункту 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 (далее- Методические рекомендации) стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется определять исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги) (далее - исполнитель) планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для:

- возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;

- уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендуемая форма калькуляции приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям и состоит из следующих статей затрат: материальные затраты, заработная плата, начисления на заработную плату, амортизация, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, итого себестоимость, рентабельность, НДС (пункт 4).

Расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется осуществлять исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимос&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;¦&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???????????????

Формирование тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется производить на основании данных раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности в соответствии с действующим законодательством в сфере бухгалтерского учета и учетной политикой организации.

При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется применение следующих правил учета доходов и расходов исполнителя:

а) при определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется учитывать в полном объеме только доходы и расходы исполнителя, возникающие вследствие проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (в случае возможности такого выделения);

б) иные доходы и расходы исполнителя, возникновение которых не связано напрямую с осуществлением какого-либо вида деятельности, рекомендуется учитывать в расчете цен пропорционально доле выручки от технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в общей сумме выручки исполнителя.

В случае если учетной политикой исполнителя предусмотрен иной способ распределения части расходов по обычным видам деятельности, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, допускается распределение исполнителем данных расходов согласно своей учетной политике.

Фактические и плановые расходы исполнителя рекомендуется анализировать с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период определения стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, выполняемого в плановом порядке, рекомендуется применять повышающие коэффициенты, учитывающие:

- затраты времени на переходы (переезды) рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемого объекта и с объекта на объект в пределах населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок);

- затраты времени на переезды рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемых объектов за пределами населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок).

Рекомендованная величина повышающего коэффициента на переходы в пределах населенного пункта к стоимости работ (услуг) составляет 1,2.

Расходы, относимые на деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) по ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется определять как сумму следующих элементов:

- материальные затраты ;

- затраты на оплату труда основных работников;

- отчисления на страховые взносы от заработной платы основных работников;

- амортизационные отчисления на восстановление основных средств, необходимых непосредственно для оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- прочие затраты.

Расчет затрат на оплату труда основных (производственных) работников рекомендуется производить в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям (пункты 10-14).

Факт совершения указанного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, страховым полисом от ДД.ММ.ГГГГ, договорами о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирных домах, нарядам - допуска на производство газоопасных работ, актами сдачи-приемки выполненных работ, приказом о приеме на работу ФИО1 от 15 апреля 2016 года, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «<данные изъяты>» и иными письменными материалами дела.