ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-521/20 от 18.03.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-7/2021

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2021 года

г. Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Семёнова Т.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Псковской области на постановление Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от 12.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением председателя Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от 19.10.2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении *** ФИО1 в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В протесте, поданном 09.11.2020 первый заместитель прокурора Псковской области просит об отмене постановления и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области, указав, что выводы Комитета о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.5 КоАП РФ, охватывает нарушение условий предоставления субсидии, которые определяются только соответствующим соглашением (договором), противоречат нормам федерального и регионального законодательства и сделаны без учета того, что возможность применения к рассматриваемым бюджетно-правовым отношениям закона по аналогии ст. 138.3 БК РФ нормами БК РФ не предусмотрена. В нарушение статьи 24.1. КоАП РФ Комитетом все обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения прокуратурой области дела об административном правонарушении, не исследованы, что не позволило дать правильную правовую квалификацию действиям ФИО1

Помимо этого, в нарушение части 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший по делу – юридическое лиц - МУП «Райэнергоремонт» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Комитетом не извещался, рассмотрение дела в отсутствие потерпевшего нарушило права данного юридического лица, а также не позволило всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и принять по нему законное решение в соответствии с требованиями ст. 24.1. КоАП РФ.

В судебном заседании представители прокуратуры Псковской области - Петрова Н.М. и Колесникова О.В. поддержали изложенные в протесте доводы.

Председатель Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области ФИО2 с протестом не согласилась, считает постановление о прекращении производства по делу законным и обоснованным.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель потерпевшего - МУП «Райэнергоремонт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, суд находит постановление от 19.10.2020 подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела установлено, что 18.09.2020 заместителем прокурора Псковской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – *** ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и материал направлен для рассмотрения по существу в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области.

Принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, заместитель прокурора исходил из того, что ФИО1, являясь *** и осуществляя функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий организациям, в отношении которых принято решение об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), нарушил пункты 7,10,27 Положения о порядке предоставления субсидий условия их предоставления МУП за оказанные услуги на основании таких тарифов в 1-ом и 2-ом квартале.

19.10.2020 председатель Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – *** ФИО1 прекратил в связи с отсутствием события административного правонарушения, указав, что Комитетом по ЖКХ нарушены сроки рассмотрения заявления МУП «Райэнергоремонт» от 28.04.2020 и 28.07.2020 о предоставлении субсидии и сроков заключения договоров о предоставлении субсидии от 17.06.2020 и 17.09.2020, что в совокупности являются нарушениями порядка предоставления субсидии, обусловленными соблюдением требования ст. 3 Закона области № 1450-ОЗ, предписывающей, что предоставление субсидии осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом области в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели. Размеры средств областного бюджета в течение финансового года могут быть пересмотрены и перерассматриваются. Отсутствие у Комитета по ЖКХ необходимых лимитов бюджетных обязательств не обусловлено деятельностью Комитета по ЖКХ. Нарушение порядка предоставление субсидий не образует событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Оценив постановление о прекращении производства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.

Субсидия - это целевая бюджетная помощь, которая предоставляется для выполнения тех видов хозяйственной деятельности, которые имеют важное значение для той или иной отрасли хозяйства либо являются публично значимыми.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии представляют собой одну из форм финансовой помощи за счет бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главным распорядителем бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов в сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета на текущий финансовый год и на цели, установленные главным распорядителем бюджетных средств.

На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.

Согласно взаимосвязанным положениям статей 69 и 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

Постановлением администрации Псковской области от 27.02.2015 № 90 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов.

Размер субсидий, предоставляемой в виде квартального платежа, и порядок ее расчета, установлены в пунктах 7 и 10 названного Положения.

Порядок и условия заключения договора (соглашения) между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и получателем субсидии определены в пункте 27 Положения.

Вместе с тем, в постановлении об административном правонарушении не дана оценка действиям ФИО1 по несоблюдению п. 7 и п. 10 Положения при заключении с внешним управляющим МУП «Райэнергоремонт» П. М.В. договора 17.06.2020 в пункте 3.1 которого предусматривается предоставление последнему из областного бюджета субсидии за I квартал 2020 года в виде квартального платежа, в размере 3045,7 тыс. руб., что не компенсирует фактические размеры выпадающих доходов предприятия в указанном периоде и не соответствует расчетам субсидии, подтвержденным Комитетом по тарифам области.

Кроме этого, в соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 3 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший - юридическое лицо МУП «Райэнергоремонт» о месте и времени рассмотрения дела не извещался.

Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, не позволило потерпевшему реализовать свое право при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также не позволило всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела.

Указанное нарушение является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, поскольку должностным лицом, при вынесении обжалуемого постановления не были соблюдены требования ст. 25.2 КоАП РФ и ст. 29.12 КоАП РФ, оно подлежит отмене, как постановленное с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а материалы - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от 19.10.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении *** ФИО1 отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении *** ФИО1 на новое рассмотрение в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Т.А. Семёнова