ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-525/18 от 20.08.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №12-525/2018

Р Е Ш Е Н И Е

20.08.2018 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Бычковой Е.В. на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым Николаевой Е.П. от 04.05.2018 г. по делу №5-147/2018, которым Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Джанкойского районного суда Республики Крым от 04.05.2018 г. по делу №5-147/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (далее ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Бычкова Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.

Жалоба обоснована тем, что ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации, на основании заключаемых с ними государственных контрактов на обеспечение государственных нужд в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. 16.02.2018 г. был заключен государственный контракт №3/ЕП/18 на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымавтодор», согласно которому административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица, таким образом ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» были приняты зависящие от него меры для выполнения возложенных на него задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта.

В судебное заседание, которое состоялось 20.08.2018 г., ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» явку своего представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

При этом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

При этом, в соответствии с пп. 2 п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса от 16.11.2012 г., в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, входит очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения, а также правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств устанавливают ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Так, в соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии с п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

Согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В силу п.п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Согласно п. 4.4.1 ГОСТа Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

В соответствии с п.п. 5.1.4, 5.1.8, 5.1.13, 5.1.14 ГОСТа Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.

Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1 - 1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть: от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах; от 0,6 до 1,5 м - при установке на приподнятых направляющих островках, приподнятых островках безопасности и на проезжей части (на переносных опорах); от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.

Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; запрещающие знаки; информационные знаки; знаки сервиса.

Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50 - 200 мм. Знаки на одной опоре, распространяющие свое действие на разные проезжие части одного направления движения, располагают над соответствующими проезжими частями или максимально приближают к ним с учетом технических возможностей и требований настоящего стандарта.

В одном поперечном сечении дороги устанавливают не более трех знаков без учета знаков 5.15.2, дублирующих знаков, знаков дополнительной информации, а также знаков 1.34.1 - 1.34.3 в местах производства дорожных работ. Знаки, кроме установленных на перекрестках, остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, в местах устройства искусственных неровностей и производства дорожных работ, располагают вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, в населенных пунктах - не менее 25 м друг от друга.

В силу п.п. 5.2.5, 5.2.7 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки дублируют на дорогах с двумя или более полосами для движения в одном направлении, а на дорогах с одной полосой, если расстояние видимости переезда вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах - менее 100 м.

При расстоянии между железнодорожными переездами 50 м и менее знаки устанавливают перед первым переездом, а при расстоянии более 50 м - перед каждым переездом.

Знаки 1.4.1 - 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливают вне населенных пунктов на дорогах с двумя и более полосами для движения в обоих направлениях перед каждым переездом, а на дорогах с одной полосой - при расстоянии видимости переезда менее 300 м.

Знаки 1.4.1 - 1.4.3 устанавливают с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4 - 1.4.6 - с левой. Знаки 1.4.1 и 1.4.4 устанавливают с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.3 и 1.4.6 - с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 - самостоятельно, на равном расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2.

Знаки 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 размещают под знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.2 и 1.4.5 - на высоте, равной высоте установки знаков 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6.

Согласно п.п. 5.2.14, 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения.

Знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» устанавливают на участках дорог с кривой в плане малого радиуса, если при приближении к кривой определение направления поворота затруднено. Знаки устанавливают с внешней стороны кривой на продолжении оси полосы (полос), по которой осуществляется движение к повороту. На перекрестке с круговым движением знак 1.34.1 устанавливают на центральном островке, напротив соответствующего въезда. Допускается не устанавливать знак при наличии искусственного освещения перекрестка. Знаки с двумя стрелами допускается устанавливать в стесненных условиях. Знаки с одной стрелой устанавливают на протяжении одной кривой, число их должно быть не менее четырех, а расстояние между ними - не более 20 м. Знаки устанавливают на высоте от 1,5 до 2,0 м.

Согласно п. 5.3.2, 5.3.4, 5.3.6, 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.

Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.

Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление. При размещении знаков на стойках табличку размещают под знаком. При размещении знаков на консольных опорах или над проезжей частью, обочиной или тротуаром табличку помещают справа от знака.

Знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенных знаком 2.1. Знаки не устанавливают перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление. Знаки 2.3.4 - 2.3.7 должны быть установлены, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60°. Вне населенных пунктов знаки 2.3.1 - 2.3.7 устанавливают на расстоянии 150 - 300 м, в населенных пунктах - на расстоянии 50 - 100 м до перекрестка. При необходимости допускается устанавливать знаки 2.3.1 - 2.3.7 на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 8.1.1.

Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток. Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы.

Согласно п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и 5.18 «Место стоянки легковых такси» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.

Знак 5.17 устанавливают справа от проезжей части при расположении трамвайных путей посередине проезжей части или слева от проезжей части с односторонним движением.

Дублирующий знак 5.17 устанавливают: при наличии приподнятой посадочной площадки, расположенной вдоль трамвайных путей, - в начале этой площадки; без посадочной площадки на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направлении - над левой полосой.

При необходимости указания протяженности одного или нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов допускается применять знак 5.16 с табличкой 8.2.1. Знак при этом устанавливают в начале первого остановочного пункта.

Информацию о маршрутах указывают в соответствии с ГОСТ 25869.

Согласно п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.

Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.

Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. На перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода.

В соответствии с п.п. 5.6.28, 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 5.23.1 и 5.23.2 «Начало населенного пункта» применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе жилой застройки.

Знак 5.23.2 устанавливают в случаях, когда требования Правил дорожного движения, регламентирующие порядок движения в населенных пунктах, необходимо ввести на участке дороги с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт (дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.). Знак 5.23.2 допускается устанавливать: на второстепенных въездах в населенный пункт; в начале жилой застройки в случаях, когда дорога неоднократно пересекает границы одного и того же населенного пункта; на границах жилой застройки, когда в пределах административных границ населенного пункта застройки прерывается на расстояние более 500 м.

Знаки 5.24.1 и 5.24.2 «Конец населенного пункта» применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки. Допускается устанавливать знак 5.24.2 в конце населенного пункта, обозначенного знаком 5.23.1.

В силу п. 5.7.15 ГОСТа Р 52289-2004 знак 6.13 «Километровый знак» применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км. Знак на дорогах с разделительной полосой устанавливают посередине разделительной полосы или с правой стороны дороги для каждого направления движения. На дорогах с ограждениями по оси проезжей части знак устанавливают посередине дороги внутри ограждений либо с правой стороны дороги для каждого направления движения. На дорогах с пятью и более полосами движения в обоих направлениях без разделительной полосы знак устанавливают с правой стороны дороги для каждого направления движения. Знак на дорогах без разделительной полосы с четырьмя и менее полосами движения в обоих направлениях устанавливают только с одной стороны дороги. Допускается устанавливать на одной опоре два знака 6.13, предназначенных для разных направлений движения, размещая их друг к другу оборотными сторонами или под углом не более 60°.

Согласно п.п. 6.2.3, 6.2.7, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 разметку 1.1 применяют в следующих случаях: Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях: на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга; на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 м, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом. На дорогах, имеющих две полосы, разметку наносят так, чтобы было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней. На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение принимают для крайних полос, а средняя полоса в этом случае может использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которого предназначена внешняя полоса; перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40) м от края пересекающей проезжей части; перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 м от ближнего рельса; на участках дорог, где не обеспечено расстояние видимости встречного автомобиля; перед препятствием (опорой путепровода, островком безопасности, бордюром и т.п.), находящимся ближе 0,3 м от границы полосы движения либо сужающим полосу, а также при уменьшении числа полос в данном направлении с наклоном к оси дороги не более 1:20 (1:50) (переходная линия). На дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях допускается наносить две параллельные переходные линии на расстоянии не менее 20 (40) м; перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками - на расстоянии 20 (40) м; на участках дорог с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Протяженность участков дороги с соотношением числа полос движения во встречных направлениях (2:1 или 1:2) определяют с учетом продольного и поперечного профилей дороги, организации левых поворотов на перекрестках, с учетом возможности опережения попутных транспортных средств; на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся навстречу общему потоку транспортных средств; на мостовых сооружениях и под ними, а также в тоннелях.

Для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении: перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами - не менее чем за 20 (40) м от разметки 1.12 или 1.13; на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.

Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.).

Для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или на околотротуарных стоянках.

Минимальные размеры одного стояночного места при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части или края стояночной площадки должны быть не менее 2,5 х 7,5 (2,5 x 6,5 м) м для легковых и 3,0 х 11,0 м - для грузовых автомобилей без прицепов, при параллельном размещении автомобилей относительно друг друга - соответственно 2,5 х 5,0 ми 3,5 х 8,5 м.

Разметку 1.5 применяют для: разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой не перекрывают друг друга, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13; обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.

Разметку 1.6 (линия приближения) применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.1 или 1.11, разделяющей потоки транспортных средств, движущихся в противоположных или попутных направлениях. Разметку 1.6 наносят на расстоянии не менее 50 (100) м перед разметкой 1.1 или 1.11.

Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения.

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.

Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.

Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части. Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.

В силу п. 8.1.18 ГОСТа Р 52289-2004 начальный и концевой участки барьерного и парапетного ограждения, устанавливаемого на обочине, устраивают с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна. При этом балки барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений начальных и концевых участков понижают до поверхности дороги. Начальный и концевой участки одностороннего барьерного ограждения допускается выполнять с изгибом балки в форме петли длиной не менее 5,00 м, а расстояние от бровки земляного полотна до ближней стойки должно быть не менее 0,25 м. На начальных и концевых участках балки одно- и двусторонних барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений, устанавливаемых на разделительной полосе, понижают до земли с уклоном 1:15. Односторонние ограждения сближают к оси разделительной полосы. В местах технологических разрывов разделительной полосы, разворота, пересечений и примыканий в одном уровне, у постов дорожно-патрульной службы и т.п. допускается устраивать понижение балок или верхних плоскостей парапетных ограждений до земли с уклоном 1:10.

В соответствии с п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004 сигнальные столбики устанавливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений: в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика на подходе с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 2 м, интенсивности движения не менее 1000 ед./сут.; на расстояниях и, и на расстоянии, равном 50 м.

Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Отраслевых дорожных норм - ОДН 218.3.039-2003, развивающих положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования», конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».

Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 12.03.2018 г. отделением ГИБДД МО МВД России «Джанкойским» при осуществлении федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения и обследовании участка автомобильной дороги 35 ОП РЗ 35А-001 «Граница с Украиной-Джанкой-Феодосия-Керчь» от 201 км + 220 м по 229 км + 0 м были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно:

на 201 км + 240 м, 203 км + 900 м, 212 км +50 м, 213 км + 300 м в начале посадочной площадки (или на павильоне остановки общественного транспорта) отсутствуют двухсторонние дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в нарушение требований п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004;

на 201 км + 900 м не обеспечена видимость дорожного знака 1.34 «Направление поворота» на расстоянии не менее 100 м в нарушение требований п. 5.1.4 ГОСТа Р 52289-2004;

на 201 км + 300 м, 203 км + 850 м, 205 км + 750 м, 206 км + 400 м, 207 км + 250 м, 207 км + 400 м, 207 км + 750 м, 208 км + 100 м, 208 км + 450 м, 209 км + 900 м, 220 км + 350 м, 220 км + 550 м на проезжей части имеются выбоины и сплошные разрушения кромки проезжей части, предельные размеры которых превышают предельно допустимые значения: по ширине – 60 см и по длине 15 см в нарушение требований п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

на 209 км + 0 м дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» и 1.11.2 «Опасный поворот», расположенные вне населенного пункта, установлены на расстоянии менее 50 м друг от друга в нарушение требований п. 5.1.14 ГОСТа Р 52289-2004;

на 209 км + 900 м обочина не отделенная от проезжей части бордюром возвышена над проезжей частью в нарушение требований п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 209 км + 100 м, 211 км + 900 м, 216 км + 850 м, 223 км + 900 м используемые материалы по укреплению обочины не обеспечивают заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций превышающих по величине и характеру допустимые параметры, что не соответствует требованиям п. 2.1 ОДН 218.3.039-2003;

с 201 км + 220 м до 203 км отсутствует, либо ее износ составляет свыше 50%, горизонтальная разметка 1.1, 1.5, 1.6 и 1.7 в необходимых местах в нарушение требований п.п. 6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 и 6.2.9 ГОСТа Р 52289-2004 и п.п. 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93;

на 212 км + 050 м на дальних границах пешеходного перехода как при движении со стороны г. Джанкой так и при движении со стороны г. Феодосия отсутствуют дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004;

на 212 км + 050 м на пешеходном переходе отсутствует дорожная разметка 1.14.11 в нарушение требований п. 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 и п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93;

на 212 км + 200 м расстояние между ближайшими краями соседних знаков 6.14.1 «Номер маршрута» и 3.20 «Обгон запрещен», размещенных на одной опоре, менее 50 мм в нарушение требований п. 5.1.13 ГОСТа Р 52289-2004, а очередность размещения знаков, установленных на одной опоре, не отвечает требованиям п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004;

на 212 км + 700 м на опасном закруглении дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 (1.34.2) «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 212 км + 900 м балки металлических барьерных ограждений, начальных и концевых участков, не понижены до уровня поверхности дороги в нарушение требований п. 8.1.18 ГОСТа Р 52289-2004, п. 4.4.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 213 км + 150 м дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» не отвечает требованиям ГОСТа Р 52290-2004 в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 213 км + 200 м расстояние между знаками 1.34.1 (1.34.2) «Направление поворота» более 20 м (отсутствует один дорожный знак 1.34.1 (1.34.2) «Направление поворота») в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 213 км + 300 м на дальних границах пешеходного перехода как при движении со стороны г. Джанкой, так и при движении со стороны г. Феодосия, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», а при движении со стороны г. Феодосия, на ближней границе перехода отсутствует дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004;

на 216 км + 0 м, 222 км + 0 м, 225 км + 0 м отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», предназначенные для разных направлений, в нарушение требований п. 5.7.15 ГОСТа Р 52289-2004;

на 216 км + 850 м на кривых примыкания второстепенной дороги в одном уровне отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 220 км + 650 м, 220 км + 850 м в пределах обочины (откоса земляного полотна) установлены посторонние предметы (железобетонные столбики), не имеющие отношения к обустройству автомобильной дороги в нарушение требований раздела 3 ГОСТа Р 50597-93;

на 220 км + 750 м на кривых примыкания второстепенной дороги в одном уровне (в полной мере через 3 метра) отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 222 км + 600 м, 223 км + 900 м дорожные знаки 7.2 «Больница» не соответствуют требованием ГОСТа Р 52290-2004 в нарушение требований п.4.1.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 222 км + 650 м, 222 км + 700 м дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» не отвечают требованиям ГОСТа Р 52290-2004 (названия населенных пунктов выполнены не на русском языке) в нарушение требований п.4.1.1 ГОСТа Р 50597-93, о чем был составлен акт №395 от 12.03.2018 г. выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д. 5-7) и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 2).

При проведении административного расследования 02.04.2018 г. на автодороге 35 ОП МЗ 35Н-187 «Целинное-Павловка» были выявлены многочисленные недостатки в содержании автомобильной дороги, а именно:

от 1-го км до 18-го км отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», предназначенные для разных направлений движения (кроме дорожного знака 6.13 «Километровый знак» на 16 км + 0 м), соответствующие требованиям ГОСТа Р 52290-2004 в нарушение требований п. 5.7.15 ГОСТа Р 52289-2004;

на 0 км + 100 м в месте примыкания второстепенной автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-183 «Томашевка-Ермаково» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», установленный совместно со знаком дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п.п. 5.3.6 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004, а перед примыканием (перекрестком) второстепенной дороги к главной (с двух сторон от перекрестка), где она изменяет свое направление, отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», установленные совместно со знаком дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п.п. 5.3.2 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004;

на 0 км + 100 м на кривых примыкания автомобильной дороги в одном уровне отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 0 км + 250 м перед примыканием (перекрестком) второстепенной дороги к главной дороге отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004, а на кривых примыкания второстепенной дороги к главной на одном уровне отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 0 км + 400 м в конце населенного пункта с. Целинное, обозначенного дорожным знаком 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Целинное), отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» (Целинное) в нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004;

от 1-го км + 0 м по 1-й км + 700 м, 4 км + 700 м, 8 км + 200 м, 15 км + 500 м, 16 км + 100 м, 18 км + 0 м на проезжей части имеются выбоины, разрушения кромки проезжей части и провалы, предельный размер которых превышает предельно допустимые значения: по ширине 60 см и по длине 15 см, в том числе затрудняющие движение транспортных средств с разрешимой скоростью в нарушение требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

на 1 км + 800 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 2 км + 500 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 2 км + 850 м, 3 км + 250 м на кривых примыкания автомобильной дороги к автодороге 35 ОП МЗ 35Н-293 «Воинка-Джанкой» в одном уровне отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 2 км + 850 м, 8 км + 200 м, 8 км + 600 м, 12 км + 0 м, 15 км + 500 м, 16 км + 100 м, 17 км + 0 м, 18 км + 0 м обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см, при отсутствии бордюра в нарушение требований п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93, а используемые материалы по укреплению обочины не обеспечивают заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые параметры в нарушение требований п. 2.1 ОДН 218.3.039-2003;

на 8 км + 350 м дорожный знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» не отвечает требованиям ГОСТа Р 52290-2004, установлен без объективных причин (отсутствие пересечения со второстепенной дорогой) в нарушение требований п. 5.3.4 ГОСТа Р 52289-2004;

в районе 8 км + 500 м на въезде в населенный пункт с. Пахаревка на фактической границе жилой застройки отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Табачное) в нарушение требований п. 5.6.28 ГОСТа Р 52289-2004, а в конце населенного пункта с. Пахаревка, обозначенного дорожным знаком 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Пахаревка) отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» в нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004;

на 8 км + 600 м в месте примыкания второстепенной дороги отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004, а перед самим примыканием (перекрестком) на главной дороге отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 8 км + 800 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота», на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 8 км + 900 м на дальней границе пешеходного перехода при движении со стороны с. Целинное отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», а при движении со стороны с. Павловка на ближней границе перехода отсутствует дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 400 м с левой стороны дороги расстояние между ближайшими краями соседних знаков 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и 1.4.4 «Приближение к железнодорожному переезду», размещенных на одной опоре, менее 50 мм в нарушение требований п. 5.1.13 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 500 м перед примыканием (перекрестком) второстепенной дороги к главной, на главной дороге отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 750 м, 9 км + 900 м на двух опасных закруглениях дороги с кривыми в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этих кривых в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 750 м с правой стороны от проезжей части по ходу движения отсутствует дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», установленный совместно с дорожным знаком 1.4.3 «Приближение к железнодорожному переезду» в нарушение требований п.п. 5.2.5 и 5.2.7 ГОСТа Р 52289-2004;

на 12 км + 100 м балки металлических барьерных ограничений, начальных и концевых участков не понижены до уровня поверхности дороги в нарушение требований п. 8.1.18 ГОСТа Р 52289-2004;

в районе 14 км + 500 м на въезде в населенный пункт с. Новокрымское на фактической границе жилой застройки отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новокрымское) в нарушение требований п. 5.6.28 ГОСТа Р 52289-2004, а в конце населенного пункта с. Новокрымское, обозначенного дорожным знаком 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новокрымское) отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» в нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004;

на 14 км + 750 м в начале посадочной площадки (или на павильоне остановки общественного транспорта) отсутствуют двухсторонние дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в нарушение требований п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004;

на 14 км + 800 м, 15 км + 500 м на кривых примыкания автомобильной дороги к автодороге 35 ОП МЗ 35А-001 «Граница с Украиной-Джанкой-Феодосия-Керчь» в одном уровне отсутствуют сигнальные столбики в нарушение требований п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 15 км + 500 м размещенные на одной стойке дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» и 2.4 «Уступите дорогу» установлены с нарушением п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004, а само место установки дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» не отвечает требованиям п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004 в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 16 км + 50 м, 16 км + 100 м в месте примыкания второстепенных дорог отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004, а перед самими примыканиями (перекрестками) на главной дороге отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 16 км + 150 м на въезде в населенный пункт с. Новокрымское на фактической границе жилой застройки отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новокрымское) в нарушение требований п. 5.6.28 ГОСТа Р 52289-2004, а в конце населенного пункта с. Новокрымское, обозначенного дорожным знаком 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новокрымское), отсутствует дорожный знак знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» в нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004;

от 0-го до 16 км + 800 м отсутствует, либо ее износ составляет свыше 50%, горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.7 в необходимых местах в нарушение требований п.п. 6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 и 6.2.9 ГОСТа Р 52289-2004 и п.п. 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93, о чем был составлен акт №402 от 07.04.2018г. выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д. 107-110).

При проведении административного расследования 11.04.2018 г. на автодороге 35 ОП МЗ 35Н-180 «Победное-Славянское» также были выявлены многочисленные недостатки в содержании автомобильной дороги, а именно:

от 0-го км по 22-й км отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», предназначенные для разных направлений движения и соответствующие требованиям ГОСТа Р 52290-2004 (кроме дорожного знака 6.13 «Километровый знак» на 9 км + 0 м) в нарушение требований п. 5.7.15 ГОСТа Р 52289-2004;

на 0 км + 0 м на пешеходном переходе отсутствует дорожная разметка 1.14.1 в нарушение требований п. 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 и п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93;

на 0 км + 40 м дорожный знак 1.11.1 «Опасный поворот» не соответствует требованиям ГОСТа Р 52590-2004 в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93;

на 0 км + 100 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 250 м в месте примыкания второстепенных дорог в месте, где главная дорога изменяет свое направление, отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», установленные совместно со знаками дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п.п. 5.3.6 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 250 м в начале посадочной площадки (или на павильоне остановки общественного транспорта) отсутствуют двухсторонние дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в нарушение требований п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 400 м в месте примыкания второстепенной дороги отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 450 м в месте примыкания второстепенной дороги отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 600 м в месте примыкания второстепенной дороги отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004;

на 1 км + 250 м, 1 км + 700 м, 2 км + 200 м, 2 км + 800 м, 3 км + 700 м, 4 км + 400 м, 4 км + 900 м, 5 км + 100 м, 5 км + 500 м, 7 км + 0 м, 8 км + 950 м, 11 км + 600 м, от 22 км + 100 м по 22 км + 500 м на проезжей части имеются выбоины, сплошные разрушения кромки проезжей части и провалы проезжей части, предельные размеры которых превышают предельно допустимые значения: по ширине 60 см и по длине 15 см, в том числе затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью в нарушение требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93;

на 1 км + 250 м, 3 км + 700 м, 8 км + 950 м, 9 км + 950 м, 11 км + 600 м, 16 км + 400 м, от 22 км + 100 м по 22 км + 500 м обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более, чем на 4,0 см, а также имеются факты возвышения обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра в нарушение требований п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93, а используемые материалы по укреплению обочины в большей степени не обеспечивают заезд на обочину транспортных средств (при неблагоприятных погодных условиях) с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций превышающих по величине и характеру допустимые параметры в нарушение требований п. 2.1 ОДН 218.3.039-2003;

от 4 км + 500 м по 6 км + 600 м в пределах обочины (откоса земляного полотна) имеются посторонние предметы (ветки деревьев, заросли кустарника, стволы деревьев) не имеющие отношения к обустройству автомобильной дороги в нарушение требований раздела 3 ГОСТа Р 50597-93;

на 8 км + 950 м в начале посадочной площадки (или на павильоне остановки общественного транспорта) отсутствуют двухсторонние дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в нарушение требований п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004, а расстояние от нижнего края имеющегося одностороннего знака 5.16 «Место остановки автобуса» до поверхности дорожного покрытия (высота установки) менее 1,5 м в нарушение требований п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 0 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004, а перед этой кривой в плане с двух сторон от нее отсутствуют предупреждающие знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» в нарушение требований п. 5.2.14 ГОСТа Р 52289-2004;

на 8 км + 980 м дорожный знак 1.12.2 «Опасные повороты» установлен необъективно, в нарушение требований п.п. 5.2.2 и 5.2.15 ГОСТа Р 52289-2004, а именно: предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.34.1-1.34.3, устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м до начала опасного участка; дорожные знаки 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты» устанавливают перед двумя и более следующими друг за другом кривыми в плане, если между ними менее 300 м, а в данном случае расстояние между кривыми в плане не менее 500 м;

на 9 км + 600 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004, а перед этой кривой в плане с двух сторон от нее отсутствуют предупреждающие знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» в нарушение требований п. 5.2.14 ГОСТа Р 52289-2004;

на 9 км + 950 м перед примыканием (перекрестком) второстепенной дороги к главной в месте, где она изменяет свое направление, отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», установленный совместно со знаком дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги», в нарушение требований п.п. 5.3.2 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004;

на 10 км + 400 м перед примыканием (перекрестком) второстепенной дороги к главной в месте, где она изменяет свое направление, отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», с двух сторон от примыкания, установленные совместно со знаками дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п.п. 5.3.2 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004, а в месте примыкания второстепенной дороги отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», установленный совместно со знаком дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п.п. 5.3.6 и 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004;

на 10 км + 600 м, 10 км + 750 м, 10 км + 820 м, 10 км + 900 м, 11 км + 0 м, 11 км + 70 м, 11 км + 150 м, 11 км + 200 м, 11 км + 270 м, 11 км + 400 м, 11 км + 500 м, 11 км + 600 м, 16 км + 100 м, 16 км + 400 м в месте примыкания второстепенной дороги отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004, а перед примыканием (перекрестком) на главной дороге отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004;

на 16 км + 430 м на въезде в населенный пункт с. Новопавловка на фактической границе жилой застройки отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новопавловка) в нарушение требований п. 5.6.28 ГОСТа Р 52289-2004, а в конце населенного пункта с. Новопавловка, обозначенного дорожным знаком 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новопавловка), отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» в нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТа Р 52289-2004;

на 17 км + 0 м, 17 км + 100 м в месте примыкания второстепенной дороги 35 ОП МЗ 35Н-159 «Стальное-Родное-Новофедоровка» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004, а перед примыканием (перекрестком), с двух сторон от него, на главной дороге отсутствуют соответствующие дорожные знаки приоритета 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» в нарушение требований п. 5.3.4 ГОСТа Р 52289-2004;

на 19 км + 700 м на участке дороги с кривой в плане малого радиуса отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 и 1.34.2 «Направление поворота» на протяжении этой кривой в нарушение требований п. 5.2.36 ГОСТа Р 52289-2004, а перед этой кривой в плане с двух сторон от нее отсутствуют предупреждающие знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» в нарушение требований п. 5.2.14 ГОСТа Р 52289-2004;

на 22 км + 500 м в месте примыкания второстепенной автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-180 «Победное-Славянское» к автомобильной дороге 35 ОП МЗ 35Н-169 «Азовское-Стефановка» в месте, где она изменяет свое направление, дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» установлен без знака дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» в нарушение требований п. 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004, а сам знак 2.4 «Уступите дорогу» не соответствует требованиям ГОСТа Р 52590-2004 в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93;

от 0-го км до 1-го км, 2 км + 200 м, 3 км + 0 м, от 8 км + 950 м по 12 км + 0 м отсутствует, либо ее износ составляет свыше 50%, горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6 и 1.7 в необходимых местах согласно в нарушение требований п.п. 6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 и 6.2.9 ГОСТа Р 52289-2004 и п.п. 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93, о чем был составлен акт №403 от 11.04.2018 г. выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д. 139-143).

На основании выявленных нарушений, 12.04.2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении серии 40АС №001953 в отношении ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 152-164) и постановлением Джанкойского районного суда Республики Крым от 04.05.2018 г. по делу №5-147/2018 ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

При этом ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в поданной жалобе, ссылаясь на Государственный контракт №3/ЕП/18 от 16.02.2018 г., указывает, что не является лицом, ответственным за совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Данные доводы жалобы подлежат отклонению на основании следующего.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» путем преобразования Государственного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым».

Согласно Уставу ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа № 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;

- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;

- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;

- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;

- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.

Предметом деятельности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).

Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 16.02.2018 г. с ГУП РК «Крымавтодор» заключен Государственный контракт № 3/ЕП/18 по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.

Согласно п. 1.1 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» поручает, а ГУП РК «Крымавтодор» принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым в соответчики с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.

Пунктом 1.1.2 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП РК «Крымавтодор» путем выполнения комплекса работ в соответствии, перечисленных в Приложении № 1 к Контракту. ГУП РК «Крымавтодор» обязуется выполнить весь комплекс работ по настоящему Контракту, в строгом соответствии с условиями Контракта.

В соответствии с п. 2.4 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 ГУП РК «Крымавтодор» несет перед ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг, в том числе за нарушение качества и сроков выполняемых работ и/или услуг, за негативные последствия неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 для реализации настоящего Контракта ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП РК «Крымавтодор» и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым «Крымавтодор» о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП РК «Крымавтодор».

В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 для реализации настоящего Контракта ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП РК «Крымавтодор» на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.

Пунктом 10.4 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП РК «Крымавтодор» предписание об устранении выявленных дефектов содержания.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» во исполнение п. 7.2.3 Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 выдавала ГУП РК «Крымавтодор» предписание на устранение нарушений, выявление которых послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении серии 40АС №001953.

Также ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» не представлены доказательства того, что в период действия Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18 в порядке, предусмотренном п. 10.4 указанного Контракта, ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» направляло в ГУП РК «Крымавтодор» предписания по устранению им дефектов содержания дорог.

ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» также не представлены доказательства того, что выявленные недостатки стали результатом ненадлежащего исполнения ГУП РК «Крымавтодор» условий Государственного контракта от 16.02.2018 г. № 3/ЕП/18.

Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» своевременных и достаточных мер по выполнению требований государственных стандартов по содержанию дорог, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является виновным в совершении выявленного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Так, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

При этом, ни в актах выявленных недостатков в содержании дороги, ни на фототаблицах, ни в протоколе об административном правонарушении не отражены замеры: просадок обочин; высоты балок барьерных ограждений; выбоин и провалов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешимой скоростью, также как и не произведены фактические замеры расстояния между ближайшими краями соседних знаков 6.14.1 «Номер маршрута» и 3.20 «Обгон запрещен», размещенных на одной опоре, а также расстояние видимости знака 1.34 «Направление поворота».

Материалы дела также не содержат доказательств того, что износ дорожной разметки превышает предельно допустимые размеры площади и нарушает ГОСТ Р 50597-93, замеры площади износа дорожной разметки должностным лицом не производились и в акте выявленных недостатков в содержании дороги не отражены.

В протоколе об административном правонарушении и в акте выявленных недостатков также указано, что используемые материалы по укреплению обочины не обеспечивают заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций превышающих по величине и характеру допустимые параметры, при этом замеры уровня деформации обочины также не производились и в указанных документах не отражены.

Судом первой инстанции также не было установлено, в чем заключалось несоответствие установки дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 7.2 «Больница».

Более того, в силу прямого указания п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 дорожные знаки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов и других населенных пунктов размещаются в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, при этом материалы дела дислокацию дорожных знаков на автомобильных дорогах 35 ОП РЗ 35А-001 «Граница с Украиной-Джанкой-Феодосия-Керчь», 35 ОП МЗ 35Н-187 «Целинное-Павловка», 35 ОП МЗ 35Н-180 «Победное-Славянское», не содержат.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 06.08.2018 г. у ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» была истребована схема дислокации дорожных знаков и схему организации движения общественного транспорта с указанием мест остановки транспорта на участках автомобильной дороги 35 ОП РЗ 35А-001 «Граница с Украиной-Джанкой-Феодосия-Керчь» с 201 км + 220 м по 229 км + 0 м, 35 ОП МЗ 35Н-187 «Целинное-Павловка» от 0-го км по 18-й км + 600 м, 35 ОП МЗ 35Н-180 «Победное-Славянское» от 0-го км по 22-й км + 500 м.

При этом, ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» данную схему дислокации дорожных знаков и схему организации движения общественного транспорта не представило, а лишь направило фотоматериалы по факту недостатков в эксплуатации указанных автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах, из мотивировочной части постановления Джанкойского районного суда Республики Крым от 04.05.2018 г. по делу №5-147/2018 подлежит исключению указание на нарушение ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ГОСТов, связанных с дислокацией дорожных знаков, с повреждением покрытия проезжей части, с отсутствием горизонтальной дорожной разметки, с несоответствием балок металлических барьерных ограждений, а также с несоответствием используемых материалов по укреплению обочин установленным требованиям.

Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Джанкойского районного суда Республики Крым от 04.05.2018 г. по делу №5-147/2018 о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ изменить, исключить из мотивировочной части указание на нарушение ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ГОСТов, связанных с дислокацией дорожных знаков, с повреждением покрытия проезжей части, с отсутствием горизонтальной дорожной разметки, с несоответствием балок металлических барьерных ограждений, а также с несоответствием используемых материалов по укреплению обочин установленным требованиям.

В остальной части постановление суда оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>