ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-525/2022 от 17.10.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД 89RS0005-01-2022-003983-15

(№ 12-525/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 октября 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы должностного лица – заместителя главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» Симона Е.В. – на постановления главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Лысениной М.В. от 7 сентября 2022 года № 03/4-524/2022 по делу об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7 КоАП РФ, и № 03/4-522/2022 по делу об административных правонарушениях по ст.8.1, 8.5, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного специалиста-эксперта ОГЭН в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора Лысениной М.В. от 7 сентября 2022 года № 03/4-524/2022 по делу об административном правонарушении должностное лицо – заместитель главного инженера ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) Симон Е.В. – подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных:

- ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п.1 ст.4, ч.1 ст.34, ч.2 ст.39, ст.3, ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12, ч.1 и 2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ путем невыполнения требований по защите и охране почв от негативного воздействия, в результате чего допущено загрязнение нефтепродуктами 23 земельных участков, расположенных на территории ... месторождения;

- ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п.1 ст.34, ч.1, 2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12, ч.2, 5 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, п.3, 5 и 26 постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» путем невыполнения установленной обязательными требованиями природоохранного законодательства обязанности по разработке проектов рекультивации земель для нефтезагрязненных участков площадью 1 ... кв.м;

- ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ч.1 ст.34, Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», а также ст.12, ч.3, 4 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ путем самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы общей площадью ... кв.м, располагавшегося на лесном участке в ... лесничестве ... участковом лесничестве (...).

Постановлением главного специалиста-эксперта ОГЭН в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора Лысениной М.В. от 7 сентября 2022 года № 03/4-522/2022 по делу об административном правонарушении то же должностное лицо подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных:

- ст.8.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п.556, 885, 985 и 986 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», п.8 постановления Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст.39 и ч.1 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» путем допущения эксплуатации трубопроводов на ... месторождении без обеспечения надлежащего контроля технического состояния с применением необходимых методов технического диагностирования, показателей эксплуатации, без проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации, что привело к возникновению 13 техногенных событий;

- ч.1 ст.8.50 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ч.3, 11 и п.2 ч.14 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» путем невыполнения не в полном объеме предусмотренных ПЛАРН мероприятий для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на нефтепроводах «...» – не привлечении сил и средств АСФ ООО «Защита Югры», не локализации аварийных разливов нефти, не проведении полной ликвидации разливов нефти, неосуществлении полного сбора пропитанного нефтепродуктами грунта, не нанесении сорбента на оставшуюся послу откачки нефти замазученную почву, не закачивании нефти из емкости временного хранения и автоцистерн в отремонтированный трубопровод передвижными насосными агрегатами либо не перевозке ее автоцистернами в резервуарный парк ближайшей производственной площадки;

- ст.8.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п.942 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», абз.«в» п.25 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», ч.1 и 3 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» путем не оповещения незамедлительно Росприроднадзора о 7 фактах разлива нефти и нефтепродуктов произошедших на территории Харампурского месторождения в период с 2021 года (...

- ч.3 ст.8.50 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п.942 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», абз.«в» п.25 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», ч.1 и 3 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» путем не оповещения уполномоченных органов о 3 фактах разлива нефти и нефтепродуктов (т.вр.... в период 2022 года, произошедших на территории ... месторождения.

Не согласившись с указанными постановлениями, Симон Е.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановления отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и составов административных правонарушений, ссылаясь на то, что постановление не содержит сведений о том, какое именно мероприятие по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду не было выполнено, каким нормативно-правовым актом предусмотрено его выполнение, каковы сроки его выполнения, не установлено время совершения правонарушения, неверно указаны даты протоколов исследования почв, не учтен факт начала самостоятельной работы Общества на спорных участках лишь с 1 января 2020 года, факт порчи земель лесного фонда не доказан, выводы по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ сделаны лишь на основании документарной проверки, выезд на место происшествия с составлением акта осмотра не осуществлялся, следы загрязнения лесного участка не фиксировались, отбор проб почвы не производился, загрязняющее вещество не определено. Проекты рекультивации земельных участков разработаны своевременно, а по факту непроведения рекультивации земельного участка площадью ... кв.м к административной ответственности 6 сентября 2021 года привлечено само Общество. Доказательств тому, что снятый и перемещенный слой грунта является плодородным слоем почвы, не имеется. Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, доказательства нарушения именно экологических норм по деянию, квалифицированному по ст.8.1 КоАП РФ, отсутствуют. ПЛАРН, невыполнение которого ему вменено, согласован с Росприроднадзором 1 марта 2022 года, датой начала его действия является 8 июня 2022 года, поэтому выполняться ранее он не мог. Факты разливов, несообщение о которых расценено как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.50 КоАП РФ, доказаны не были, выводы о них сделаны на основании документарной проверки, без выезда на место и проведения необходимых обследований и исследований.

Полагал незаконным вынесение в отношении него двух постановлений по итогам одного проверочного мероприятия.

Определением от 6 октября 2022 года обе жалобы объединены в одно производство.

В суд участники производства по делу об административном правонарушении не явились, что не препятствует рассмотрению жалоб по существу, поскольку о времени и месте судебного заседания они были извещены надлежащим образом. Должностным лицом, вынесшим оспариваемые постановления, представлены отзывы на жалобы и подлинные материалы дел об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дел и доводы жалоб, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Помимо этого в силу указаний п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ и п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, а наличие существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены постановления.

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Так, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Закона об охране окружающей среды).

Полномочия контроля исполнения требований экологического законодательства возложены на органы, осуществляющие государственный экологический надзор.

Из материалов дела следует, что ООО «Харампурнефтегаз», реализуя свои уставные цели, осуществляет деятельность по добыче нефтяного (попутного) газа, природного газа и газового конденсата, разработке гравийных и песчаных карьеров, добыче торфа, предоставлении услуг в области добычи нефти и природного газа, разведочное бурение и т.д.

В указанных целях, что никем не оспаривается, Общество эксплуатирует оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объект I категории (категория риска чрезвычайно высокая) с кодом «... месторождение», включающее в себя ... и ... месторождения, расположенные в ... и ....

На основании решения руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 7 июня 2022 года № 273-рш в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении указанного выше объекта НВОС проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований п.1 и 2 ст.34, п.1 ст.39, п.1 и 3 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также п.2 ч.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.3 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», утвержденных приказом Росприроднадзора от 15 декабря 2020 года № 534 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Проведение проверки было согласовано прокуратурой ЯНАО 8 июня 2022 года, а основанием для нее, как следует из текста решения от 7 июня 2022 года, послужили докладные записки оперативных дежурных ... Росприроднадзора на территории ЯНАО от 12, 26 и 27 января 2022 года, а также оперативные сообщения о расцененных как угроза причинения вреда (ущерба) разливах нефти и нефтепродуктов самого Общества от 11, 25 и 26 января 2022 года.

Сами по себе разливы нефти и нефтепродуктов, безусловно, могут создавать непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Таким образом, установленные законодательством, а именно абз.2 и 4 подп.«а» п.4 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» основания для проведения проверки у ... имелись.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в 11 часов 45 минут 11 января 2022 года на территории ... месторождения произошла разгерметизация промыслового трубопровода ... т нефтесодержащей жидкости на площади ... кв.м. в квартале ...... участкового лесничества ... лесничества (... в.д.).

В 14 часов 40 минут 26 января 2022 года на территории ... месторождения произошла разгерметизация промыслового трубопровода ... м от начала участка с разливом ... т нефтесодержащей жидкости на площади ... км восточнее <адрес> (....).

Помимо этого 25 января 2022 года имел место факт разгерметизации нефтесборного трубопровода т... месторождения в ... м от начала участка с разливом ... т нефтесодержащей жидкости на площади ... км восточнее <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждены докладными записками о наличии сообщений ...» соответствующего содержания и оперативными сообщениями Общества, в связи с чем у Общества были запрошены:

- съемки загрязненных земельных участков;

- сведения о направлении на согласование в уполномоченные органы Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объекта «Харампурское месторождение» с приложением копи Плана;

- план мероприятий по ликвидации разливов нефтепродуктов 11, 25 и 26 января 2022 года;

- подробные перечни как проведенных (с указанием всех параметров), так и предполагаемых к проведению работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов;

- сведения о проведенных отборах проб и результатах лабораторных исследований;

- сведения о согласовании и утверждении проектов рекультивации нарушенных/загрязненных земельных участков в районе каждого произошедшего техногенного события;

- акты технических расследований;

- правоустанавливающая документация на нефтепроводы, на которых произошла разгерметизация;

- актуализированные технические паспорта в отношении каждого линейного объекта, копии заключений экспертиз промышленной безопасности по ним, график и журнал наружного осмотра трубопроводов;

- сведения о потерях нефтепродуктов;

- данные контрольно-измерительной аппаратуры трубопроводов;

- проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию, реквизиты ГЭЭ, ГГЭ, сведения о реконструкции (ликвидации);

- журналы учета аварий, инцидентов, предпосылок к инциденту, событий 4-го уровня, произошедших на территории Общества в период с 1 января 2021 по 6 июня 2022 года;

- данные учета в области обращения с отходами для объекта ...;

- сведения и документы по должностному лицу, отвечающему за безопасную эксплуатацию нефтесборных трубопроводов за период с 1 января 2021 по 6 июня 2022 года.

Запрошенные документы представлены письмом от 16 июня 2022 года, дополнительно Обществом указано, что в настоящее время ведутся работы по подписанию Заключения о готовности Общества к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в РТН и ГУ МЧС России по ЯНАО, работы по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов проведены в соответствии с имеющимися планами мероприятий, работы по рекультивации земель будут проведены в соответствии с разработанными проектами, загрязненный грунт накапливается в специально обустроенных картах на полигоне месторождения с целью дальнейшего обращения; проектно-сметная документация с учетом положительных заключений экспертизы, разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию при переводе нефтяной деятельности в Общество от ООО «РН-Пурнефтегаз» не передавались.

В период 15-16 июня 2022 года должностным лицом ... Росприроднадзора проведен осмотр мест разлива нефтепродуктов, имевших место 11, 25 и 26 января 2022 года, в результате которого установлено, что разлив от 26 января 2022 года ликвидирован не полностью – на территории, отсыпанной песком, а также в почве по периметру отсыпанной территории установлено наличие маслянистых пятен нефтепродуктов с характерным едким запахом. Определены угловые координаты отсыпанного участка и загрязненного почвенного покрова, отобрана объединенная проба почвы по периметру загрязненного участка с двух горизонтов (... см), площадь участка предварительно составила ... кв.м.

При проезде по промысловой дороге в непосредственной близости от ... обнаружен разлив нефтепродуктов со следами его локализации путем отсыпки песчаного обвалования. На указанной песчаной отсыпке, а также на почве имеются нефтепродукты с характерным едким запахом, отобрана объединенная проба нефтезагрязненной почвы, определены угловые географические координаты, площадь участка предварительно составила ... кв.м.

Далее при следовании по промысловой дороге выявлен факт осуществления строительных работ: на ... оборудован котлован, на трубопроводе имеются следы замены участка длиной около 30 см. Вблизи котлована складируется снятый плодородный слой почвы (площадь территории со снятым плодородным слоем почвы предварительно составила ... кв.м), рядом находится гусеничный экскаватор. В самом котловане имеется жидкость тусклой коричневой цветности с характерным запахом нефтепродуктов, под местом замены участка трубопровода на почвенном покрове обнаружены следы нефтепродуктов, а также загрязненные нефтепродуктами ветошь и спецодежда.

На месте разлива 11 января 2022 года выявлены следы его локализации и ликвидации – нарушен верхний плодородный срой почвы, имеются следы строительной техники (со слов присутствовавшего при осмотре представителя Общества при ликвидации разлива вывезен верхний нефтезагрязненный слой почвы), по периметру нарушенного земельного участка установлено наличие следов нефтепродуктов на верхнем слое почвенного покрова. Определены угловые географические координаты участка, отобраны объединенная проба загрязненной почвы и фоновая проба почвы, площадь загрязненного участка предварительно составила ... кв.м.

Место разлива 25 января 2022 года выявлено локализованным – земельный участок спланирован, есть следы работ строительной техники, снят верхний плодородный слой почвы, но разлив не ликвидирован – на почве в наличии нефтепродукты с характерным едким запахом. На трубопроводе вблизи задвижки в месте его разгерметизации оборудован котлован, заполненный нефтезагрязненной жидкостью. Отобрана объединенная проба почвы в месте загрязнения, определены угловые географические координаты загрязненного земельного участка, площадь загрязненного участка предварительно составила ... кв.м.

Акт осмотра подписан всеми входившими в состав проверяющей комиссии лицами, специалистами, а также присутствовавшим при осмотре представителем Общества ФИО4, который указал, что на участке ... следов нефтепродуктов нет, но при отборе проб присутствовал запах нефтепродуктов. Протокол отбора проб (образцов) всеми присутствовавшими лицами подписан без замечаний.

Получив и изучив представленные Обществом документы и информацию, приняв во внимание результаты осмотра территории от 15-16 июня 2022 года, проверяющий орган дополнительно запросил сведения и документацию об устранении дефектов нефтесборных трубопроводов т.вр...., указанных в заключениях экспертизы промышленной безопасности от 14 декабря 2020 года, от 23 ноября 2021 года и от 12 ноября 2021 года; отчет по отказам на ... месторождении за период с 1 июня 2021 по 1 июня 2022 года; акты технических расследований техногенных событий, произошедших на промысловых трубопроводах Общества 13, 17 и 29 июня, 6, 8, 21, 27 и 31 июля, 17, 19 и 23 августа, 26 и 30 сентября, 7, 10 и 27 октября, 30 ноября, 2 декабря 2021 года с указанием и представлением документов и сведений, аналогичных запрошенным в отношении первых трех объектов; все аналогичные документы и сведения относительно техногенного события (разлива нефтепродуктов), выявленного 15 июня 2022 года в районе » и «камеры приема )»; все аналогичные сведения и документы относительно выявленных в ходе осмотра обустройства котлована в районе УЗА следов замены трубопровода длиной около ... м; геодезическая разбивочная основа на месторождении (или на отдельно взятых участках, где произошли разливы нефтепродуктов 11, 25 и 26 января 2022 года).

В ответ представлены документы, подтверждающие устранение ряда дефектов, с указанием на то, что срок устранения других дефектов не наступил, отчет по отказам трубопроводам, 18 актов технического расследования причин предпосылок к инциденту, иные документы. Дополнительно указано, что направление типовой формы оповещения в уполномоченные органы не производилось; на участке трубопровода «... работы завершены, участок восстановлен; по участку ... месторождения ведется устранение замечаний, полученных в ходе проверки – зачистка краевых зон.

Количественный химический анализ проб, полученных в ходе осмотра 15-16 июня 2022 года, выполнен, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела протоколы КХА от 5 июля 2022 года.

6 июля 2022 года составлен акт № 227 внеплановой выездной проверки, а отраженные в нем обстоятельства, установленные в ходе проверки, легли в основу семи составленных 29 августа 2022 года протоколов об административных правонарушениях по ст.8.1, 8.5, ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ, а 7 сентября 2022 года вынесены обжалуемые постановления и с назначением ответственному должностному лицу Общества Симону Е.В. административных наказаний в виде административных штрафов в размере 20 000 и 50 000 рублей.

В силу правила, установленного ч.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

При эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при транспортировке углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Эксплуатация объектов капитального строительства, используемых при транспортировке (за исключением транспортировки по автомобильным дорогам общего пользования и железнодорожным линиям) углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускаются при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ (ч.1, 2 ст.46 Закона об охране окружающей среды).

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 настоящего Кодекса.

Данная норма содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст.34-39 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», а особое значение имеют акты, регламентирующие размещение, строительство, эксплуатацию опасных объектов, объектов атомной энергетики, по уничтожению химического оружия и т.п.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Непосредственный объект – экологические требования, которые необходимо соблюдать, а объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в их несоблюдении.

Такие требования, помимо прочего, установлены и ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела усматривается и никем не оспаривается, что ООО «Харампурнефтегаз» в своей хозяйственной деятельности действительно использует множество нефтесборных трубопроводов Южно- и Северо-Харампурского месторождений.

Поскольку данные объекты относится к числу опасных производственных объектов, на них распространяются требования Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно ч.1 ст.9 упомянутого Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 03/4-519/2022 ответственному должностному лицу Общества вменено нарушение экологических требований, выразившееся в необеспечении наличия необходимой документации на трубопроводы, контроля их состояния и должного их содержания в исправном состоянии, повлекшем множество фактов их разгерметизации с разливом нефтесодержащей жидкости. Помимо этого указано на нарушения, допущенные при ведении журналов учета предпосылок к инциденту, а также наружного осмотра нефтесборных трубопроводов.

Указанные в этом протоколе об административном правонарушении нормы ч.1 ст.39 и ч.1 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются общими, остальные нормы, нарушение которых вменяется – специальными.

В п.8 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» перечислены основные задачи производственного контроля.

Что касается п.556 приказа Ростехнадзора от 16 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», то согласно ему технологическое оборудование и трубопроводы должны удовлетворять требованиям безопасности, прочности, коррозионной стойкости и надежности с учетом условий эксплуатации. Пунктом 885 установлено, что промысловые трубопроводы для транспортировки пластовых жидкостей и газов должны быть устойчивы к ожидаемым механическим, термическим напряжениям (нагрузкам) и химическому воздействию и защищены от наружной коррозии. В п.985 и 986 того же приказа речь идет об основаниях для отбраковки труб, деталей и фланцев.

Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, а также к обоснованию безопасности опасного производственного объекта устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Таким образом, указанные выше нормы относятся не к общим экологическим правилам, а к специальным правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности и является требованием промышленной безопасности в области нефтегазового комплекса.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Доказательств тому, что обществом были нарушены именно экологические требования способом, указанным в протоколе об административном правонарушении № 03/4-519/2022, материалы дела не содержат, поэтому оснований полагать, что во взаимосвязи с этим чьи-либо действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, в данном случае не имеется.

Поскольку составы предусмотренных ст.8.1 и ч.1 ст.9.1 КоАП РФ административных правонарушений имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация действий невозможна.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В установленных обстоятельствах обжалуемое постановление № 03/4-522/2022 в части привлечения Симона Е.В. к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу в этой же части – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указанное исключает необходимость оценки всех иных доводов жалобы по данному составу.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Объективную сторону такого правонарушения образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела усматривается, что Симону Е.В. в рамках дела об административном правонарушении по указанной норме (ст.8.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении от 29 августа 2022 года ) вменено допущение нарушения требований п.942 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», абз.«в» п.25 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», ч.1 и 3 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» путем не оповещения незамедлительно Росприроднадзора о 7 фактах разлива нефти и нефтепродуктов произошедших на территории ... месторождения в период 2021 года (...).

Согласно п.942 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» при обнаружении повреждения ПТ или утечки продукции, угрожающих объектам, зданиям и сооружениям, эксплуатируемым иными организациями, и окружающей среде, информация о возможном развитии опасных факторов должна быть передана диспетчерской службой организации, эксплуатирующей ПТ, организациям-владельцам указанных объектов, а также соответствующим органам власти и управлениям.

Абзацем «в» п.25 утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на эксплуатирующие организации возложена обязанность незамедлительно оповестить территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации, по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов.

Данная обязанность Обществом не исполнена – направление оповещений о перечисленных выше фактах разлива нефти в уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора не осуществлялось.

Доводы жалобы о том, что по ст.8.5 КоАП РФ вменено несоблюдение п.13.4 ПЛАРН, согласованного Росприроднадзором лишь 1 марта 2022 года, несостоятельны, поскольку в соответствующей графе протокола об административном правонарушении ссылка на это отсутствует, а лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вменено нарушение законодательства, к которому разработанный самим Обществом План по предупреждению и ликвидации разливов нефти не относится в принципе.

Аналогичные действия и нарушения, относящиеся к 2022 году, получили квалификацию по ч.3 ст.8.50 КоАП РФ (неоповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов, оповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов без представления необходимых сведений или представление в уполномоченный орган заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов), что с учетом факта введения данной нормы в действие лишь с 1 января 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 419-ФЗ следует признать правильным.

Так, имело место неисполнение обязанности незамедлительно оповестить уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора (речь с учетом ссылки на абз.«в» п.25 утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 Правил идет именно об этом органе) о 3 подтвержденных паспортами трубопроводов фактах разлива нефти и нефтепродуктов, произошедших на территории Харампурского месторождения в период 2022 года (т.вр.). Иная квалификация ввиду того, что санкция ч.3 ст.8.50 КоАП РФ предусматривает более строгое административное наказание, нежели санкция ст.8.5 КоАП РФ, ухудшит положение привлекаемого лица.

Частью 1 ст.8.50 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

Таким образом, неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, влечет административную ответственность по данной норме.

Согласно ч.1, 6, п.1 ч.10 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции. Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации установлены утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2451 Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

Пунктом 3 этих Правил предусмотрено, что в целях их выполнения эксплуатирующая организация обязана обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела III Правил.

Такой План, как установлено в ходе проверки, у Общества имеется, согласован он 1 марта 2022 года и начал действовать после проведения комплексных учений по готовности Общества к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а именно 8 июня 2022 года, на что и ссылается в жалобе Симон В.Е., указывая, что применению при ликвидации разливов, имевших место в январе 2022 года, этот План не подлежал, а потому возможность привлечения к административной ответственности за неисполнение этого Плана исключена.

Между тем, по состоянию на дату осмотра мест январских разливов нефтесодержащей жидкости в ходе проверки (15-16 июня 2022 года) выявлено, что их последствия так и не были должным образом локализованы и ликвидированы.

В Плане (п.14.3) четко указано, что в случае разлива нефти на территории производственных объектов Общества работы по окончательной зачистке загрязненной территории производит АСФ.

Выявленные в ходе осмотра, имевшего место после введения в действие Плана, обстоятельства, безусловно, требовали принятия мер по окончательной зачистке загрязненных территорий, однако в период с 8 июня 2022 года эти меры предприняты не были, силы и средства АСФ ООО «Защита Югры» не привлечены, чего уже достаточно для констатации факта невыполнения указанных в Плане мероприятий и совершения таким образом предусмотренного ч.1 ст.8.50 КоАП РФ административного правонарушения.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к числу компонентов природной среды, помимо прочего, отнесены земля, недра и почвы.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст.3 Закона об охране окружающей среды).

В силу ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подп.2, 3 п.2 ст.13 ЗК РФ).

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе земля), природные объекты и природные комплексы.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективной стороной данного правонарушения является невыполнение обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Исходя из конструкции и буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

Вместе с тем, в ходе проверки специалистами были отобраны пробы почв с выявленных загрязненных участков и фоновые пробы, а Обществом были представлены акты испытаний по ранее отобранным пробам и документы, свидетельствующие о наличии согласованных в период с 20 сентября 2021 года проектов рекультивации в отношении:

- земельного участка, загрязненного в результате разгерметизации трубопровода ...) площадью ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате разгерметизации трубопровода ... площадью ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате разгерметизации трубопровода т...) площадью ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате разгерметизации трубопровода ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в 800 м на ВСВ от ... кв.м, кадастровые номера

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в 430 м ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в районе ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в районе ... кв.м, кадастровый ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (южная залежь) (... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (южная залежь) ... кв.м, кадастровый ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на нефтесборном трубопроводе ... месторождения (...) площадью ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (... кв.м, кадастровый ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события в районе ... месторождения (... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на площадью ... кв.м, кадастровые номера

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... кв.м, кадастровый ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на т.вр.задв... кв.м, кадастровые номера

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на т.вр.задв... м слева от дороги на ......) площадью ... кв.м, кадастровый ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на т... месторождения ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на ... месторождения (... площадью ... кв.м, кадастровые номера ;

- земельного участка, загрязненного в результате техногенного события на нефтесборном трубопроводе ... месторождения ...) площадью ... кв.м, кадастровый .

Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов и хлоридов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы. Нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств являются веществами, которые при попадании на объекты природной среды вызывают их загрязнение, тем самым оказывая негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах» нефтепродукты – неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки, а в силу п.6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом – IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11. Подтоварной является вода, загрязненная нефтепродуктами, образовавшаяся в результате отстаивания в резервуарах.

Упомянутые земельные участки предоставлены Обществу на условиях аренды, которыми на арендатора возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках.

Из протоколов испытаний четко усматривается многократное превышение концентрации вредных веществ (нефтепродуктов) в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, над их же концентрацией в фоновых пробах.

Загрязнения, потребовавшие рекультивации земельных участков, образовались в ходе осуществления Обществом своей производственной деятельности, в результате разгерметизации трубопроводов и иных техногенных событий, в связи с чем следует полагать, что Обществом не было предпринято должных мер к выполнению требований по защите и охране почв от негативного воздействия на территории Харампурского месторождения, что само по себе образует состав предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ административного правонарушения.

Частью 1 ст.8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

В соответствии с ч.5 и 6 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенного положения 10 июля 2018 года постановлением № 800 Правительство РФ утвердило Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).

Так, согласно п.3, 6 и 8 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

16 июня 2022 года непосредственно проверяющим лицом на почвенном покрове у внутрипромысловой дороги возле ... обнаружен неликвидированный разлив нефтепродуктов площадью ... кв.м. Указанный инцидент, как установлено со слов присутствовавшего при осмотре представителя Общества, произошел еще 22 августа 2020 года в результате образования на трубопроводе ... свища диаметром ... мм по телу трубы на ... часа с разливом ... т нефтепродуктов.

Помимо этого выявлен факт отсутствия ликвидации последствий трех январских разливов 2022 года (имели место 11, 25 и 26 января), послуживших основанием для проведения проверки.

В силу п.26 Правил ответственные лица, к числу которых относится Общество, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены – в срок не позднее чем 7 месяцев: со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; либо со дня выявления деградации земель; либо со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Деградацией земель Правилами признается ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

С учетом того, в результате чего и какое воздействие было оказано на используемые Обществом земельные участки, следует полагать, что деградация земель имела место и повлекла необходимость разработки проекта рекультивации и начала проведения работ по рекультивации в сроки, не превышающие 7 месяцев со дня разлива нефтепродуктов на каждом из участков, то есть не позднее 20 марта 2021 (участок площадью 1 763 кв.м), 11 (участок площадью 601 кв.м), 25 (участок площадью 1 222 кв.м) и 26 августа (участок площадью 594 кв.м) 2022 года.

Вмененное Симону Е.В. деяние (невыполнение обязанности по разработке проектов рекультивации), вопреки изложенному в обжалуемом постановлении, по своему характеру не относится к категории длящихся, в связи с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, то есть со дня, следующего за последним днем установленного срока исполнения обязанности, а не с момента его обнаружения, то есть с 21 марта 2021, 12, 26 и 27 августа 2022 года.

При этом судья учитывает, что материалы дела не содержат сведений о выдаче Обществу предписаний по поводу загрязнения от 22 августа 2020 года, а сам по себе факт загрязнения до проведения проверки нельзя счесть неизвестным.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по разработке проекта рекультивации в отношении земельного участка площадью 1 763 кв.м истек задолго до проведения проверки, составления протокола и вынесения постановления, в связи с чем указание на необеспечение разработки проекта рекультивации по данному участку подлежит исключению из постановления.

То обстоятельство, что на дату проведения проверки срок разработки проектов рекультивации по загрязненным в январе 2022 года земельным участкам не истек, правового значения не имеет, поскольку протокол об административном правонарушении составлен по истечению этого срока – 29 августа 2022 года, постановление вынесено 7 сентября 2022 года, а до указанной даты проекты рекультивации земельных участков площадью 601, 1 222 и 594 кв.м на согласование в составивший протокол орган так и не поступили.

Следовательно, факт совершения предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ административного правонарушения также имеет место.

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия по снятию, переносу, вывозу за границы земельного участка плодородного слоя почвы без специального разрешения. Подобные действия, осуществляемые на основании необходимых разрешений в случаях, когда предписано обязательное снятие и перемещение плодородного слоя почвы (например, технический этап рекультивации), о совершении административного правонарушения не свидетельствуют.

В ходе проверки при следовании по промысловой дороге выявлен факт осуществления строительных работ: на ... оборудован котлован, на трубопроводе имеются следы замены участка длиной около 30 см. Вблизи котлована складируется снятый плодородный слой почвы (площадь территории со снятым плодородным слоем почвы предварительно составила 40 кв.м), рядом находится гусеничный экскаватор.

Требованием от 20 июня 2022 года Обществу было предложено представить письменные пояснения по факту проводимых работ по замене участка трубопровода УЗА№8 т.вр.к.8-к.8, а также по факту дальнейшего движения снятого и перемещенного плодородного слоя почвы (п.16).

В ответ письмом от 23 июня 2022 года Обществом сообщено, что на участке трубопровода ... проводились работы по запуску участка трубопровода в эксплуатацию в соответствии с приложенными мероприятиями, работы ко дню подготовки ответа завершены, участок восстановлен.

Между тем, из документа, именуемого «мероприятия по запуску участка трубопровода ...», не следует, что снятие и перемещение плодородного слоя почвы было кем-то санкционировано. Рекультивация на данном участке в момент обнаружения не производилась. Каким образом за 10 календарных дней был восстановлен участок, на котором был вырыт котлован с учетом установления фактов нахождения в нем на момент осмотра жидкости тусклой коричневой цветности с характерным запахом нефтепродуктов и наличия под местом замены участка трубопровода на почвенном покрове следов нефтепродуктов, также не понятно.

В указанных обстоятельствах следует полагать, что самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы имело место, что влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.

Приказом руководителя Общества от 12 октября 2020 года № 416-Л Симон Е.В. назначен на должность заместителя главного инженера, 23 октября 2020 года он ознакомлен с должностной инструкцией по занимаемой им должности.

Согласно должностной инструкции Симон Е.В. в силу занимаемой им должности обязан осуществлять контроль за надежной эксплуатацией промыслового оборудования и трубопроводов, проведением своевременного технического обслуживания и ремонта, соблюдением технических требований эксплуатации промыслового оборудования (п.2.6); обеспечивать соответствие деятельности Общества характеру и масштабам рисков в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (п.2.49); осуществлять производственный контроль над деятельностью на опасных производственных объектах (п.2.50); обеспечивать своевременную и качественную приемку, безопасную эксплуатацию объектов нефтегазодобычи (п.2.51); организовывать производственные процессы в соответствии с нормами промышленной, пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды (п.2.52); соблюдать требования нормативно-технической документации в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, предписания органов государственной власти в этой области, правила внутреннего трудового распорядка (п.2.84.1).

При этом Симон Е.В. в силу занимаемой должности несет ответственность за нарушение правил и норм промышленной и пожарной безопасности, охраны окружающей среды (п.4.9).

По результатам проверки 29 августа 2022 года в отношении Симона Е.В. составлено 7 протоколов об административных правонарушениях по ст.8.1, 8.5, ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ, а 7 сентября 2022 года вынесены обжалуемые постановления и с назначением ему административных наказаний в виде административных штрафов в размере 20 000 и 50 000 рублей.

Из обжалуемых постановлений следует, что выявленные факты имели место в результате невыполнения Симоном Е.В. предусмотренных его должностной инструкцией должностных обязанностей, с чем нельзя не согласиться, поскольку об этом свидетельствует само по себе наличие предпосылок к инцидентам, а также обстоятельства, выявленные в результате проверки.

Причастность Общества к загрязнениям никем не оспаривается.

Все представленные доказательства были оценены уполномоченным должностным лицом надлежащим образом. Фактические данные, представленные документы и иные обстоятельства дела в своей совокупности позволяют установить наличие события административного правонарушения (за исключением ст.8.1 КоАП РФ) и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административное наказание назначено в соответствии с санкциями норм Особенной части КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о виновности Симона Е.В. в совершении вменяемых ему административных правонарушений (за исключением ст.8.1 КоАП РФ) также подтверждена совокупностью имеющихся доказательств. Доводы жалоб об обратном не свидетельствуют.

Исключительные обстоятельства, предусмотренные ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют.

Влекущих прекращение производства по делу нарушений прав заявителя при составлении материалов дела об административном правонарушении не допущено.

Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, вступившей в силу 6 апреля 2022 года ч.6 ст.4.4 КоАП РФ установлено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.2-4 настоящей статьи

Вынесение обжалуемых постановлений обусловлено проведением одного контрольного мероприятия на основании одного решения о проведении проверки, в ходе этого мероприятия выявлено шесть (ст.8.5, ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ) административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными статьями раздела II настоящего КоАП РФ.

Следовательно, при назначении административного наказания подлежат применению положения ч.2-4 ст.4.4 КоАП РФ.

По смыслу ч.2 в контексте ч.6 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно п.2 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ в таком случае административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Возможности назначения административного наказания по каждому административному правонарушению, а затем назначение окончательного наказания КоАП РФ не предусматривает.

Кроме того, согласно ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено только постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, необходимости указания иных данных в резолютивной части постановления КоАП РФ не установлено.

Санкцией ст.8.5 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 3 000 до 6 000 рублей, санкцией ч.1 ст.8.6 – от 5 000 до 10 000 рублей, санкцией ч.1 ст.8.50 – от 10 000 до 30 000 рублей, санкцией ч.3 ст.8.50 – от 20 000 до 50 000 рублей, санкциями ч.1 и ч.2 ст.8.7 – от 50 000 до 100 000 рублей.

Таким образом, из обжалуемого постановления должны быть исключены сведения о назначении административного наказания по каждому административному правонарушению и назначении окончательного наказания, а назначению Симону Е.В. подлежит одно административное наказание в пределах санкции ч.1 и 2 ст.8.7 КоАП РФ.

В установленных обстоятельствах обжалуемые постановления подлежат изменению путем назначения Симону Е.В. одного административного наказания за совершение предусмотренных ст.8.5, ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ административных правонарушений с учетом требований ч.2, 3 и 6 ст.4.4 КоАП РФ – в виде административного штрафа, размер которого судьей определяется в 50 000 рублей.

Указанное возможно без возвращения дел на новое рассмотрение, поскольку административное наказание при этом не усиливается, а положение лица, в отношении которого вынесены обжалуемые постановления, иным образом не ухудшается. Установленных законом препятствий к этому не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

постановил:

Жалобы должностного лица – заместителя главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» Симона Е.В. – удовлетворить частично.

Постановление от 7 сентября 2022 года № 03/4-522/2022 главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Лысениной М.В. в отношении должностного лица – заместителя главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» Симона Е.В. – в части административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ отменить.

Производство по делу в указанной части прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Исключить из постановления от 7 сентября 2022 года № 03/4-524/2022 указание на бездействие Симона Е.В., выразившееся в необеспечении разработки в срок до 22 марта 2021 года проекта рекультивации в отношении загрязненного 22 августа 2020 года земельного участка площадью ... кв.м.

Исключить из резолютивной части постановлений от 7 сентября 2022 года № 03/4-524/2022 и № 03/4-522/2022 сведения о назначении административного наказания за каждое административное правонарушение.

Назначить должностному лицу – заместителю главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» Симону Е.В. – административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.8.5, ч.1 ст.8.6, ч.1 и 2 ст.8.7, ч.1 и 3 ст.8.50 КоАП РФ.

В остальной части постановления оставить без изменения, жалобу Симона Е.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

...