ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-526/2021 от 30.11.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2021-006726-95

Дело № 12-526/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выборг 30 ноября 2021 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,

рассмотрев жалобу защитника ГУП «Леноблводоканал» ФИО1 на постановление и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № АД-634/16/2021 от 15 сентября 2021 года, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного геологического надзора ФИО2 в отношении ГУП «Леноблводоканал» по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора ФИО2 № АД-634/16/2021 от 15 сентября 2021 года ГУП «Леноблводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Представлением № АД-634/16/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.09.2021, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного геологического надзора ФИО2., ГУП «Водоканал Ленинградской области» обязано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, повлекшее за собой совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в установленный законом месячный срок.

Не согласившись с вышеуказанными постановлением и представлением, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ГУП «Леноблводоканал» ФИО1 подала жалобу, в которой просила постановление и представление признать незаконными и отменить.

В обоснование жалобы заявитель указала, что в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения правонарушения, в связи с чем данный протокол не может являться надлежащим доказательством по делу. Законный представитель ГУП «Леноблводоканал» (генеральный директор) не был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, ФИО3, присутствовавший при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела, не имел доверенности на участие в конкретном деле, в связи с чем его уведомление не является надлежащим.

Кроме того, в определении об отложении и переносе срока рассмотрения дела от 03.09.2021 указано о необходимости уведомления генерального директора ФИО4, тогда как данное лицо не имеет отношения к ГУП «Леноблводоканал». Генеральным директором ГУП «Леноблводоканал» является ФИО5

Законный представитель юридического лица не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении 23.08.2021. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.08.2021 не содержит данных, позволяющих определить конкретное правонарушение, в связи с которым ГУП «Леноблводоканал» вызывалось на составление протокола. Также в уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.08.2021 указано время составления протокола 15.00 часов, тогда как из самого протокола следует, что он был составлен в 15.20 часов. Таким образом, данное уведомление не может являться надлежащим.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого в вину правонарушения 16.02.2021) установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Таким образом, основанием привлечения предприятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (по состоянию на 16.02.2021) является одновременное наличие двух условий: фактическое пользование ГУП «Леноблводоканал» недрами, заключающееся в проведении работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, и неисполнение ГУП «Леноблводоканал» пункта 9.3 раздела 9 лицензии.

В материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления ГУП «Леноблводоканал» пользования недрами в целях геологического изучения недр.

Между тем должностное лицо в нарушение требований ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ при вынесении постановления незаконно и необоснованно руководствовалось ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 09.03.2021 № 38-Ф3, принятого уже после совершения административного правонарушения и вступившего в силу с 20.03.2021, тогда как датой совершения правонарушения в протоколе указано 16.02.2021.

Таким образом, выводы должностного лица о том, что в связи с принятием Федерального закона от 09.03.2021 № 38-Ф3 ГУП «Леноблводоканал» подлежит привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в новой редакции, согласно которой для привлечения к ответственности достаточно лишь самого факта нарушения условий лицензии даже без осуществления фактического пользования недрами, несостоятельны и являются грубым нарушением установленного ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ принципа.

Более того, п. 9.3 лицензии ЛОД 03626 ВП предусматривает предоставление информации о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, тогда как ГУП «Леноблводоканал» никакие работы на предоставленном в пользование участке недр не проводились, в связи с чем и предоставление данного отчета невозможно.

Учитывая изложенное, в действиях ГУП «Леноблводоканал» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Должностным лицом было необоснованно отказано в ходатайстве ГУП «Леноблводоканал» об объединении в одно производство дел № АД-634/16/2021 и № АД-635/16/2021, возбуждённых в отношении ГУП «Леноблводоканал» на основании нарушения условий, предусмотренных одной лицензией на пользование недрами – ЛОД 03626 ВП.

Также вменяемое в вину предприятию административное правонарушение в силу статьи 2.9 КоАП РФ является малозначительным, то есть не влекущим существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и иные неблагоприятные последствия.

В суд защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ГУП «Леноблводоканал» не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 38-ФЗ) административная ответственность предусмотрена за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Данная редакция ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, введенная федеральным закон от 09.03.2021 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", начала действовать с 20.03.2021.

Как указано в протоколе об административном правонарушении № АД-634/16/2021 от 23.08.2021 и в постановлении № АД-634/16/2021 от 15.09.2021 датой совершения административного правонарушения является 16.02.2021.

Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На дату совершения правонарушения 16.02.2021 положения части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривали административную ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в связи с чем действия ГУП «Леноблводоканал» подлежат оценке, исходя из данной редакции нормы.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).

Исходя из буквального содержания приведенных норм, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только при условии непосредственного пользования недрами (осуществление каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах").

Из обжалуемого постановления усматривается, что в адрес Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) с письмом Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (далее - Севзапнедра) поступило уведомление от 02.07.2021 о допущенных ГУП «Леноблводоканал» нарушениях условий пользования недрами по лицензии ЛОД 03626 ВП.

Как следует из уведомления № 01-13-27/3603 от 02.07.2021, были установлены следующие нарушения, допущенные ГУП «Леноблводоканал»: п. 9.3 раздела 9 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, предоставлять в федеральный фонд геологической информации и его соответствующий территориальный фонд информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «О недрах».

Также из постановления следует, что ГУП «Леноблводоканал» предоставлена лицензия на пользование недрами ЛОД 03626 ВП с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, включающего поиски и оценку полезных ископаемых. Дата государственной регистрации лицензии 15.04.2019 № 1275. Дата окончания действия лицензии 15.04.2024.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Эта обязанность ГУП «Леноблводоканал» конкретизирована в пункте 9.3. условий пользования недрами по лицензии на пользование недрами ЛОД 03626 ВП.

Однако в материалах дела указанная лицензия отсутствует.

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что ГУП «Леноблводоканал» нарушило ст. 32 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и в его действиях содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении ГУП «Леноблводоканал» вынесено вышеуказанное постановление о назначении административного наказания № АД-634/16/2021 от 15.09.2021.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным, соответствовать требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, вынесенное постановление данным требованиям не отвечает.

Вменяемые предприятию нарушения условий пользования недрами в отсутствие доказательств осуществления фактического геологического изучения, включающего поиски и оценку полезных ископаемых, не являются нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на дату совершения правонарушения).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах при отсутствии сведений о фактическом осуществлении геологического изучения недр, постановление № АД-634/16/2021 по делу об административном правонарушении от 15.09.2021 в отношении ГУП «Леноблводоканал» по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.

Кроме того, в силу приведенной выше части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у административного органа не имелось оснований для привлечения предприятия по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции федерального закона от 09.03.2021 N 38-ФЗ, вступившей в силу после совершения административного правонарушения и возникновения оснований для привлечения правонарушителя к ответственности.

Таким образом, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

В связи с установлением существенных нарушений материальных и процессуальных норм права, допущенных административным органом, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, иные доводы жалобы не рассматриваются.

Согласно статье 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Целью внесения представления является предупреждение совершения новых правонарушений путем устранения причин и условий, способствовавших совершению рассмотренного должностным лицом правонарушения.

Из дела следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, в связи с чем, оно может быть обжаловано вместе с таким постановлением.

Внесенное тем же должностным лицом административного органа представление от 15.09.2021 не отвечает требованиям части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой в представлении должны быть указаны конкретные причины и условия совершения правонарушения, установленные в ходе рассмотрения дела. В обжалуемом представлении не содержится ссылок на подобные причины и условия совершения правонарушения.

Учитывая, что постановление должностного лица отменено с прекращением производства по делу, вынесенное на основании постановления № АД-634/16/2021 от 15.09.2021 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 15.09.2021 также подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного геологического надзора ФИО2 № АД-634/16/2021 от 15 сентября 2021 года в отношении ГУП «Леноблводоканал» по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ отменить, производство по делу – прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено.

Отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного геологического надзора ФИО2 № АД-634/16/2021 от 15 сентября 2021 года в отношении ГУП «Леноблводоканал».

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Прокопьева