ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-526/202121ОК от 21.10.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сосновская О.А. дело № 5-2224/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 12-526/2021 21 октября 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.

с участием защитника Топычкановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Беспояско (ФИО)5 на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении него,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 24 сентября 2021 года и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. за нарушение условий предоставления субсидий.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ФИО1 Топычканову Е.А., проверив доводы жалобы, считаю, что постановление суда подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

При предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 данной статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года № 343-п, утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения».

В приложении № 26 к названному постановлению определен Порядок предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (далее – Порядок).

Пунктом 1.3 Порядка установлено предоставление субсидии Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на финансовый год и плановый период.

Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключенное между указанным Департаментом и получателем субсидии, в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа (пункт 3.2 Порядка в приложении № 26).

Исходя из требований пункта 3.3 Порядка, соглашением должно быть предусмотрено, в том числе, согласие получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с ним (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении них Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и органом государственного финансового контроля автономного округа проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Как усматривается из материалов дела на основании приказа от 11 февраля 2021 года № 8, изданного председателем Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проведена проверка законности, результативности (эффективности) использования средств бюджета автономного округа, направленных на реализацию государственной программы «Поддержка занятости населения».

В результате проведения данной проверки установлено, что 24 января 2020 года между Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и <данные изъяты> (получатель субсидии) заключено соглашение № 17-С-3, согласно которому последнему предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий общественно полезной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту, как получателю средств бюджета автономного округа (л.д.20-43).

Данное соглашение со стороны Департамента подписано первым заместителем директора ФИО1, который на момент его подписания исполнял обязанности директора (л.д.44-45).

Факт предоставления субсидии <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. подтверждается платежным поручением от 04 февраля 2020 года № 61 (л.д.100).

Однако, в нарушение требований пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанным соглашением не предусмотрено обязательное условие предоставления субсидии в части согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Таким образом, субсидия <данные изъяты> предоставлена с нарушением условий предоставления субсидий, та как в соглашение № 17-С-3 не было включено вышеназванное обязательное условие ее предоставления.

Согласно Положению о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства автономного округа от 27 июля 2012 года № 265-п, он является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и урегулирования коллективных трудовых споров, содействия занятости населения и защиты от безработицы, региональному государственному контролю (надзору) в области содействия занятости населения.

В соответствии с пунктом 11.1 указанного Положения директор Департамента осуществляет руководство его деятельностью, несет персональную ответственность за обеспечение исполнения его полномочий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении судья районного суда указывает на несостоятельность доводов ФИО1 об истечении срока давности привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства согласно части 1 статьи 4.5 названного Кодекса составляет 2 года.

Между тем, пересмотр дела в суде автономного округа показал, что обжалуемое постановление вынесено с существенным нарушением процессуальных требований закона.

Объектом вмененного должностному лицу и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 административного правонарушения, являются общественные отношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делам, связанным с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, санкция части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 производства по делу, имели место 24 января 2020 года, то есть в момент заключения соглашения с <данные изъяты>, поскольку указанное правонарушение считается оконченным с момента подписания договора (соглашения), определяющего условия предоставления субсидии.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по рассматриваемому делу истек 24 января 2021 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, обжалуемое постановление вынесено нижестоящим судом без учета указанных требований закона и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Беспояско (ФИО)6 отменить, производство по делу прекратить.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева