ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-526/2023-2019 от 27.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 12-526/23-2019

46RS0030-01-2019-004923-98

РЕШЕНИЕ

27 августа 2019 г. г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Капанина Н.В., рассмотрев жалобу директора ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагина Игоря Вячеславовича на постановление руководителя УФАС по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя УФАС по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении директор ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагин И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Согласно постановлению Брагин И.В., являющийся директором ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» в период реализации антиконкурентного соглашения между ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс», направленного на получение доступа ООО «КТЕ Лэбс» в 2017 г. к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием региональной информационной системы в сфере образования Курской области, уполномоченный совершать действия от имени данного юридического лица, совершил действия, выразившиеся в заключении с ООО «КТЕ Лэбс» заведомо убыточного государственного контракта на внедрение в 2016 г. РИССО, непередаче государственному заказчику - Комитету образования и науки Курской области, вопреки требованиям государственного контракта, неисключительных прав на внедряемое программное обеспечение, заключении партнерского соглашения и сублицензионного договора с ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» в апреле 2017 г., передаче 93 % объема работ по государственному контракту ООО «КТЕ Лэбс» как субисполнителю без проведения конкурентных процедур на условиях, позволяющих ООО «КТЕ Лэбс» компенсировать издержки, связанные с безвозмездным исполнением государственного контракта 2016 г., что свидетельствует о наличии заранее достигнутой договоренности сторон о реализации данной схемы, направленной на получение доступа ООО «КТЕ Лэбс» к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием РИССО в условиях гарантированного отсутствия потенциальных конкурентов, по цене фактически определяемой самим поставщиком.

Не согласившись с данным постановлением, директор ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагин И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, при вынесении постановления были нарушены нормы процессуального права, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Должностное лицо - директор ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагин И.В. в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через защитника.

Защитник Брагина И.В. по ордеру Финашкина Е.Я. в судебном заседании поддержала доводы жалобы; настаивала на прекращении дела, указав, что решением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ решение УФАС по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, послужившее основанием для привлечения Брагина И.В. к административной ответственности, признано недействительным.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Брагина И.В. по ордеру Финашкиной Е.Я., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Согласно ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом образования и науки Курской области был проведен аукцион на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным программам в Курской области; начальная максимальная цена контракта составила 3 500 000 рублей.

На участие в аукционе было подано 8 заявок. По итогам торгов, победителем было признано ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (ООО «КТЕ Лэбс»), предложившее наибольшую цену 62 500 рублей за право заключения контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом образования и науки Курской области и ООО «КТЕ Лэбс» был заключен государственный контракт , в соответствии с которым в течение 2х месяцев с даты заключения контракта исполнитель обязался выполнить работы и услуги, предусмотренные техническим заданием. Кроме того, условиями контракта предусмотрено техническое обслуживание внедренного программного обеспечения в течении 1 года с даты подписания акта приемки выполненных работ. При этом, при проведении аукциона цена контракта была снижена до нуля и победителем - ООО «КТЕ Лэбс» была предложена цена за право заключить контракт с зжазчиком и выполнить предусмотренные контрактом работы. По итогам торгов ООО «КТЕ Лэбс» во исполнение государственного контракта перечислило заказчику 62 500 рублей за то, что ему была предоставлена возможность безвозмездно разработать и внедрить указанную систему на территории Курской области. В то же время, согласно данных разработчика ООО «КТЕ Лэбс» (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ), представленных в Курское УФАС России в ходе рассмотрения дела фактические затраты на исполнение контракта составили по перечню 4 182 855,66 рублей, т.е. исполнение указанного контракта для хозяйствующего субъекта, целью деятельности которого в соответствии со ст. 50 ГК РФ является получение прибыли, явилось убыточным.

В соответствии с требованиями к оказанию услуг по внедрению регионального сегмента АИС «Контингент» по результатам исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КТЕ Лэбс» должно было обеспечить ввод внедренного программного обеспечения в промышленную эксплуатацию в 33 муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования. Также условиями контракта (п/п 6 п.2.5 Технического задания к контракту) предусмотрена обязанность исполнителя передать заказчику неисключительные права на разработанное и внедренное им программное обеспечение, что впоследствии позволило бы Комитету самостоятельно обслуживать систему или привлекать специализироьанные организации на основе торгов.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что региональный сегмент АИС «Контингент» не был введен в промышленную эксплуатацию и неисключительные права на программное обеспечение заказчику не переданы, заказчиком подписан акт приемки работ и услуг по государственному контракту.

В то же время, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «КТЕ Лэбс» и ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск» был заключен сублицензионный договор в отношении соответствующего программного обеспечения. являющегося предметом государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрена передача прав от ООО «КТЕ Лэбс» к ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск». в том числе право хранить, устанавливать (инсталлировать), использовать (дорабатывать) определенное количество экземпляров продукта, а также соглашение о партнерстве.

Между указанными лицами заключено партнерское соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которое устанавливает взаимоотношения сторон по развитию партнерских связей при реализации проекта по обеспечению функционирования и технической поддержке РИССО, включая доработку ее составляющих модулей, обновление эксплуатационной документации, техническую, консультационную поддержку администраторов и пользователей программного обеспечения с целью содействия друг другу, укрепления взаимовыгодных отношений и повышения уровня оказываемых услуг.

На момент заключения соглашения ООО «КТЕ Лэбс» и ГУП КО «ИЦ «Регион- Курск» не находились в договорных отношениях, предусматривающих необходимость предоставления последнему определенных прав в отношении регионального сегмента АИС «Контингент». Оператором РИССО в соответствии с постановлением губернатора Курской области от 26.11.2014 № 521-пг «Об утверждении Порядка создания и ведения региональной информационной системы в сфере образования» является ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области. Фактических обстоятельств, обусловивших необходимость заключения сублицензионного договора и партнерского соглашения сторонами в материалы дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом образования и науки Курской области и ГУП КО «ИЦ Регион- Курск» заключен государственный контракт на оказание услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (закупка ) на сумму 6 880 000 рублей. без проведения торгов как с единственным поставщиком, срок действия контракта установлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Данный контракт был заключен со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае, если работы или услуги, являющиеся предметом контракта, могут выполняться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ.

ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» является государственным предприятием, т.е. хозяйствующим субъектом, обязанным при осуществлении закупок руководствоваться требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который накладывает на заказчиков ограничения в осуществлении закупок у единственного поставщика, обусловленные спецификой деятельности заказчика, а также необходимостью соблюдения Положения о закупке, утверждаемого каждым заказчиком в силу требований данного закона.

ДД.ММ.ГГГГ ГУП КО «ИЦ«Регион- Курск» заключило с ООО «КТЕ Лэбс» 3 договора как с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Данными договорами ООО «КТЕ Лэбс» переданы функции по выполнению практически всех работ и услуг (более 90%), предусмотренных государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, срок действия указанных договоров установлен с 05 июня по ДД.ММ.ГГГГ, то есть договоры распространяют свое действие на отношении сторон, возникшие до их заключения (в период, когда у ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс» отсутствовали основания для осуществления каких-либо действий по доработке и техническому обслуживанию РИССО ввиду отсутствия потребности в них у государственного заказчика – Комитета образования и науки Курской области, выраженной путем реализации соответствующего государственного заказа).

Непередача ООО «КТЕ Лэбс» по результатам исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ прав на разработанное им программное обеспечение заказчику - Комитету образования и науки Курской обтасти и заключение сублицензионного договора на данное программное обеспечение не с государственным заказчиком, а с ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» привели к созданию ситуации, позволяющей ему как владельцу исключительных прав монополизировать сферу функционирования РИССО Курской обтасти.

Действия ООО «КТЕ Лэбс» и ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск», выразившиеся в заключении заведомо убыточного государственного контракта на внедрение РИССО в 2016 г., непередаче государственному заказчику Комитету образования и науки Курской области вопреки требованиям государственного контракта неисключительных прав на внедряемое программное обеспечение, заключении партнерского соглашения и сублицензионного договора с ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» в апреле 2017 г., передаче ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» 93 % объема работ по государственному контракту ООО «КТЕ Лэбс» как субисполнителю без проведения конкурентных процедур на условиях, позволяющих ООО «КТЕ Лэбс» компенсировать издержки, связанные с безвозмездным исполнением государственного контракта 2016 г. свидетельствуют о наличии заранее достигнутой договоренности сторон о реализации данной схемы, направленной на получение доступа ООО «КТЕ Лэбс» к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием РИССО в условиях гарантированного отсутствия потенциальных конкурентов, по цене, фактически определяемой самим поставщиком.

Материалами дела подтверждается наличие антиконкурентного соглашения между ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс». Совершение ГУП КО «ИЦ «Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс» последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на создание ООО «КТЕ Лэбс» доступа к исполнению заказов, связанных с технической поддержкой и модернизацией РИССО для государственных нужд Курской области на неконкурентной основе, устранение возможности иных потенциальных исполнителей данного рода услуг претендовать на заключение договоров и контрактов по технической поддержке и модернизации РИССО Курской области подтверждает наличие соглашения между указанными лицами. При реализации рассматриваемого антиконкурентного соглашения стороны исходили из долгосрочной перспективы получения доступа к освоению бюджетных средств, направляемых па сс ответствующие цели, без проведения конкурентных процедур определения исполнителя услуг.

В период реализации антиконкурентного соглашения между ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс», направленного на получение доступа ООО «КТЕ Лэбс» в 2017 г. к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием региональной информационной системы в сфере образования Курской области Брагин И.В. являлся директором ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» и был уполномочен совершать действия от имени данного юридического лица.

Решением комиссии Курского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу о нарушении антимонопольного законодательства действия ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» и ООО «КТЕ Лэбс», выразившиеся в реализации антиконкурентного соглашения, направленного на получение доступа ООО «КТЕ Лэбс» в 2017 г. к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием региональной информационной системы в сфере образования Курской области в условиях гарантированного отсутствия потенциальных конкурентов, что привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования, квалифицированы как нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ действия директора ГУП КО «ИЦ Регион-Курск» Брагина И.В. квалифицированы по ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях действует презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Решением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , являющееся основанием для привлечения директора ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагина И.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признано незаконным.

При установленных обстоятельствах, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности с учетом относимости и допустимости, судья приходит к выводу об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и приходит к выводу, что жалоба Брагина И.В. подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагина И.В. удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ГУП Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» Брагина Игоря Вячеславовича отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Н.В. Капанина