№12-527/18
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д.6
РЕШЕНИЕ
4 июля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Шамсудиновой А.О., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 апреля 2018 года № 21-05/10-18АД, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – член закупочной комиссии начальника юридического отдела акционерного общества «Дирекция по эксплуатации зданий» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 апреля 2018 года № 21-05/10-18АД, должностное лицо – член закупочной комиссии начальник юридического отдела акционерного общества «Дирекция по эксплуатации зданий» (далее по тексту-АО «ДЭЗ») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылалась на ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и указала, что обжалуемое постановление считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Федеральный закон о закупках № 223-ФЗ не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики. В своей закупочной деятельности АО «ДЭЗ» руководствуется, в том числе Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ». В соответствии с п. 6.1. Положения в АО «ДЭЗ» закупки осуществляются преимущественно на конкурентной основе путем проведения торгов или без проведения торгов. Способ закупки определяется Заказчиком в соответствии законодательством РФ и настоящим Положением (п. 6.2). Подпунктом 6.3.2 пункта 6.3. Положения предусмотрены способы закупки, применяемые АО «ДЭЗ» без проведения торгов. Одним из таких способов является запрос котировок. 17 января 2018 года АО «ДЭЗ» в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), опубликовало извещения № 31806019086 и № 31806019500 и документацию на проведение запроса котировок. Наименование закупок: оказание услуг по механизированной уборке снега с самовывозом район «Центр города» и район «КП». Даты начала подачи и окончания подачи заявок 17 января 2018 года и 23 января 2018 года 11:00 соответственно. Порядок проведения запроса котировок установлен в разделе 13 Положения. На процедуру рассмотрения и оценки котировочных заявок было представлено по одной котировочной заявке на каждую процедуру закупки от ООО «Олимп», что отражено в журнале регистрации входящей корреспонденции АО «ДЭЗ». Закупочная комиссия, по итогам заседания решила на основании подп. 1, 2 п. 13.18 Положения заявки ООО «Олимп» признать несоответствующими требованиям документации по причине отсутствия решения об одобрении или совершения крупной сделки, а также предложения об условиях исполнения договора (приложение № 2 к документации). На основании подп. 2 п. 13.21 Положения запросы котировок были признаны несостоявшимися, в связи с тем, что ни одна из поступивших заявок не соответствовала требованиям, установленным в документации о запросе котировок. Комиссия УФАС по Камчатскому краю, рассмотрев материалы дела, подтвердила правильность решения закупочной комиссии АО «ДЭЗ» в данной части (по п. 1 и п. 2 Протоколов № 1 запроса котировок от 23 января 2018 года). Также указала, что согласно подп. 2 п. 13.22 Положения в случае признания запроса котировок несостоявшимися, Заказчик вправе провести повторный запрос котировок или провести закупку иным способом, в том числе закупку у единственного поставщика. Заказчиком было принято решение провести закупку у единственного поставщика. Пункт 15.5. Положения гласит о том, что Заказчик для заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) предложение или принимает предложение поставщика (исполнителя, подрядчика) о заключении договора о закупке товаров, работ, услуг. Кроме того, согласно п. 15.7 Положения при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), Заказчик в единой информационной системе размещает извещение о закупке, закупочную документацию, протокол закупки у единственного поставщика. В соответствии с п. 15.1 Положения закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) это способ закупки при котором Заказчик предлагает заключить договор конкретному юридическому или физическому лицу. При этом процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных переговоров) Заказчик не проводит. В связи с тем, что 25 января 2018 года в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба от ООО «Олимп», АО «ДЭЗ» как заказчик, не имело возможности до 26 февраля 2018 года направить ИП ФИО2 предложение о заключение договора на оказание услуг в рамках закупки, а также разместить извещение о закупке, закупочную документацию и протокол закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 15.5 и п. 15.7 Положения. Не согласилась с квалификацией содеянного по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, так как указанная норма предусматривает наказание за осуществление закупки иным способом, если такая закупка должна производиться в электронной форме. То есть наказание предусмотрено за проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это законодательно запрещено. Между тем, согласно ч. 4 ст. 3 Закона о закупках Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616 установлен Перечень товаров, работ, услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Их закупка не в электронной форме влечет административное наказание (ч. 1-2 ст. 7.32.3. КоАП РФ). Исключение составляют следующие случаи, изложенные в п. 2 вышеназванного Постановления. Исходя из анализа данных правовых норм полагала, что закупка у единственного поставщика, которую осуществила закупочная комиссия АО «ДЭЗ» не предусматривает соблюдение электронной формы, а подразумевает лишь проведение необходимых действий характерных именно для закупки у единственного поставщика, таких как размещение в единой информационной системе извещения о закупке, закупочной документации и протокола закупки у единственного поставщика. Считала, что в данном случае имеет место неверная квалификация административного правонарушения. В случае непринятия указанных доводов просила рассмотреть вопрос о малозначительности правонарушения.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Выслушав заявителя, изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные документы, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
Согласно оспариваемому постановлению, ФИО1 признана виновной в том, что она, являясь должностным лицом - членом закупочной комиссии АО «ДЭЗ» при принятии решения о закупки у единственного поставщика, как заказчик была обязана в единой информационной системе разместить извещение, закупочную документацию, протокол закупки у единственного поставщика и направить поставщику предложение, то есть совершить ряд действий характерных именно для закупки у единственного поставщика, однако данной обязанности выполнено не было, чем были нарушены положения раздела 15 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ». Также в постановлении указано, что нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров выразилось в неверном осуществлении закупки у единственного поставщика в рамках проводимого запроса котировок, поскольку принятое решение о заключении договора на оказание услуг по механизированной уборке снега с вывозом единственным поставщиком ИП ФИО2 не соответствует требованиям, указанным в разделе 15 Положения о закупке товаров, работ и услуг.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Факт нарушения положений раздела 15 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ», выразившийся в несвоевременном размещении извещения, закупочной документации, протокола закупки у единственного поставщика и направления поставщику предложения подтверждается представленными материалами дела и не отрицается заявителем.
Вместе с тем с юридической оценкой содеянного нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу ч.ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (ч. 1). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2).
АО «ДЭЗ» в своей закупочной деятельности руководствуется, в том числе Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ», утвержденным решением Совета директоров АО «ДЭЗ» от 04 декабря 2013 года (в редакции от 22 декабря 2017 года) (далее по тексту – Положение о закупках).
В соответствии с п. 13.18 Положения о закупках несоответствующими требованиям признаются заявки в случае:
- непредставления сведений и документов, определенных п.п. 9.10 настоящего Положения, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;
- несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, единицы работы или единицы услуги;
- в случае, если на момент окончания срока подачи заявок, установленного в извещении о закупке, от участника закупки не поступили денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на расчетный счёт Заказчика по реквизитам, указанным в документации о закупке.
Согласно п. 9.10 Положения о закупках перечень документов, представляемых Участниками закупки в составе заявки на участие в закупке:
1) заявка на участие в закупке, включающая: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), ИНН, номер контактного телефона и/или факса, электронную почту и другие установленные документацией сведения;
2) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени Участника: копия решения о назначении или об избрании или приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо (руководитель) обладает правом действовать от имени Участника без доверенности. В случае если от имени Участника действует иное лицо, также предоставляется доверенность на осуществление действий от имени Участника, заверенная печатью Участника и подписанную руководителем Участника или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенная копия такой доверенности.
3) иностранные участники, предоставляют надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении процедуры закупки;
4) копии документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случае если в соответствии с законодательством установлены такие требования (копии лицензий, допусков, сертификатов и иных разрешительных документов);
5) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица. Такое решение должно содержать наименование способа закупки (запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме и т.д) в отношении которой подается заявка. В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в закупке для участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами участника процедуры закупки порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, участник закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора. В случае, если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки представляет соответствующее письмо;
6) предложения об условиях исполнения договора;
7) полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения извещения о проведении процедуры закупки выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
8) согласие участника заключить договор по итогам процедуры закупки, указанный в извещении о проведении закупки;
9) иные документы и сведения, предусмотренные документацией о закупке;
10) иные документы, которые, по мнению участника закупки, подтверждают его соответствие установленным требованиям с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
В соответствии со ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (ч. 1 ст. 1). Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1). Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 3).
Как следует из материалов дела 17 января 2017 года АО «ДЭЗ» в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) опубликованы извещения № 31806019086 и № 31806019500 и документация на проведение запроса котировок. Наименование закупок: оказание услуг по механизированной уборке снега с самовывозом район «Центр города» и оказание услуг по механизированной уборке снега с самовывозом район «КП». Дата начала подачи заявок: 17 января 2018 года дата окончания подачи заявок 23 января 2018 года в 11 часов 00 минут.
На процедуру рассмотрения и оценки котировочных заявок была представлена котировочная заявка одного участника ООО «Олимп».
Закупочная комиссия АО «ДЭЗ», по итогам заседания решила на основании подп. 1, 2 п. 13.18 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ», по причине отсутствия в заявке ООО «Олимп» решения об одобрении или совершения крупной сделки, а также предложения об условиях исполнения договора (приложение № 2 к документации).
Не согласившись с указанным решением ООО «Олимп» обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю на действия конкурсной комиссии АО «ДЭЗ» по проведению запросов котировок на оказание услуг по механизированной уборке снега с вывозом района «КП» (котировка № 31806019086) и района «Центр города» (котировка № 31806019500).
Решением Комиссии УФАС по Камчатскому краю от 30 января 2018 года по делу № 21-05/01-18Ж в действиях АО «ДЭЗ» установлены нарушения ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Согласно п. 3 протокола № 1 запроса котировок на оказание услуг по механизированной уборке снега с вывозом. Район «Центр города» от 23 января 2018 года и п. 3 протокола № 1 запроса котировок от 23 января 2018 года на оказание услуг по механизированной уборке снега с вывозом (Район «КП»), Заказчик на основании подп. 2 п. 13.22 Положения о закупке товаров, в связи с признанием запроса котировок несостоявшимся принял решение заключить договоры на оказание услуг по механизированной уборке снега с вывозом в районах «Центр города» (цена договора 665800 рублей) и «КП» (цена договора 445600 рублей), срок выполнения работ с 05 февраля 2018 года по 31 мая 2018 года с единственным поставщиком ИП ФИО2
Согласно подп. 2 п. 13.22 Положения о закупке товаров, в случае признания запроса котировок несостоявшимся Заказчик вправе провести повторный запроса котировок или провести закупку иным способом, в том числе закупку у единственного поставщика.
В соответствии с основанными понятиями Положения о закупке товаров, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это способ закупки при котором Заказчик предлагает заключить договор конкретному юридическому или физическому лицу. При этом процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений) Заказчик не проводит.
В случае принятия решения осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик обязан руководствоваться разделом 15 Положения о закупке товаров.
Согласно подп. 38 п. 15.3 Положения о закупке товаров, Заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если выполняется хотя бы одно из нижеследующих условий, в том числе, когда конкурсная процедура закупки была признана несостоявшейся.
Согласно п. 15.5 Положения о закупке товаров, Заказчик для заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) предложение или принимает предложение поставщика (исполнителя, подрядчика) о заключении договора о закупке товаров, работ и услуг.
Согласно п. 15.7 Положения о закупке товаров при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), Заказчик в единой информационной системе размещает извещение о закупке, закупочную документацию, протокол закупки у единственного поставщика.
Таким образом, можно видеть, что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным формам закупок, признаки которых содержатся в ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «ДЭЗ», а также действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрено, что закупку у единственного поставщика надлежит осуществлять в электронной форме.
Мало того, в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 года №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» закупка не осуществляется в электронной форме, если она осуществляется у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке.
При таких условиях нарушение порядка принятия решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика, выразившееся в принятии данного решения при оформлении протокола по итогам запроса котировок, а также положений о размещении информации о такой закупке в единой информационной системе, не могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, поскольку данная статья предусматривает административную ответственность за осуществление закупки в иной форме, тогда как законом предусмотрено осуществление такой закупки в электронной форме.
При таких условиях вина члена закупочной комиссии ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, подтверждения не находит.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах в отсутствии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, оспариваемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 апреля 2018 года № 21-05/10-18АД, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – член закупочной комиссии начальника юридического отдела акционерного общества «Дирекция по эксплуатации зданий» ФИО1 отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток.
Судья подпись Ю.А. Кулагина