ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
29 августа 2016 года г. Уфа
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
с участием:
защитника ФИО4,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО2 на постановление судьи Советского районного суда г. Уфы от 22 июня 2016 года, которым:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО «...» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
22 июня 2016 года судья Советского районного суда г. Уфы вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, старший государственный инспектор по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО2 выражает несогласие с постановлением судьи Советского районного суда г. Уфы от 22 июня 2016 года, считая его незаконным, ссылаясь на доказанность обстоятельств, на основании которых было возбуждено дело об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО3 поддержал доводы жалобы, а защитник ФИО4 полагал, что обжалуемое судебное постановление подлежит оставлению без изменения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Из материалов дела следует и судьей районного суда верно установлено, что ООО «...» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в установленном порядке, юридический адрес общества:
адресА.
ООО «...» эксплуатирует полигон ТБО на основании договора №24/А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от 01 сентября 2014 года. Срок действия договора с
01 сентября 2014 года по 31 августа 2017 года (регистрационная запись в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ №...). Полигон ТБО расположен по адресу: г. ....
Ранее, ООО «...» эксплуатировало полигон ТБО согласно договора №.../А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от 13 июня 2013 года.
Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333 введено в действие Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 2 подраздела 1.1 раздела 1 Методического пособия все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, из подраздела 2.7 Методического пособия следует, что если предприятие сдает в аренду часть своей территории, то размещение нового производства «Арендатору» не разрешается, если это приведет к ухудшению состояния загрязнения атмосферного воздуха.
За любую хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, несет ответственность предприятие (организация), на чьей территории эта деятельность осуществляется.
В связи с этим, если такое предприятие сдает в аренду часть своей территории, то оно обязано разрабатывать для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории, единый проект нормативов ПДВ (ВСВ), на основе которого выдается в установленном порядке Разрешение на выброс для всей совокупности источников. В этом случае предприятие, являющееся собственником производственной территории, осуществляет плату за выбросы в полном объеме и несет ответственность за воздухоохранную деятельность арендаторов.
01 октября 2013 года по Акту приема-передачи к договору №.../А от 13 июля 2013 года ГУП «...» РБ передало, а ООО «...» приняло во временное владение и пользование следующее государственное имущество: полигон ТБО с оборудованием (первая очередь) расположенный по адресу ... для использования в целях размещения отходов IV, V классов опасности.
Согласно техническому паспорту, имеющему регистрационный №... от 14 июня 2007 года, выданному Стерлитамакским городским филиалом
ГУП Центр недвижимости Республики Башкортостан, ГУП «...» РБ передало ООО «...» объект, расположенный по адресу ... за исключением ФИО7 «здание бокса для размещения установки по демеркуризации ртутьсодержащих ламп» площадью 154,8 м.кв.
Согласно отзыву ГУП «...» от 21 июня 2016 года, помимо имущества, переданного ООО «...» по указанным договорам аренды в состав имущественного комплекса, расположенного по адресу:
г. ... входит цех по демеркуризации ртутных ламп, который ГУП «...» РБ эксплуатирует самостоятельно до настоящего времени и во владение третьим лицам не передавало.
Согласно п. 2.3. договора №.../А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от 01 сентября 2014 года в обязанности арендатора – ООО «...» не входит разработка и установление нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО, и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от полигона ТБО.
В параграфе 3 «Платежи и расчеты по договору» указанного договора сторонами не разграничено кто именно: арендатор или арендодатель производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в атмосферный воздух.
Согласно письма Росприроднадзора №ВС-08-02-32/14359 от 17 августа 2015 года лицами, имеющими стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут являться как собственники, так и арендаторы имущества. В таком случае обязанность по разработке ПДВ может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором.
Согласно письма Росприроднадзора № ОД-06-01-32/13442 от 31 июля 2015 года если хозяйствующий субъект сдает в аренду часть своей территории, то он обязан разрабатывать для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории, единый проект нормативов ПДВ и получить Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для всей совокупности источников.
Согласно представленных платежных поручений ООО «...» производило плату за негативное воздействие на окружающую среду в период с 4 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года включительно.
ООО «...» 20 марта 2015 года письмом №112 обращалось в адрес ГУП «...» РБ с требованием предоставить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по РБ №... от 12 мая 2014 года ООО «...» было отказано в установлении нормативов ПДВ, в связи с несоответствием требованиям нормативной и инструктивно-методической документации. Согласно замечаниям к указанному письму ООО «...» не определены категории источников выбросов в соответствии с Методическим пособием по расчету нормирования и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух СПб., 2012.
Таким образом, ООО «...» как арендатор не обязано устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО, и получать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО. Указанная обязанность законодательно возложена на арендодателя (собственника), передающего в аренду часть своей территории. ООО «...» в таком случае обязано компенсировать произведенные арендодателем расходы в своей части.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что общество не обязано получать специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и не должно нести административную ответственность ввиду его отсутствия, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу в отношении ООО «...» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку и его выводы не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку существенных нарушений судьей районного суда норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
Р Е Ш И Л А:
Постановление судьи Советского районного суда г. Уфы от 22 июня 2016 года, вынесенное в отношении ООО «...» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Абдрахманова Н.В.
дело № 12-527/2016