ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-527/202121ОК от 21.10.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сосновская О.А. дело № 5-2230/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 12-527/2021 21 октября 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.

с участием защитника Топычкановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Беспояско (ФИО)7 на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении него,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 28 сентября 2021 года и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. за нарушение условий предоставления субсидий.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения, не признавая факт существенных нарушений требований предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключающихся при отсутствии включения в соглашение о предоставлении субсидии условия о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по соглашению, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию и контрольно-финансовыми органами проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В обоснование своего довода заявитель указывает, что дополнительным соглашением от 28 мая 2021 года с <данные изъяты> внесены изменения в соглашение с данной организацией от 21 января 2021 года № 17-С-1, которыми оно приведено в соответствие с вышеназванными требованиями закона.

Кроме того, по его мнению, нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не были установлены в результате проверки, проводимой Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период с 15 февраля 2021 года по 02 апреля 2021 года.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ФИО1 Топычканову Е.А., проверив доводы жалобы, оснований к отмене постановления суда не нахожу.

Согласно части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

При предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 этой статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года № 343-п, утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения».

В приложении № 26 к данному постановлению определен Порядок предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (далее – Порядок).

Пунктом 1.3 Порядка установлено предоставление субсидии Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на финансовый год и плановый период.

Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключенное между указанным Департаментом и получателем субсидии, в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа (пункт 3.2 Порядка в приложении № 26).

Исходя из требований пункта 3.3 Порядка, соглашением должно быть предусмотрено, в том числе, согласие получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с ним (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении них Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и органом государственного финансового контроля автономного округа проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Как усматривается из материалов дела на основании приказа от 11 февраля 2021 года № 8, изданного председателем Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проведена проверка законности, результативности (эффективности) использования средств бюджета автономного округа, направленных на реализацию государственной программы «Поддержка занятости населения».

В результате проведения данной проверки установлено, что 21 января 2021 года между Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и <данные изъяты> ( получатель субсидии - далее <данные изъяты>) заключено соглашение № 17-С-1, согласно которому последнему предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий общественно полезной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в размере <данные изъяты> в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств бюджета автономного округа (л.д.21-44).

Данное соглашение со стороны указанного Департамента подписано первым заместителем директора ФИО1, который на момент его подписания в соответствии с распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года исполнял обязанности директора (л.д.55-56).

Факт предоставления субсидии <данные изъяты> в размере <данные изъяты>. подтверждается платежным поручением от 11 марта 2021 года № 186 (л.д.127).

Однако, в нарушение требований пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанным соглашением не предусмотрено обязательное условие предоставления субсидии в части согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Таким образом, субсидия <данные изъяты> предоставлена с нарушением требований предоставления субсидий, то есть без включения в соглашение № 17-С-1 вышеназванного обязательного условия ее предоставления.

Согласно Положению о Департаменте труда и занятости населения Ханты-

Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства автономного округа от 27 июля 2012 года № 265-п, он является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и урегулирования коллективных трудовых споров, содействия занятости населения и защиты от безработицы, региональному государственному контролю (надзору) в области содействия занятости населения.

В соответствии с пунктом 11.1 указанного Положения директор Департамента осуществляет руководство его деятельностью, несет персональную ответственность за обеспечение исполнения его полномочий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пересмотр настоящего дела в суде автономного округа показал, что судьей районного суда дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, подтверждающим вину ФИО1 в административном правонарушении.

Обстоятельства выявленного правонарушения подробно отражены в протоколе об административном правонарушении от 14 сентября 2021 года, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.3-5).

Кроме того согласно акту от 19 апреля 2021 года, составленному по результатам вышеуказанного контрольного мероприятия должностными лицами, проводившими проверку, нарушения пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выявлены в заключенных Департаментом труда и занятости населения автономного округа соглашениях за период 2020-2021 годы.

Факт отсутствия в соглашении от 21 января 2021 года № 17-С-1 обязательного условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлен судом первой инстанции на основе имеющихся материалов дела и не оспаривался ФИО1, ссылавшегося на последующие изменения, внесенные в него дополнительным соглашением от 28 мая 2021 года.

Наряду с этим, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы ФИО1 о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Исходя из диспозиции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств условий ее предоставления.

Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.

Устанавливая административную ответственность за нарушение должностным лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Дополнительное соглашение, на которое в доводах жалобы о малозначительности деяния указывает ФИО1, заключено 28 мая 2021 года, то есть после вышеназванного соглашения и выплаты субсидии, а также после окончания проверки с выявлением нарушений.

При таких обстоятельствах, оснований для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным у суда первой инстанции отсутствовали.

Жалоба ФИО1 не является подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Беспояско (ФИО)8 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева