ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-529/2022 от 16.05.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 12-529/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 16 мая 2022 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКП «Аэропорты Севера» на постановление заместителя начальника С(Я) территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора Ковальчука О.В. от 15 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника С(Я) территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора от 15 марта 2022 года Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФКП «Аэропорты Севера» Лукин Г.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины со стороны ответственных лиц ФКП «Аэропорты Севера» и неверным определением ведомственной принадлежности ответственного лица, в действиях ФКП «Аэропорты Севера» отсутствует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 11.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель привлекаемого лица по доверенности Лукин Г.Н. доводы жалобы поддержал, также указал, что к административной ответственности по ч.3 ст.11.3 КоАП РФ привлечены пилоты АО АК «Полярные авиалинии», вину признали. Просил отменить постановление от 15 марта 2022 г.

Представитель территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора заместитель начальника Ковальчук О.В. в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность приведенных доводов, просил в удовлетворении жалобы отказать. В действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст. 11.3 КоАП РФ. По результатам проверки ФКП «Аэропорты Севера» выдано предписание об устранении воздушного законодательства РФ. Предписание не было обжаловано.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, приложенные к ней документы, материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 11.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что, что 07 февраля 2022 года при выполнении рейса ЯП - 215 по маршруту Якутск - Саккырыр на ВС Ан-24РВ RA-46510 АО «АК «Полярные авиалинии», после освобождения ВПП, при заруливании на стоянку самолёт законцовкой правого полукрыла задел трос подвески кабеля, с кабелем, между мачтами освещения ограждения периметра аэропорта. Посадочная масса и центровка не выходили за пределы допустимых ограничений. Пассажиры экипаж не пострадали, ВС других повреждений не имеет. До момента наступления авиационного события самолет находился в технически исправном состоянии, все нормы технических параметров соответствовали установленным требованиям.

В результате проведенной внеплановой проверки ФКП «Аэропорты Севера» в период с 19 февраля 4 марта 2022 г. установлено следующее: Движение ВС осуществлялось по сигналам встречающего. Руководил заруливанием гр. З., который является инспектором САБ «Аэропорт Саккырыр». Движение ВС осуществлялось по сигналам встречающего, заруливание производилось на стоянку №1. После съезда с РД 1 ВС продолжило перемещение по площади маневрирования аэродрома согласно траектории, указанной в книге 4 АИП России и сборнике аэронавигационной информации №36, по сигналам встречающего. КВС, находясь в визуальном контакте с встречающим, выполняя его команды, подаваемые посредством визуальных сигналов с помощью жезлов, начал выполнять маневрирование, второй пилот при этом контролировал отсутствие препятствий со стороны правой полусферы фонаря кабины экипажа. Установка ВС на МС №1 носом на ВПП, обуславливает необходимость движения самолёта вдоль ограждения периметра аэродрома, имеющего мачты освещения, электрическая цепь которых соединена проводами, проложенными по воздуху. После выполнения доворота влево, для создания угла 90° между осью симметрии самолета и осевой линии МС, при движении вдоль ограждения самолёт законцовкой правого полукрыла задел мачту освещения периметра ограждения аэродрома. При этом, линии электропитания и стальной трос, висевшие между мачтами освещения, оказались в зацеплении с краем носка: отъемной части правого полукрыла самолёта. При дальнейшим движение вдоль периметра зацепившиеся элементы троса, поддерживающие кабеля электропередачи, при натяжении повредили обшивку носка крыла и бортовой аэронавигационный огонь крыла. Встречающий находился примерно на оси стоянки, на удалении около 41 метра от передней опоры шасси, — под углом примерно 90°, согласно составленным крокам. Таким образом, правая плоскость крыла самолёта находилась вне поля зрения встречающего.

В соответствии с пунктом 51 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (далее - ФАП-246) эксплуатант воздушного судна должен организовать "наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета воздушного судна или завершения полета по прибытию в аэропорт, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания, включающее обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты, обслуживание и загрузку воздушного судна, контроль загрузки, заправку топливом и анти/противообледенительную обработку воздушного судна".

При этом эксплуатант, руководствуясь требованиями пунктов 52 и 53 ФАП-246, должен включить в руководство по производству полетов раздел или издать отдельным документом руководство по организации наземного обслуживания, содержащее производственную политику, процедуры и другую информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей персоналом, осуществляющим наземное обслуживание, и предусмотреть контроль за соблюдением этих требований.

В АО «Полярные авиалинии» организовано наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета ВС или завершения полета по прибытию в аэропорт, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания.

По результатам проверки МТУ ФСНСТ Ространснадзора 17.02.2022 №МТУ/1.4-417 №КНМ №25220811000101667570, выявлены нарушения воздушного законодательства оператором аэродрома Саккырыр: Зоны маршрута руления самолета на аэродроме Саккырыр, не оборудованы пограничными маркировочными знаками. Линии электропередач, проведенные через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома Саккырыр, не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания линий электропередач. Прожектора освещения МС, установленные на топливозаправочном комплексе аэродрома, ослепляют экипаж воздушного судна не позволяя оценить расстояние до препятствия. Мачты освещения периметра ограждения аэродрома, имеют световую маркировку (полосы тускло-красного цвета), предназначенные для улучшения демаскированных характеристик, не соответствуют требованию окраски в контрастные цвета. Мачты освещения периметра ограждения аэродрома установлены в 2018 году в период реконструкции аэропорта Саккырыр. В результате установки мачт изменились аэронавигационные данные. Оператор аэродроме Саккырыр своевременно не внес в АНПА поправки. На аэродроме Саккырыр аэронавигационный паспорт АНП зарегистрирован 23.04.2012 г., последние поправки внесены 15.09.2015 г. После проведения реконструкции аэродроме Саккырыр в 2019 году, оператор аэродроме Саккырыр ФКП «Аэропорты Севера» не внес изменения, о наличии новых объектах, препятствиях, схемах по АД 2.9. «системы управления наземным движением, контроля за ним, и соответствующие маркировочные знаки» по состоянию на 31 марта 2016г. Оператором аэродрома Саккырыр ФКП «Аэропорты Севера» не разработан аэронавигационный паспорт аэродрома гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На основании акта проверки от 04 марта 2022 г. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФКП «Аэропорты Севера) выдано предписание об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации N 6/17/ГА2022С(Я) сроком исполнения до 28 марта 2022 года, согласно которому предприятию предписано устранить допущенные нарушения положений Воздушного кодекса РФ на него возложена обязанность: 1) разработать и утвердить безопасную установку ВС на стоянку и руления по участкам движения ВС; 1.2. разработать и утвердить должностную инструкцию и технологию производства работы по техническому обслуживанию воздушных судов, в части исполнения работ по приему и выпуску ВС. Обеспечить прохождения обязательной стажировки у ответственных сотрудников инженерно-технического состава АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» и сдачи зачетов; 1.3. обеспечить исполнение договора на комплексное обслуживание воздушных судов АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» от 13.11.2019 №202-190514, требования п.8 п.8.1 Руководство по организации наземного обслуживания АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» от 10.12.2021 г; 1.4 в рамках СУБП провести оценку локальных актов заключенных с АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» на предмет отсутствия разногласий технологических процессов. Принять меры по недопущению повторения указанного авиацио6ного события; 1.5 оборудовать Зоны маршрута руления самолета на аэродроме Саккырыр, пограничными маркировочными знаками в соответствии п.4.232 Приложение 20 «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждённые приказом Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015г. №262; 1.6 привести в соответствие требования окраски, световую маркировку мачт периметрового ограждения; 1.7. оборудовать проблесковыми огнями высокой интенсивности линии электропередач проведенные через мачты освещения периметрового ограждения; 1.8. привести в соответствие требование по освещению МС; 1.9. исполнить требование Приказа Министерства транспорта РФ от 5 ноября 2020 г. N 449 "Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла". Установить причины нарушений, своевременного не внесения данных в АНП, АИП РФ после проведенной реконструкции аэродрома 2019 года. Отсутствие изданных НОТАМ. В соответствии с СУБП принять меры по недопущению повторения подобных нарушений, в срок до 28 марта 2022 года представить отчет о проведенной работе в С(Я) МТУ ФСНСТ Ространснадзора. На основании акта проверки от 04 марта 2022 г. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФКП «Аэропорты Севера) выдано предписание об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации N 7/17/ГА2022С(Я) сроком исполнения до 28 марта 2022 года. Предписание N 6/17/ГА2022С(Я), Предписание N 7/17/ГА2022С(Я) не обжалованы и не признаны незаконными.

Суд с выводами должностного лица административного органа и принятым им решением соглашается.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина ФКП «Аэропорты Севера» подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением о проведении внеплановой документарной проверки от 17.02.2022 г. МТУ/1.4-417; актом документарной проверки от 04 марта 2022 г. и иными материалами дела.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Выводы административного органа о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновности ФКП «Аэропорты Севера» в его совершении являются правильными и обоснованными, и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.

Из материалов дела следует, что у предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание назначено ФКП «Аэропорты Севера» в пределах санкции ч. 3 ст. 11.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что постановлением заместителя начальника С(Я) территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора от 25 февраля 2022 г. Карлик С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 11.3 КоАП РФ. Постановлением заместителя начальника С(Я) территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора от 01 марта 2022 г. Шаблёвский Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 11.3 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника С(Я) территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора Ковальчука О.В. от 15 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) со дня вручения или получения его копии.

Судья В.П. Цыкунова