ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/17 от 19.09.2017 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-52/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 19 сентября 2017 года

Судья Советского районного суда г. Иваново Денисова С.В.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,

представителей Государственной инспекции труда в Ивановской области - ФИО2 ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ОГКУСО «СРЦН» ФИО4, поданную в интересах юридического лица ОГКУСО «СРЦН», на постановление врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 от 02 июня 2017 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 от 02 июня 2017 года ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (СРЦН) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 55 000 рублей.

Директор ОГКУСО «СРЦН» ФИО4, действуя в интересах юридического лица, с постановлением о назначении административного наказания не согласилась, обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что считает его незаконным и необоснованным, поскольку не согласна с выводами Государственной инспекции труда о том, что Положение «Об учётной политики», приложением которого является «Положение о стимулирующих выплатах», введенные в действие приказом от 30 декабря 2015 года, существенно изменяют условия трудовых договоров работников. В указанном «Положении о стимулирующих выплатах» устанавливаются лишь правила исчисления размера стимулирующих выплат. При таких условиях основания для изменения условий трудовых договоров, равно как и для оформления дополнительных соглашений к ним отсутствовали. С учетом изложенного, просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя – ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, и просил ее удовлетворить. При этом указал, что прерогатива начисления работнику стимулирующих выплат либо отказа в таковом принадлежит директору СРЦН. Количество стимулирующих выплат, их содержание и порядок начисления определены трудовыми договорами работников и не изменялись введенными в действие приказами директора СРЦН от 30 декабря 2015 года, 28 декабря 2016 года и 07 марта 2017 года. Кроме того, никаких организационных и технологических изменений условий труда работников Приказ от 30 декабря 2015 года не содержит. В связи с этим оснований для заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам не было. Приказ только изменил способ исчисления данных выплат. Кроме того, как локальный акт, ухудшающий положение работников, данный Приказ не должен был применяться в ОГКУСО «СРЦН».

И.о. начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 и государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились. При этом ФИО3 пояснила, что юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за то, что изменив в одностороннем порядке условия и порядок оплаты труда работника, установленные его трудовым договором, как работодатель, не приняло меры по оформлению с работником дополнительного соглашения к указанному трудовому договору.

Инспектор ФИО2 пояснила, что проверка в ОГКУСО «СРЦН» проводилась по жалобе работника учреждения В.А.В. В ходе проведенной проверки было установлено, что согласно трудовому договору указанного работника ему положен определенный перечень стимулирующих выплат, установленный на основании Положения об оплате труда, утвержденного 23 ноября 2015 года и действовавшего в учреждении. В марте 2017 года директором Центра был издан приказ, изменяющий как количество таких стимулирующих выплат, так и их наименование и порядок начисления. Однако каких-либо изменений в трудовой договор работника внесено не было, дополнительное соглашение к договору также не составлялось и не подписывалось работником. Поскольку указанные изменения напрямую касались размера заработной платы работника, то есть существенного условия трудового договора, их внесение требовало внесения изменений в трудовой договор либо заключения дополнительного соглашения с предварительным уведомлением об этих изменениях работника за 2 месяца.

Из материалов дела следует, что 10 апреля 2017 года в Государственную инспекцию труда в Ивановской области поступили заявления начальника хозяйственного отдела ОГКУСО «СРЦН» В.А.В. о невыплате ему в полном объеме 18 стимулирующих выплат, установленных трудовым договором.

17 апреля 2017 года распоряжением главного государственного инспектора труда в Ивановской области ФИО5 по данным обращениям работника назначено проведение выездной внеплановой проверки ОГКУСО «СРЦН». Проведение проверки поручено государственному инспектору труда ФИО2

Согласно разделу IV трудового договора от 17 июня 2014 года, заключенному между В.А.В. и ОГКУСО «СРЦН», работнику за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором устанавливается заработная плата в размере должностного оклада; 3 выплат компенсационного характера (в связи с тяжелыми работами, опасными и особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) и 18 выплат стимулирующего характера (за стаж непрерывной работы; за выполнение важных и особо важных работ; за выполнение особо срочных работ; за сложность и напряженность в работе; за высокий профессионализм и качество выполняемой работы; за высокую интенсивность труда; а также в связи с другими критериями оценки эффективности деятельности (лояльностью, дисциплиной, объемом выполняемой работы; профессиональными знаниями, умением контролировать эмоции; умением решать сложные ситуации; умением слушать; персональной выплатой к окладу, за наличие звания и ученой степени; премией, единовременной выплатой; материальной помощью)) (п.14 пп. а, б, в). Указанные выплаты стимулирующего характера производятся работнику на основании Положения об оплате труда работников ОГКУСО «СРЦН» (п.14 пп. б, в). Пунктом 17 этого раздела установлен перечень показателей, за которые стимулирующие выплаты не назначаются или снижаются.

Пунктом 2.3 Положения об оплате труда работников ОГКУСО «СРЦН», утвержденного 23 ноября 2015 года, установлено, что заработная плата работника Учреждения состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Перечень выплат стимулирующего характера установлен Приложением №3 к данному Положению и состоит из выплат за стаж непрерывной работы; за выполнение важных и особо важных работ; за выполнение особо срочных работ; за сложность и напряженность в работе; за высокий профессионализм и качество выполняемой работы; за высокую интенсивность труда; а также других критериев оценки эффективности деятельности (лояльности, дисциплины, объема выполняемых работ; профессиональных знаний, умения контролировать эмоции; умения слушать; персональной выплаты к окладу, выплаты за наличие звания и ученой степени; премии; единовременной выплаты; выплаты за работу с детьми из социально неблагополучных семей; материальной помощи; персональной выплаты к окладу: выплаты за наличие звания «Заслуженный работник» и ученой степени; выплаты для обеспечения минимальными значениями соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в Ивановской области; ежемесячной выплаты педагогическим работникам за работу с детьми из социально неблагополучных семей; других выплат.

30 декабря 2015 года директором ОГКУСО «СРЦН» издан приказ «Об учетной политике ОГКУСО «СРЦН» на 2016 год», Приложением №3 которого являлось Положение о стимулирующих выплатах.

Пунктом 2 данного Положения установлены 16 видов стимулирующих выплат, а именно выплаты за выполнение важных и особо важных работ; за выполнение особо срочных работ; за сложность и напряженность в работе; за высокий профессионализм и качество выполняемой работы; за высокую интенсивность труда; за почетное звание Российской Федерации; за стаж непрерывной работы; персональной выплаты к окладу; за наличие звания и ученой степени; премии; единовременной выплаты; за работу с детьми из социально неблагополучных семей; материальной помощи; персональной выплаты к окладу (должностному окладу); за наличие звания «Заслуженный работник» и ученой степени; премиальные выплаты по итогам работы.

28 декабря 2016 года директором ОГКУСО «СРЦН» издан приказ «Об учетной политике ОГКУСО «СРЦН» на 2017 год, Приложением №3 которого являлось Положение о стимулирующих выплатах аналогичного содержания.

07 марта 2017 года приказом директора ОГКУСО «СРЦН» внесены изменения в приказ от 28 декабря 2016 года «Об учетной политики ОГКУСО «СРЦН», согласно которому Приложение №3 « Положение о стимулирующих выплатах» изложено в новой редакции.

Из содержания п.2 новой редакции этого Положения, утвержденной также 07 марта 2017 года, следует, что определены 15 видов стимулирующих выплат, а именно за выполнение важных и особо важных работ (пп.1); за выполнение особо срочных работ (пп.2); за сложность и напряженность в работе (пп.3); за высокий профессионализм и качество выполняемой работы (пп.4); за высокую интенсивность труда (пп.5); за стаж непрерывной работы (пп.6); персональной выплаты к окладу (пп.7); за наличие звания и ученой степени (пп.8); премии (пп.9); единовременной выплаты (пп.10); за работу с детьми из социально неблагополучных семей (пп.11); материальной помощи (пп.12); персональной выплаты к окладу (должностному окладу) (пп.13); за наличие звания «Заслуженный работник» и ученой степени (пп.14); других выплат (пп.15).

Пунктами 3.2 и 3.3. Положения определен порядок начисления стимулирующих выплат - согласно приказа руководителя в процентах от оклада при наличии фонда экономии (выплаты в пп. пп. 1-5) либо в процентах от оклада или фиксированной суммы (выплаты в пп. пп. 6-15).

Актом проверки от 23 мая 2017 года в действиях должностного лица – директора ОГКУСО «СРЦН» ФИО4 выявлены, в числе прочего, следующие нарушения: не ознакомление работников учреждения с приказами -од от 30.12.2015 и приложением №3 к нему о «Положении о стимулирующих выплатах» и – од от 28.12.2016 г. с приложением №3 к нему о «Положении о стимулирующих выплатах», а также с приказом от 07.03.2017 года о новой редакции Приложения №3 Приказа -од от 28.12.2016 года «Положения о стимулирующих выплатах» и самим Положением, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работников учреждения и существенно изменившими условия их трудовых договоров; не уведомление работодателем в письменном виде работников учреждения за 2 месяца об изменениях условий трудового договора и о причинах, их вызвавших; не оформление дополнительных соглашений с работниками учреждения, в том числе с В.А.В., в связи с изменением определенных условий трудовых договоров, касающихся изменения стимулирующих выплат, изложенных в указанных выше приказах и положениях.

В связи с выявленными нарушениями 23 мая 2017 года врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 в отношении юридического лица – ОГКУСО «СРЦН» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в котором отражены все выявленные нарушения трудового законодательства, в том числе нарушения ст.72 ТК РФ. В этот же день в адрес должностного лица и юридического лица внесено предписание об устранении выявленных нарушений.

02 июня 2017 года тем же должностным лицом в отношении ОГКУСО «СРЦН» вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания, в связи нарушением ею требований ст.72 ТК РФ, а именно не оформлением дополнительными соглашениями к трудовым договорам с работниками учреждения, в том числе с В.А.В. изменений определенных сторонами условий трудового договора в части изменения выплат стимулирующего характера.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 4 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

В соответствии со ст.57 ТК РФ к числу обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, относятся, в том числе, условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа, предусмотренных настоящей статьи, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (размерами тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системами доплат и надбавок стимулирующего характера и системами премирования).

Из содержания ст.72 ТК РФ следует, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Таким образом, изменяя в приказе от 30.12.2015 «Об учетной политики ОГКУСО «СРЦН», приложением №3 которого являлось «Положение о стимулирующих выплатах», и последующих приказах, редактирующих данный Приказ и Приложение №3 к нему, наименование и количество стимулирующих выплат, установленных ранее трудовым договором В.А.В. от 17 июня 2014 года, работодатель, тем самым, изменил определенные трудовым договором условия оплаты труда работника, поскольку п.14 трудового договора В.А.В. перечислены 18 наименований полагающихся ему выплат стимулирующего характера, являющихся неотъемлимой частью его заработной платы, приведено их содержание.

Подобное изменение определенных сторонами условий трудового договора в соответствии со ст.57 и ст.72 ТК РФ требует оформления письменного дополнительного соглашения между работником и работодателем об этом.

По этим основаниям суд признает необоснованными доводы заявителя и его представителя о том, что приказ от 30.12.2015 «Об учетной политики ОГКУСО «СРЦН», приложением №3 которого являлось «Положение о стимулирующих выплатах», устанавливал только правила и способ исчисления размера стимулирующих выплат, и что оформление дополнительного соглашения требуется только в случаях организационных и технологических изменений условий труда работников. Доводы заявителя в этой части полностью опровергаются материалами дела об административном правонарушении, а именно содержанием указанного Приказа и Положения и содержанием трудового договора В.А.В. от 17 июня 2014 года.

Доводы представителя заявителя о том, что Приказ от 30 декабря 2015 года не должен был применяться на практике, суд расценивает как предположение представителя заявителя. Каких-либо доказательств этому суду не представлено.

Вина юридического лица, в совершении нарушений требований трудового законодательства, установленных проверкой, подтверждается совокупностью полученных в ходе проверки доказательств, в том числе трудовым договором В.А.В. от 17 июня 2014 года, приказом от 30.12.2015 «Об учетной политики ОГКУСО «СРЦН», приложением №3 которого является «Положение о стимулирующих выплатах», актом проверки от 23 мая 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2017 года, другими материалами дела.

Таким образом, суд находит обжалуемое постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.

Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства РФ допущено не было.

При назначении наказания должностным лицом учтены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, сведения о юридическом лице, в отношении которого велось производство по делу, в том числе сведения о его имущественном и финансовом положении, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, и принято верное решение о назначении ОГКУСО «СРЦН» наказания в размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере близком к минимальному - 55 000 рублей.

Оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.

Поскольку нарушений норм материального или процессуального права при привлечении лица, в отношении которого ведется производство по делу, к административной ответственности, а также его прав и законных интересов не установлено, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судом не усматривается.

Порядок и сроки давности привлечения ОГКУСО «СРЦН» к административной ответственности не нарушены.

При отсутствии оснований для отмены или изменения принятого решения в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 от 02 июня 2017 года о назначении административного наказания ОГКУСО «СРЦН» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора ОГКУСО «СРЦН» ФИО4, поданную в интересах юридического лица, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья: С.В. Денисова