№ 12-52/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
13 декабря 2018 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Турочакский район» Волковой О.П. на постановление судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования «Турочаское сельское поселение» Осипова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 02 ноября 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Осипова В.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Председатель контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Турочакский район» Волкова О.П. (должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении) обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой на указанное постановление судьи, указывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено судьей не всесторонне и необъективно. Контрольно-ревизионной комиссией Турочаского района выявлен и доказан факт административного правонарушения, так как денежные средства, предназначенные для расходов на заработную плату заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения (представительный орган власти) направлены на оплату труда сотруднику администрации сельского поселения (исполнительный орган власти). Выводы суда о том, что формулировки протокола об административном правонарушении не позволяют идентифицировать, в отношении кого был составлен протокол об административном правонарушении – в отношении физического лица Осипова В.В. или в отношении должностного лица, не соответствуют действительности.
В возражениях на жалобу глава МО «Турочакское сельское поселение» Осипов В.В. указывает на отсутствие оснований для отмены постановления судьи.
Глава МО «Турочакское сельское поселение» Осипов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Осипова В.В.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав председателя контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район» Волкову О.П., поддержавшую жалобу, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Под бюджетным нарушением согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Главой 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств в силу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением сессии № от <дата> Турочакского сельского Совета депутатов «О бюджете муниципального образования «Турочакское сельское поселение на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены расходы по подразделу 0103 (Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований согласно Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н) в сумме 475,9 тыс. руб., в том числе КБК 8010103990С180110121 – фонд оплаты труда муниципальных органов в размере 365,50 руб., КБК 801010390С180110129 – взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам муниципальных органов в размере 110,40 тыс.руб.
Распоряжениями № от <дата> и № от <дата> утверждено штатное расписание Турочакского сельского Совета депутатов на 2017 год, где предусмотрена штатная единица заместителя председателя Совета депутатов.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В целях обеспечения деятельности (функционирования) Турочакского сельского Совета депутатов <дата> сельской администрацией Турочакского сельского поселения в лице главы Турочакской сельской администрации Осипова В.В. с ФИО5 было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору от <дата>, которым установлен перечень выполняемых работником обязанностей, а именно: обеспечивает деятельность главы сельского поселения по организации работы Совета; осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений главы сельского поселения по вопросам организации деятельности Совета; обеспечивает подготовку, участвует в организации и проведении заседаний Совета, постоянных и иных комиссий Совета, рабочих групп и иных органов Совета, готовит к заседаниям необходимые материалы; осуществляет информирование депутатов и приглашенных о проведении заседаний Совета и о перечне рассматриваемых вопросов путем обнародования в установленные Регламентом Совета сроки информации о проведении заседания Совета, направления письменных извещений, приглашений, телефонограмм; готовит к подписанию главой сельского поселения решения Совета и иные акты Совета после их принятия; - осуществляет регистрацию и учет решений Совета; обеспечивает официальное обнародование главой сельского поселения решений Совета, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также обнародование иных решений в порядке, установленном законодательством и Уставом; направляет решения Совета соответствующим организациям, должностным лицам и доводит их до сведения граждан в сроки, установленные законодательством и Уставом; осуществляет по запросу органов государственной власти и иных органов местного самоуправления подготовку статистических отчетов об организационной работе Совета и о составе депутатов, подготовку справок, информационных материалов о Совете и иных документов; ведет делопроизводство Совета, в том числе протоколирование заседаний Совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий, проводимых Советом, обеспечивает хранение дел и их архивирование в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, сдачу их в архив и т.д.; координирует работу работников Администрации по обеспечению деятельности Совета; выполняет иные обязанности, связанные с организацией и обеспечением деятельности Совета, постоянных и иных комиссий Совета, депутатов Совета.
По указанному дополнительному соглашению работнику сельской администрации ФИО5, за период с <дата> по <дата>, выплачена заработная плата по подразделу 0103 в общей сумме 127906,46 рублей, что подтверждается приведенными выше и приложенными к протоколу платежными документами.
Судья районного суда, установив, что занимавший должность заместителя председателя Совета депутатов ФИО4, занимавшийся обеспечением деятельности Турочакского сельского Совета депутатов уволен по собственному желанию с <дата> и ФИО5 выполнялась работа, направленная на обеспечение функционирования Турочакского сельского Совета депутатов, и, следовательно, бюджетные средства по подразделу 0103 в сумме 127906,46 рублей были использованы (направлены) на цели, которые соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления, пришел к выводу об отсутствии в действиях Осипова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Между тем, нахожу указанный вывод судьи районного суда, преждевременным, сделанным без учета конкретных обстоятельств по делу и оценки представленных доказательств.
Как следует из Устава Муниципального образования «Турочакское сельское поселение» (статья 21) Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным представительным органом поселения. Совет депутатов обладает правами юридического лица. Расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов предусматриваются отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.
Совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру. Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет Глава поселения в соответствии с Регламентом, утвержденным Советом депутатов. В целях качественного и оперативного обеспечения деятельности Совета депутатов может создаваться аппарат Совета депутатов, структуру и штатное расписание которого утверждает Глава поселения, в пределах средств, предусмотренных бюджетом поселения. Из числа депутатов Совета депутатов тайным голосованием большинством голосов может быть избран заместитель председателя Совета депутатов (статья 22).
Какие-либо доказательства тому, что заместитель председателя Совета депутатов занимался обеспечением деятельности Турочакского сельского Совета депутатов в материалах дела отсутствуют и в постановлении судьи не приведено. Регламент Совета депутатов, определяющий порядок работы Совета депутатов или иные документы, устанавливающие обязанности заместителя председателя Совета депутатов по организации работы Совета депутатов судьей не исследовались.
Напротив, в силу положений статьи 22 и статьи 33 Устава Турочакского сельского поселения обеспечение работы Совета депутатов отнесено к полномочиям Главы поселения.
Согласно дополнительного соглашения № к трудовому договору от <дата>, заключенному с ФИО5, оно было заключено для обеспечения деятельность главы сельского поселения по организации работы Совета. Между тем ФИО5 депутатом Совета депутатов не являлась.
Согласно бюджету МО «Турочакское сельское поселение», в нем были предусмотрены расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов лишь в качестве оплаты труда заместителю председателя Совета депутатов и уплаты страховых взносов. Иные расходы в бюджете на обеспечение деятельности Совета депутатов предусмотрены не были. Аппарат Совета депутатов в муниципальном образовании не создавался.
В соответствии с "Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" (утв. Казначейством России 19.12.2017) расходование бюджетных средств, предоставленных на осуществление расходов, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда и осуществлением иных выплат, на выплаты, не предусмотренные действующим законодательством (локальными актами, коллективными договорами) образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ в случае финансирование работы, отнесенной к полномочиям Главы поселения за счет средств, предусмотренным бюджетом по коду 0103 (Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований) являются преждевременными, не основанными на представленных в материалы дела доказательствах.
В постановлении суда отсутствуют выводы о недопустимости каких-либо доказательств по делу и о причинах признания их таковыми, или о наличии существенных нарушений требований КоАП РФ, допущенных при производстве дела административном правонарушении, которые являются основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ являются должностные и юридические лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о невозможности установить в отношении кого составлен протокол об административном правонарушении, в связи с чем пришел к выводу о наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении, не позволяющих установить виновность должностного лица.
В то же время, районным судом при рассмотрении дела не были приняты во внимание и должным образом не оценены обстоятельства того, что соответствующие сведения о месте работы Осипова В.В., подтверждающее статус последнего именно как должностного лица были внесены в протокол об административном правонарушении, извещение о дате составления протокола об административном правонарушении было направлено Осипову В.В. как должностному лицу и получено последним по месту работы, определение о возбуждении дела об административном правонарушении также вынесено в отношении должностного лица – главы муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Осипова В.В., определением мирового судьи судебного участка Турочакского района от 03.10.2018 года протокол об административном правонарушении направлен по подведомственности в Турочакский районный суд, как составленный в отношении должностного лица.
Таким образом, то обстоятельство, что по тексту протокола об административном правонарушении и постановления глава МО «Турочакское сельское поселение» Осипов В.В. не везде указан как должностное лицо, а указан просто Осипов В.В., не является существенным процессуальным нарушением, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Платежные документы подписаны главой сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай Осиповым В.В.
Исходя из Устава (статья 32) глава поселения является руководителем исполнительно-распорядительного органа Муниципального образования – сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай.
Решением № от <дата> на должность главы МО «Турочакское сельское поселение» избран Осипов В.В.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В нарушение требований КоАП РФ, в постановлении судьи отсутствует исследование и оценка доказательств, на основании которых судья пришел к выводу об отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ в действиях должностного лица - главы муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Осипова В.В.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Турочакского районного суда не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влечет отмену вынесенного постановления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание наличие указанных выше процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, учитывая, что обстоятельства дела судом первой инстанции были проверены не в полном объеме, считаю возможным постановление судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 02 ноября 2018 года отменить как незаконное и необоснованное с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в силу ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 02 ноября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица главы Муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Осипова В.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения - отменить
Протокол № от <дата> председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Турочакский район» об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ с материалами административного дела, в отношении должностного лица главы Муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Осипова В.В. направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай С.Н. Чертков