Дело № 12-52/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление о назначении
административного наказания
пгт Юрья Кировской области 08 апреля 2019 года
Судья Юрьянского районного суда Кировской области Братухина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на ОРО на постановление административной комиссии ЗАТО Первомайский Кировской области № 03 от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 3.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», вынесенное в отношении ФИО1,Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением административной комиссии ЗАТО Первомайский Кировской области № 03 от 20.03.2019 ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения за то, что она в период с 23 часов 00 минут до 23 часов 30 минут 23.02.2019 громко стучала в дверь, а также пинала ногой в деверь квартиры 24 по адресу: <адрес>, препятствовала полноценному отдыху соседей из квартиры 23 по адресу: <адрес>, чем нарушила общественное спокойствие граждан.
Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на ОРО, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с протестом, в котором просит данное постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в административную комиссию ЗАТО Первомайский по следующим основаниям. В нарушение требований ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от 12.03.2019, составленном первым зам.главы администрации ЗАТО Первомайский ФИО2 в отношении ФИО1, фактически не указано место совершения административного правонарушения, а именно не указан населённый пункт. Административной комиссией ЗАТО Первомайский при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, вопреки требованиям п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, не возвращены. Протокол об административном правонарушении от 12.03.2019 использован в качестве доказательства по делу. В постановлении по делу об административном правонарушении № 03 от 20.03.2019 место совершения административного правонарушения не указано - указано <адрес>, населённый пункт не указан, что является существенным нарушением. В материалах дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 сведений о её надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не имеется, извещение вручено ФИО3 При рассмотрении дела ФИО1 участия не принимала.
В судебном заседании помощник прокурора Юрьянского района (на основании поручения прокурора по надзору за исполнением законов на ОРО) ФИО4 поддержала доводы протеста в полном объёме.
Представитель административной комиссии ЗАТО ФИО5 в судебном заседании с протестом согласилась, указала, что в п.4 протокола об административном правонарушении от 12.03.2019 указано место жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе населённый пункт, далее по тексту в протоколе место совершения правонарушения обозначено без указания населённого пункта. Посредством почтовой связи, телефонограммой ФИО1 не извещалась в связи с тем, что сроки рассмотрения дела об административном правонарушении сокращённые, курьер вручила извещение о заседании административной комиссии, назначенное на 20.03.2019 в 15 час. 00 мин., мужу ФИО1 – К.
В судебном заседании потерпевшая Б. с протестом согласилась.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения протеста надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, заслушав прокурора, поддержавшего протест, представителя административной комиссии, потерпевшую, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства (ч.2 ст.25.15 КоАП РФ).
Содержание приведённых правовых норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вынесенное по делу об административном правонарушении итоговое постановление должно соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 29.10 КоАП РФ.
С учётом указанных требований на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо, правомочное рассматривать дело об административном правонарушении, согласно п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ должно выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также выяснить причину неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из документов дела усматривается, что 20.03.2019 административной комиссией ЗАТО Первомайский в составе председательствующей Т. и членов комиссии С., Д.. было рассмотрено дело и вынесено постановление № 03 по делу об административном правонарушении о назначении наказания в отношении ФИО1
Как следует из материалов административного дела, о месте и времени рассмотрения составленного в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, назначенного на 20.03.2019 в 15 часов 00 минут, ФИО1 не была надлежащим образом извещена, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие направление в её адрес извещения о необходимости явки для рассмотрения (л.д. 5).
Из представленного материала следует, что извещение о заседании административной комиссии по рассмотрению протокола об административном правонарушении было вручено под подпись ФИО3 14.03.2019, однако последний не является лицом, участвующим в деле об административном правонарушении. Доказательств надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела в представленных материалах не имеется.
Таким образом, административная комиссия на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не располагала данными о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела, в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ не отложила рассмотрение дела, а рассмотрела по существу, вынеся постановление о назначении административного наказания, нарушив право ФИО1 на защиту.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В рассматриваемом случае порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности был нарушен, право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту в ходе производства по делу не было реализовано, что является существенным нарушением процессуальных требований административного законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что административной комиссией ЗАТО Первомайский было нарушено право на защиту лица, в отношении которого ведётся производство по делу, а также нарушен принцип полноты, объективности и всесторонности рассмотрения дела, закрепленный в ст. 24.1 КоАП РФ.
Кроме этого, при рассмотрении протеста прокурора были выявлены и другие существенные нарушения, допущенные при рассмотрении дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 30.03.2019 отсутствует указание на место совершения правонарушения, то есть указан адрес его совершения (<адрес>), но не указан населённый пункт.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место совершения административного правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
В нарушение ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от 12.03.2019, составленном первым заместителем главы администрации ЗАТО ФИО6 в отношении ФИО1, фактически не указано место совершения правонарушения, а именно не указан населённый пункт, где совершено правонарушение.
Указанный протокол об административном правонарушении от 12.03.2019 был использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению административной комиссией не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии администрации ЗАТО Первомайский Кировской области № 03 от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области», вынесенное в отношении ФИО1,, отменить, возвратить дело административной комиссии ЗАТО Первомайский Кировской области на новое рассмотрение.
На данное решение может быть подана жалоба в Кировской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Юрьянский районный суд.
Судья Е.А. Братухина