Материл № 12-52/19 Беловский районный суд Кемеровской области РЕШЕНИЕ |
г. Белово 17 июня 2019 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Рындина Н.Н.,
при секретаре Сычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № №-И от 28.03.2019 года, вынесенное в отношении МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
ФИО1, начальник МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» обратилась в суд с жалобой на постановление Государственной инспекции труда в Кемеровской области № № от 28.03.2019 года, вынесенное в отношении юридического лица- МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 35000 рублей. С постановлением главного государственного инспектора труда ФИО2 не согласна по следующим основаниям.
Она, будучи начальником МКУ «Управление образования Беловского муниципального района», издала несколько приказов о применении дисциплинарного взыскания в отношении директора муниципального казенного общеобразовательное учреждения «Бачатская общеобразовательная школа – интернат» (далее –школа) ФИО3.
В связи с тем, что ФИО3 не согласна с вынесенными приказами, ФИО3 обратилась в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области в защиту своих прав и интересов.
ФИО3 привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с грубым нарушением должностной инструкции руководителя общеобразовательной организации, а соответственно с прямыми обязанностями директора школы.
Считает, что к директору школы применены меры того или иного вида дисциплинарного взыскания правомерно и обосновано.
В Управлении образования действует приказ о несвоевременной передаче информации по различным чрезвычайным ситуациям, происшествиям от 28.02.2017 №. Суть приказа состоит в том, что при возникновении непредвиденных, форс-мажорных обстоятельств в образовательных организациях Беловского муниципального района, руководители соответствующих организаций обязаны незамедлительно поставить в известь Управление образования о случившемся. С приказом директор школы ФИО3 ознакомлена, что подтверждается почтово-электронной рассылкой от 28.02.2017. Как выяснилось, в воскресенье, 04.11.2018 года на базе школы произошла чрезвычайная ситуация. Трубы холодной воды не были утеплены должным образом по вине работников, вследствие чего трубы подачи холодной воды на территории школы перемерзли, соответственно, не поступала вода в пищеблок. О случившемся директор школы не поставила в известность Управление образования. Единая дежурно-диспетчерская служба Беловского муниципального района сообщила о произошедшем начальнику Управления образования. За данное нарушение 12.11.2018 приказом №-КВ ФИО3 была привлечена к дисциплинарной ответственности, к ней применена мера дисциплинарного взыскания в виде замечания. Директор школы с приказом ознакомлена под роспись.
Приказ от 12.11.2018 №-КВ также считает законным и обоснованным. 09.11.2018 главным бухгалтером Управления образования ФИО4 составлена докладная на имя начальника Управления образования, в которой указывается, что по халатности главного бухгалтера школы на лицевом счете образовательной организации остались неиспользованные денежные средства. Неиспользование денежных средств признается нарушением финансовой дисциплины, и, соответственно, является грубым финансовым правонарушением. Директор школы в соответствии с пунктом 3.12 должностной инструкции решает административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы. Таким образом, директором школы ФИО3 нарушена одна из первостепенных обязанностей, которая напрямую закреплена должностной инструкцией. Более того, имеется объяснительная от директора школы, ФИО3 с приказом ознакомлена под роспись. Приказ вынесен на основании докладной главного бухгалтера Управления образования от 09.11.2018 года и объяснительной.
Приказ от 05.03.2019 №-КВ о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания составлен за грубое нарушение директором школы ФИО3 должностной инструкции. В приказе указаны соответствующие пункты, которые нарушены ею вследствие недобросовестного и несвоевременного выполнения своих должностных обязанностей. А именно, нарушено законодательство о налогах и сборах (образована недоимка страховых взносов на обязательное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В Управление образования поступили письма от Департамента образования и науки от 21.02.2019 и начальника финансового управления по Беловскому району от 28.02.2019. В письмах уполномоченные лица требуют предоставить объяснения о причинах образования задолженности и мерах, принятых к нарушителям финансовой дисциплины. 01.03.2019 года ФИО3 предоставила информацию, в которой указывается, что задолженность на самом деле присутствовала и была погашена 11.02.2019, хотя требование об уплате образованной недоимки в МКОУ «Бачатская общеобразовательная школа-интернат» поступило 30.01.2019. Отсюда следует, что нарушение законодательства о налогах и сборах в действительности существует, наблюдается неоднократное несвоевременное погашение образовавшейся недоимки. Считает, что имелись все основания для привлечения ФИО3 к ответственности, на основании чего полагает, что данный приказ также предписано отменить необоснованно и неправомерно.
Приказ от 12.03.2017 №-КВ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора директору ФИО3 вынесен за нарушения, выявленные в ходе внеплановой проверки (приказ о проведении проверки от 19.02.2019 №), которая проводилась с 20-28 февраля 2019 года. Причиной проведения проверки стало педагогическое обращение коллектива МКОУ «Бачатская общеобразовательная школа-интернат» губернатору Кемеровской области от 11.02.2019, в Департамент образования и науки Кемеровской области от 11.02.2019. На основании данных обращений и письма Департамента образования и науки Кемеровской области была создана комиссия для проведения внеплановой проверки МКОУ «Бачатская общеобразовательная школа – интернат». По результатами проверки составлена справка от 07.03.2019 №. Справка содержит конкретные указания на нарушения и рекомендации по их исправлению. Директор муниципального казенного учреждения «Бачатская общеобразовательная школа-интернат» ФИО3 отказалась предоставить объяснительную по нарушениям, выявленным в ходе внеплановой проверки, ознакомиться и подписать справку. Соответствующие акты присутствуют.
Отдел федерального государственного надзора в г. Белово предписывает отменить данные приказы и признает юридическое лицо – МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Главный государственный инспектор труда ФИО2 обосновывает свои решения тем, что в приказах не указано, какую трудовую обязанность работник не исполнил, что повлекло возможность привлечения к дисциплинарной ответственности.
Однако, следует отметить, что не все приказы построены подобным образом. Приказ от 12.11.2018 № конкретно содержит информацию о том, какая обязанность работником не исполнена, но, тем не менее, приказ подлежит отмене. Остальные приказы содержат конкретные пункты должностной инструкции. Какое бы то ни было неисполнение должностных обязанностей, оно в любом случае соприкасается с должностной инструкцией, входит в состав обязанностей, которую устанавливает должностная инструкция, Устав общеобразовательной организации. Директор школы обладает достаточной информацией и понимает, за что конкретно привлекается к той или иной дисциплинарной ответственности.
Также следует отметить, что в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует легально установленный порядок составления приказов о применении дисциплинарного взыскания. Все формы, которые размещены на различных путеводителях, носят лишь рекомендательный характер. Она, как начальник Управления образования, считает, что все конкретные права и обязанности устанавливаются в учреждении должностными инструкциями работника. Нарушение хотя бы одного пункта может включать в себя комплекс правонарушений. И, исходя из того, что в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации должностные инструкции отнесены к группе документов организационно-нормативного регулирования деятельности предприятия, учреждения, они являются частью унифицированной системы организационно-распорядительной документации, то есть комплекта документов, в котором фиксируются вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности отдельных должностных лиц. Должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора. Должностная инструкция директора школы устанавливает какие возложены на него трудовые обязанности. Именно поэтому приказы Управления образования изданы таким образом, чтобы было видно, какой конкретно пункт должностной инструкции своими виновными действиями нарушил руководитель образовательной организации.
Трудовой кодекс Российской Федерации также устанавливает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
Трудовое законодательство также устанавливает порядок применения дисциплинарных взысканий. Управление образования при издании приказов о применении дисциплинарных взысканий к ФИО3 придерживалось статье 193 Трудового кодекса Российской Федерации. Из анализа данной статьи следует, что работодатель должен затребовать письменные объяснения от работника по факту выявленных нарушений. Письменные объяснения к приказам от 12.11.2018 №-КВ, от 05.03.2019 №-КВ имеются, по остальным приказам составлены акты об отказе ФИО3 от дачи объяснений. Предоставить объяснения в письменном виде требовалось от ФИО3 неоднократно, на что ФИО3 отвечала, что приедет, напишет. Никакие объяснения в итоге не предоставила. Присутствуют акты, подтверждающие отказ от дачи объяснений. После чего были вынесены приказы о применении к ней дисциплинарного взыскания.
ТК РФ также устанавливает, что не предоставление работником объяснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Факты не предоставления объяснительных зафиксированы соответствующими актами.
Следует отметить, что принятые меры не являются чрезмерно строгими. Целью начальника Управления образования, вынося замечания, выговоры, является указать руководителям образовательных организаций на недопустимость повторного проявления подобных ошибок.
Директор МКОУ «Бачатская ОШИ» ФИО3 является опытным работником, с 40-летним стажем педагогической деятельности. Более 10 лет осуществляет руководство школой. Обладает всеми необходимыми чертами для руководителя образовательной организации такого типа. Вынося те или иные меры дисциплинарного взыскания, ставится цель недопущения подобных деяний (действий, бездействий).
Просит принять во внимание, что за все время существования и работы муниципального казенного учреждения «Управление образования Беловского муниципального района», оно ни разу не привлекалось к ответственности, за все время работы учреждение показывало себя только с лучшей стороны, все проверки подконтрольных органов проходили без замечаний и наказаний. Все замечания и рекомендации, вынесенные Главным государственным инспектором труда, несомненно, учтены и приняты во внимание.
Просит постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 № 42/12-4512-19-И от 28.03.2019 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и представитель МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» ФИО5, действующая по доверенности № от 25.12.2018, поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением от 28.03.2019 №-И, вынесенным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2 (далее также - постановление должностного лица), юридическое лицо - МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о нарушении порядка применения к директору МКОУ «Бачатская ОШИ» ФИО3 дисциплинарных взысканий в виде выговоров приказами №-КВ от 05.03.2019, №-КВ от 12.03.2019, №-КВ от 12.11.2018, и замечания приказом №-КВ от 12.11.2018.
Должностным лицом Государственной инспекции труда в Кемеровской области сделан вывод о том, что названные дисциплинарные взыскания применены к ФИО3 неправомерно в связи с несоблюдением требований ч.1 ст.192, ч.2 ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства, зафиксированные в акте проверки от 28.03.2019, послужили основанием для составления 28.03.2019 в отношении юридического лица –МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» протокола №-И об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением от 28.03.2019 №-И, вынесенным Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области, к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником, по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Из представленного административного материала усматривается, что приказами начальника МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» ФИО1№-КВ от 05.03.2019, №-КВ от 12.03.2019, №-КВ от 12.11.2018 и №-КВ от 12.11.2018, к ФИО3, директору МКОУ «Бачатская ОШИ», применены дисциплинарные взыскания в виде выговоров и замечания за грубые нарушения должностной инструкции руководителя общеобразовательной организации (л.д.46-82 ).
В связи с рассмотрением Государственной инспекцией труда в Кемеровской области жалобы ФИО3 о нарушении её трудовых прав от 15.03.2019 в отношении юридического лица - МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля ( надзора) от 22.03.2019 №-И была проведена внеплановая документарная проверка.
Спор относительно правомерности применения дисциплинарного взыскания в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.
Административные материалы позволяют сделать вывод о наличии между МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» и работником ФИО3 разногласий по поводу применения к ней дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговоров. Соответствующие разногласия содержат перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации признаки и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2 о совершении юридическом лицом - МКУ «Управление образования Беловского муниципального района», административного правонарушения, выразившегося в неправомерном применении к ФИО3 дисциплинарных взысканий, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2№-И от 28.03.2019, вынесенное в отношении юридического лица- МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
жалобу ФИО1 на постановление № № от 28.03.2019 года, вынесенное в отношении МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление № №И от 28.03.2019, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области в отношении юридического лица - МКУ «Управление образования Беловского муниципального района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.Н.Рындина.