Дело №12-52/2019
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2018 года пос. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.,
при секретаре Шатравской Е.Н.,
рассмотрев жалобу администрации Синеборского сельсовета на постановление мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
05 марта 2019 г. в ходе надзора за состоянием улично-дорожной сети в с. Дубенское Шушенского района Красноярского края государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Шушенский» ФИО2 выявлен факт несоблюдения требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, согласно которому должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения. Так, в с. Дубенское в нарушение требований п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на улицах ФИО6 Партизан, Туруханская, хозяйственный проезд, переулок Рабочий отсутствуют в необходимых местах дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу».
По данному факту государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 в отношении юридического лица администрации Синеборского сельсовета 08.05.2019 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе ФИО1 от 22.05.2019 года администрация Синеборского сельсовета была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и ей назначено наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ – 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шушенский районный суд, глава администрации Синеборского сельсовета ФИО3 просит отменить постановление мирового судьи по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на то, что проверка об отсутствии дорожных знаков была проведена в отсутствие представителя администрации, также в отсутствие их представителя был составлен акт выявленных недостатков. О предстоящей проверке представитель администрации не был уведомлен.
Представитель администрации Синеборского сельсовета ФИО4 в судебном заседании поддержал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении по доводам, изложенным в жалобе, дополнительно пояснив, что администрацией принимались определенные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, в апреле 2019 года были закуплены дорожные знаки, которые на сегодняшний день частично установлены. Регламент по установке знаков в с.Дубенское был разработан в 2012 году. До 2019 года никаких претензий по поводу того, что знаки в с.Дубенское не установлены, к администрации Синеборского сельсовета не предъявлялись. ФИО3 приступил к исполнению обязанностей главы администрации в ноябре 2018 года. В феврале 2018 г. он заключил контракт на изготовление дорожных знаков еще до получения предписания, но на их изготовление потребовалось определенное время, в данный момент дорожные знаки в с.Дубенское установлены. Просит принять во внимание, что дорожное правило о проезде нерегулируемых перекрестков никем не отменено, низкую интенсивность движения в месте установки дорожных знаков, при которой отсутствие дорожных знаков не угрожает безопасности дорожного движения, а также дотационность бюджета муниципального образования.
Глава администрации Синеборского сельсовета ФИО3 в судебном заседании пояснил, что ещё до проверки без всяких предписаний принимались меры по установке дорожных знаков, в феврале 2019 г. был заключен контракт на изготовление дорожных знаков. При этом обязаны учитывать соблюдение органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ. До этого занимались установкой дорожных знаков в п.Синеборск. В с.Дубенское планируется ремонт дорог, планировали установить дорожные знаки одновременно с ремонтом дорог.
Зам. главы Синеборского сельсовета ФИО5 просит учесть, что бездействия со стороны администрации Синеборского сельсовета в области безопасности дорожного движения не имеется. Главой администрации ещё до проведения проверки ОГИБДД были приняты меры по установке дорожных знаков, заключен контракт в феврале 2019 г. Схема расположения дородных знаков была утверждена в 2012 году, но до 2019 года никаких претензий в сельсовету не предъявлялось. После того, как сделали замечание, дорожные знаки были заказаны и как только их получили, сразу же установили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Так, в соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.
Согласно п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004. Знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток.
Согласно п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 05 марта 2019 года Администрация Синеборского сельсовета, являясь собственником участка автодороги в границах с. Дубенское, не обеспечила содержание дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а именно на улицах ФИО6 Партизан, Туруханская, хозяйственный проезд, переулок Рабочий отсутствуют в необходимых местах дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Подпунктом 15 п.1 ст. 6 Устава Синеборского сельсовета к вопросам местного значения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: предписанием № 31, выданным администрации Синеборского сельсовета от 05 марта 2019 года по устранению выявленных недостатков - в срок до 05.04.2019 г. обустроить дорожными знаками дороги (улицы) ФИО6 Партизан, Туруханская, пер. Рабочий с. Дубенское, привести в соответствии с п. 5.3.2 и 5.3.6 ГОСТ 52289-2004, п. 6.2.1 ГОСТ 50597-2017 (л.д.14);
- актом № 54 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 05 марта 2019 года с фототаблицами к нему из которых следует, что на день проверки 05 марта 2019 года на улицах ФИО6 Партизан, Туруханская, пер. Рабочий с. Дубенское Шушенского района Красноярского края в нарушение с п. 5.3.2 и 5.3.6 ГОСТ 52289-2004, п. 6.2.1 ГОСТ 50597-2017 отсутствуют в необходимых местах дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу» (л.д.15);
- почтовым уведомлением (л.д.20);
- телефонограммой (л.д.22);
- копией схемы расположения дорожных знаков (л.д.23);
- решением Синеборского сельского Совета депутатов от 15.08.2018 года «Об избрании Главы Синеборского сельсовета», которым решено избрать Главой Синеборского сельсовета ФИО3 (л.д.30);
- распоряжением главы Синеборского сельсовета от 20 марта 2019 года №18 на заместителя главы сельсовета ФИО5 возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения (л.д.31);
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения об администрации Синеборского сельсовета (л.д. 29);
- постановлением Главы Администрации Синеборского сельсовета от 02 марта 2017 года № 12 «Об утверждении муниципальной программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры» (л.д.32).
Мировым судьёй дана надлежащая оценка доказательствам на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из доводов жалобы и пояснений в судебном заседании не усматривается, каким образом вопрос своевременности вручения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, актов о нарушениях повлиял или мог повлиять на выводы о наличии в его действиях состава административного правонарушения, учитывая, что факт нарушения при рассмотрении дела не отрицался. Проверка проводилась должностным лицом государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Шушенский» ст. лейтенантом полиции ФИО2 в ходе надзора за состоянием улично-дорожной сети в с. Дубенское Шушенского района Красноярского края в рамках п. 81 Административного регламента МВД, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 г. № 380, поэтому доводы заявителя о процессуальных нарушениях при проведении проверки обоснованно отвергнуты мировым судьёй.
Состав правонарушения является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении негативных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении администрации сельского поселения к исполнению возложенных на него обязанностей по устранению нарушений законодательства.
В соответствии с п.п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст. 2.9 КАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Из имеющихся материалов дела следует, что администрация Синеборского сельсовета принимала меры к обеспечению безопасности дорожного движения.28 февраля 2019 г. заключен контракт на сумму 30 000 рублей с МУП «Водоканал» на очистку дорог, обочин в п.Синеборск и с.Дубенское. После получения предписания №11 от 05 марта 2919 г. об устранении недостатков в улично-дорожной сети в с.Дубенское был заключен контракт на изготовление дорожных знаков от 12 апреля 2019 г., произведена оплата, дорожные знаки отпущены по товарной накладной от 12 апреля 2019 г.
Часть 2.9 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при установлении сроков для устранения выявленных нарушений на органы государственного контроля (надзора) возлагает обязанность учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Программой комплексного развития системы транспортной инфраструктуры на территории Синеборского сельсовета, утвержденной постановлением главы Синеборского сельсовета от 02 марта 2016 года №12, запланированы объёмы финансирования на установку дорожных знаков на период с 2017 по 2022 год, а также ремонт автомобильных дорог, в том числе с.Дубенское, что свидетельствует об отсутствии бездействия или пренебрежительного отношения со стороны администрации Синеборского сельсовета к исполнению возложенных на неё обязанностей.
Из фототаблиц к акту проверки в с.Дубенское следует, что места установки дорожных знаков расположены на широких улицах с редко расположенным и далеко стоящими от дороги домами, местами дома только с одной стороны дороги, что не заслоняет водителям видимость при проезде перекрестков и что существенно снижает возможность совершения дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что администрацией Синеборского сельсовета принимались меры к исполнению законодательства по безопасности дорожного движения в с.Дубенвкое, а также невысокую степень потенциальной общественной опасности совершенного юридическим лицом правонарушения, суд считает возможным признать административное правонарушение, совершенное администрацией Синеборского сельсовета, малозначительным и освободить её от административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья –
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края ФИО1 от 22 мая 2019 года о привлечении администрации Синеборского сельсовета к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ отменить. Освободить администрация Синеборского сельсовета от административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушении и ограничиться устным замечанием.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Н.П. Шимохина